«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Проект на тему:

«Опытно - экспериментальная деятельность по изучению неживой природы во второй младшей группе»

                                                                                 

Актуальность проекта: 

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

        Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному направлению работы

Тема проекта: «опытно-экспериментальная деятельности по изучению неживой природы во второй младшей группе»

Цели проекта: создать условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента

  Задачи:

  • Формировать у детей мышление, фантазию, воображение
  • Развивать с помощью наглядных средств (условных знаков, символов, моделей, схем) познавательный опыт
  • Развивать экспериментирование как, эффективный метод познания окружающего мира
  • Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать
  • Воспитывать умение видеть красоту окружающего мира
  • Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни

 

      Длительность: Сентябрь 2016 - май 2017 года (долгосрочный).

Подготовительный этап:

  • Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  • Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  • Планирование занятий на период с сентября 2016 по май 2017 года.
  • Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

  • Сформировать картотеку по экспериментам с природным материалом.
  • Создать для детей в группе уголок для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Планирование занятий по экспериментированию с детьми второй младшей группы

Тема

Совместное

элементарное

экспериментирование

(содержание)

Задачи
Сентябрь

«Узнаем, какая вода»

 

Материал: Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизатором (ванильным сахаром); стаканчики для детей. Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. текучая)
«Что в пакете?» Материал: Полиэтиленовые пакеты Обнаружить воздух в окружающем пространстве

Тонет, не тонет, плавает

Материал: таз, кувшин с водой, кукла, полотенце, мяч, камень. Развивать игровую деятельность детей;  развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Формировать  умение  называть  свойства  предметов (твердый, мягкий, тонет, не тонет в воде).
«Волшебница - вода»  Материал: Иллюстрации с пейзажами в разное время года, набор карточек с животными и птицами, магнитофон, три бутылки. Веточка ёлки, картинка-  гриб, краски(красная, зелёная), стаканчики с кипячёной водой для детей, кукла – волшебница. Познакомить со свойствами воды, во что она может превращаться. Для кого она нужна и для чего она нужна. Воспитывать бережное отношение к воде. Развивать речевую активность. Учить детей различать и называть воду
Октябрь

«Вот какой песочек»

 

Материал: Тазик с сухим  песком, камешки, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки

Развитие восприятия, воображения, логического мышления;

Развитие мелкой моторики; Закрепить знания детей о свойства и особенностях песка

Мокрый песок принимает любую нужную форму"

 

Материал: тазик воды, песок Познакомить детей со свойствами мокрого песка
Перо Материал: тазик воды, перо Формировать представление детей о том, что перо легче воды и воздуха

«Дождик» (игры с водой)

 

Материал: таз с водой, сито, стаканчики из-под майонеза, йогурта с дырочками в дне. Продолжать знакомить со свойствами воды

 

Ноябрь

«Горячо-холодно»

 

 

Материал: Бутылочки с холодной и горячей водой (не больше 45 гр.), стаканчики, тазик

Формировать умение определять температуру веществ и предметов

 

«Окрашивание воды»

Материал: емкости с водой, гуашь разных цветов

Выяснить свойства воды (вода  прозрачная, но может менять свою  окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

«Легкий - тяжелый»

 

Материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»)

Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять  вес предметов и группировать предметы по весу.

 

«Чудесный мешочек»

 

Материал: мешочек, предметы различные по качеству Познакомить с органами чувств и их назначением

Декабрь

«Снег и  его свойства!»

Свойства снега: (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

Материал: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы

«Хрустальные льдинки»

Материал: тазик с холодной водой,  тазик с теплой водой, 2 кусочка льда

Познакомить со свойствами воды (замораживание).  Развитие внимания, любознательности. Формировать умение делать выводы: в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной.

«Как воду превратить в лед»

Материал: банка с водой

Вода превращается в лед при низких температурах.

Вынести банку с водой на улицу утром, и вечером занести

Познакомить со свойствами воды

«Как из снега получить воду?»

Материал: снег, ведерки

Формирование представлений о свойствах и особенностях снега;

Развитие мелкой моторики;

Развитие логического мышления

Январь

«Изготовление цветных льдинок»

Материал: Вода, формочки для льда, гуашь

Познакомить с одним из свойств воды

«Мороз и снег»

Материал: Кусочки льда, стаканчики Закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры  воздуха
Ветер

Материал: Прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой

Выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой

Февраль

«Надувание мыльных пузырей»

«Материал: мыльный раствор в емкости, тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце Научить детей самостоятельно пускать мыльные пузыри, знакомство со свойствами мыльной воды

«Пластмасса, ее качества и

свойства»

           

Материал:

Пластмассовые стаканчики, вода, спички

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость)

«Бумага, ее качества и свойства»

Материал: лист альбомной бумаги, лист газеты, лист картона, тазик с водой

Научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества  и свойства

Качества бумаги (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность); Свойства бумаги (мнется, рвется, режется, горит)

«Плавает-тонет»

Материал: 2 тазика с водой, машинка игрушечная, игрушечный лимон Учить детей определять легкие и тяжелые предметы

Март

«Что в коробке»

Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Материал: коробка, фонарик, свечка, лампа      

Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа).

«Камушки – какие они?»

Материал: Картинки с изображением камешков коллекция камешков, перо или спички, тазик с водой, полотенца, классическая музыка со звуками шума моря

Развитие восприятия, воображения;

Развитие речи (обогащение словарного запаса);

Развитие мелкой моторики пальцев рук;

Развитие логического мышления

«Посадка лука»

Материал: Пластиковая коробка с землей, пластиковый стакан с водой, 7 луковиц Уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений

«Кораблики»

Материал: тазик, бумага

Показать детям прием плавания бумажного кораблика в воде
Апрель

«Игры с соломинкой»

(Трубочка)

Материал: трубочки, стаканы с водой

Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть

«Здравствуй, солнечный зайчик»

Материал: зеркала Дать представление о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности

«Сравнение песка и глины»

  

Материал: стаканчики, песок и глина, подносы, вода

Познакомить детей со свойствами песка и глины, развивать умение сосредоточиться; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать

Резина, её качества и свойства.

Материал: Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спички, алгоритм   Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность)

Май

Почему песок хорошо сыплется?

Материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость

«Летающие шарики»

Материал: воздушные шары (надуть и отпустить)            Помочь выяснить свойство воздуха в шариках (ЧТО?) – воздух, он выходит из шарика и шарик летит
«Чудесные фигурки»

Материал: песок, формочки для песка, ведро воды, полотенце

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать фигурки

«Волшебная водичка»

Материал: классическая музыка со звуками воды; чайник с кипящей водой, тарелка с водой, стакан с дырками на дне; два тазика с холодной и теплой водой; 5 листов бумаги, шарф; стаканчики с водой, кисточки краски двух цветов; стаканы с соком и водой 

Развитие восприятия, Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний детей о свойствах и особенностях воды.

 

 

Планирование работы с родителями  на тему:

 «Экспериментальная деятельность дошкольников»

 

Сентябрь

Консультация: «Познаём природу через наблюдения при прогулки с родителями»

Октябрь

Родительское собрание «Опыты и эксперименты дома»

Ноябрь

Памятка для родителей: «Экспериментирование с водой»

Декабрь

Консультация «Эксперименты на кухни»

Январь

Консультация для родителей: «Играя, познаем»

Февраль

Родительское собрание «Поможем воде стать чистой»

Март

Консультация для родителей: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Апрель

Консультация для родителей «Организация игр с песком и водой»

Май

Выставка поделок из природного материала изготовленных совместно с родителями

 

  

 

Список использованной литературы:

 

1. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.

4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2014 (методическое пособие).

5. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1997.

6. Вернадский В.И. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.

7.Дыбина О.В. Неизведанное рядом:Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.-М. :ТЦ Сфера, 2005.

8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми, в 2-х частях - Минск: Аскар, 1996.

3
Загадки про спорт
Муму. (И. С. Тургенев, худ. А. Брей)
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.01.2022

В блогах

Выступление на семинаре – практикуме «Реализация игровых технологий в ДОУ как один из инновационных…

Цели и задачи: Активизировать познавательную деятельность педагогов Повышение компетентности педагогов в опытно экспериментальной деятельности Развивать творческие способности педагогов Воспитывать бережное отношение и любовь к...

Проектная деятельность в работе с детьми и родителями

Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда, в которой он вырастает. И для того, чтобы ребенок нормально рос  и развивался ...

Конспект ООД в младшей группе Тема: «Улицы родного города»

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе, Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое...

Новое на сайте

«Когда идти к логопеду?»

«Когда идти к логопеду?» В 2 года: если ребёнок не понимает речь взрослого; если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова; ведёте речевой дневник, а записать в него нечего. В 3 года: если ребёнок не строит фразы и предложения; говорит на...

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях»

Конспект непосредственной образовательной деятельности во второй младшей группе «Божья коровка у нас в гостях» Цель: расширение знаний детей о насекомых. Задачи:1. Образовательные:- уточнить и расширить знания детей о божьей коровке; - отрабатывать технику рисования гуашевыми красками;- продолжать учить правильно...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике, ёлке как символе празднования нового года Задачи: Образовательные: - Закрепить умение вырезания полукруг из прямоугольника; - Закрепить правила пользования...

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине. Закрепить знания о костюмах народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать уважение...