«Нетрадиционные формы работы с родителями как средство нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников».

Паспорт проекта

«СВЕТЛАЯ ПАСХА»

 

Пояснительная записка

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами.

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

Характеристика проекта: краткосрочный.

Срок реализации: С 10 – 22 апреля 2017 года.

Участники проекта: воспитатели, дети 5 - 6 лет, родители.

Тип проекта: познавательно - творческий.

Место проведения:  группа дошкольной образовательной организации, Верхнесалдинский краеведческий музей.

Цель проекта:

Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

  • Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с христианским праздником Пасхой и пасхальными играми.
  • Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
  • Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.
  • Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
  • Учить рисовать растительный или геометрический узор на объёмной форме (яйцо); развивать чувство ритма и цвета в рисовании узоров.
  • Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Задачи для родителей:

  • создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
  • развитие совместного творчества родителей и детей;
  • развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
  • заинтересовать родителей жизнью группы и детского сада, вызвать желание участвовать в ней.

Продукт проекта: 

-  Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»;

- Изготовление совместно с родителями поделок к празднику «Светлой Пасхи», оформление выставки;

- Оформление выставки детских работ и подарков к празднику «Светлой Пасхи».

- Празднование праздника «Светлой Пасхи», посещение и участие в мастер классе в Верхнесалдинском краеведческом музее.

 Материально-техническое обеспечение:

  • аудио, видео системы, фотоаппаратура, мультимедийная установка.
  • подбор  литературы,
  • подбор мультфильма по теме проекта;
  • создание презентации по теме проекта;
  • подбор наглядного материала (иллюстрации),
  • выставка рисунков, поделок,
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (Верхнесалдинский краеведческий музей).

Необходимые условия реализации проекта:

  1. интерес детей и родителей;
  2. методические разработки,
  3. преемственность с Верхнесалдинским краеведческим музеем.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Формы работы

Сроки

Подготовительный

Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

10 - 12 апреля  2017г.

Основной

Реализация проекта.

13 – 19 апреля 2017г.

Итоговый

Подведение итогов, презентация продукта проекта.

20 – 22 апреля 2017г.

Предполагаемый результат:

  • У детей повысится интерес к возрождению русских народных традиций, а так же они будут обладать знаниями о возникновении праздника Пасха и религиозных обычаев.
  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
  • Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.

Предварительная работа:

- Просмотр видио – ролика «Светлая Пасха»;

- Просмотр мульфильма по теме проекта.

Роль родителей в реализации проекта:

- Изготовление совместных с детьми поделок к празднику «Светлой Пасхи».

- Совместное с детьми празднование праздника «Светлой Пасхи» и посещение мастер класса по окрашиванию пасхальных яиц.

Работа воспитателей.

- Оформление и пополнение уголка «Светлая Пасха».

- Совместное с детьми изготовление поделок – подарков к празднику «Светлой Пасхи»и оформление выставки.

- Подборка видио – роликов и медиа - презентаций «Светлая Пасха».

- Организация экскурсий в Верхнесалдинский краеведческий музей.

Тематическое планирование

Сроки реализации

Формы работы

10 – 22 апреля 2017г.

Физическое развитие»

Подвижные народные игры «Солнышко»,

«Летели две птички», «Горка»

Беседы по правилам пасхальных игр

«Социально-коммуникативное развитие»

Выставка детских работ «Пасхальное яйцо»

Работа с семьей – информационный материал «Окраска пасхальных яиц»

«Познавательное развитие»

Беседы с детьми «Что такое Пасха», «Почему мы красим яйца?»

Проведение НОД по теме «Светлое Воскресение Христово».

Просмотр презентации «Детям о Пасхе», «Праздник Пасха».

Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий в свободной деятельности.

Просмотр мультфильмов «Иисус сын Божий», «Чудеса Иисуса».

«Речевое развитие»

Рассказ о христианском православном празднике Пасха

Сюжетно-ролевая игра «Семья», сюжет в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи.

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Головоломки «Лабиринт», «Логическая цепочка».

«Художественно-эстетическое развитие»

·        Раздел Изобразительное искусство

Декоративное рисование «Пасхальное яйцо»

Аппликация «Пасхальное яйцо»

Аппликация «Пасхальный кулич»

Раскраски на тему:

«Светлый праздник Пасхи!».

·        Раздел Чтение художественной литературы

Чтение стихов посвящённых Пасхе и заучивание наизусть:

«Пасхальный Благовест» С. Есенин;

«Христос Воскрес!» А.Майков;

Закличка «Солнышко».

Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Пасху.

Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Л. Зилов.

«Первое красное яичко» Г.Е. Левкодимова.

Итоговое мероприятие:

 - Праздник «Пасха Светлая»,

- Участие в мастер классе по окрашиванию яиц к празднику.

 

 

Тематическое планирование работы с родителями

 

Сроки

Формы работы

10 – 22 апреля 2017г.

-  Консультация «Православный праздник Пасха»

- Выставка детского творчества, совместных работ;

- Информационный материал «Окраска пасхальных яиц

 - Совместное разучивание пасхальных стихов

 - Совместное с родителями и детьми празднование праздника «Светлой Пасхи».

 - Посещение мастер класса по окрашиванию пасхальных яиц.

 

Используемая литература.

  1. http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/
  2. http://palomnic.org/oh/poet/pasha/
  3. http://mosmama.ru/782-chto-rasskazat-rebenku-o-pasxe.html
  4. http://vozrosdenie.ru/archives/2627
  5. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pasha-v-detskom-sadu
  6. «Библия для детей» – издательство «Паломникъ»  2007 г.
  7. «Пасхальный подарок» книжка - раскраска, издательство «Смирение» 2014 г.
  8. «Пасхальный подарок для детей» - издательство  Благотворительный фонд «Покровъ» 2013г.
  9. Ишимова А. О., Есенин С.А., Майков А. Н. - Пасхальная книга для детей - издательство Москва «Никея» 2013 г.
  10. Куцвева  Н. Г. «Детям о Пасхе Христовой» - издательство Белорусская Православная церковь, 2013г.
  11. Казакевич А. Н. « Пасха» - издательство ОлмаМедиаГрупп 2011г.
  12. Салищева М. Н. « Пасха» издательство «Карапуз» 2009г.

 

Приложение

Беседа на тему: «Светлая Пасха»

Пояснительная записка

Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

  • Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
  • Развивать интерес к культуре предков.
  • Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.
  • Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

Комплекс мероприятий

  • Беседа на тему «Что такое пасха?»
  • Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
  • Нетрадиционный способ рисование пальчиками на тему «Украшаем пасхальные яйца».
  • Аппликация «Пасхальный кулич»
  • Выставка совместных с детьми работ по аппликации "Украшение пасхальных яиц" 

 Ход мероприятия:

Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько: 
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»

«Что такое Пасха?»

16   апреля будем встречать христианский праздник - Пасха.  Этот праздник – победа  жизни над смертью , праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и  любви.  Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот  это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница  ( упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота ( день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и  печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся.

В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В  дерeвняx устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

«Почему мы красим яйца?»

 «Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

Призадумалось яйцо:

Кто же я, в конце концов?

Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?

- А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки?

И почему?

- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью  ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

 

Конспект НОД по образовательной области

«Познавательное развитие»

Тема: «В гости пасха к нам пришла»

Цель: развивать духовно-нравственный потенциал детей;

Узнать о традиции празднования Пасхи.

Задачи:

1.Воспитание нравственных качеств

  1. Приобщение к истокам культурных традиций русского народа

3.Знакомство с весенними обрядами.

Оборудование и материалы: аудиозапись русских народных песен; окрашенные яйца, яйца-писанки, иллюстрации изображения Марии Магдалены.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Певунью, маленькую птичку

Нарисовал я на яичке.

Щебечет птичка нам с небес:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

Нарисовал я Божий храм:

Скользят лучи по куполам,

На солнце золотится крест:

«Христос воскрес! Христос воскрес!»

-Ребята, о каком празднике идет речь? (ответы детей)

-Пасха самый главный христианский праздник. В Пасхальную ночь верующие в Христа идут в церковь на праздничную службу. Православная церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет. Заканчивается служба колокольным звоном.

-Пасха – день воскрешения Иисуса Христа, день, когда люди освобождаются от всего дурного. В этот праздник надежды на светлое будущее, победы Добра над Злом, люди радуются и поздравляют друг друга словами «Христос воскрес!» отвечают в ответ: «Воистину воскрес!»

Празднуют Пасху все, даже не христиане, так как этот праздник приходится на начало весны и пробуждения природы.

Звонко капают капели

Возле нашего окна

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла.

На Пасху ранним утром, люди выходили на улицу посмотреть, как сияет солнышко и лежит ли еще снег на земле. Определяли и предсказывали, каким будет урожай в этом году. «На святой дождь – добрая рожь», «на Пасху небо ясное и солнце играет – к доброму урожаю!» «Если к пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным.

-Ребята, скажите, какие особые блюда готовятся на Пасху? (ответы детей)

-К празднику готовились блюда» творожная «пасха», кулич, крашеные яйца. (показываю пасхальные яйца)

На Руси верили, что освященное яичко наделяет человека силой: «съешь его и болеть не будешь, добрым станешь».

Целую неделю люди ходили друг к другу в гости и обменивались пасхальными яйцами. Но яйца всегда отличались друг от друга по окраске, по способу окрашивания.

Посмотрите на наши праздничные яйца, чем они отличаются? (ответы детей)

-Молодцы! Одни яйца просто окрашены в один цвет, другие напротив, украшены различными узорами. Покрашенные яйца называют крашенками, а расписанные узорами – узорками или писанками.

Раньше на Пасху яйца красили только в красный цвет, поэтому ее еще называют «Красная Пасха». Существует предание, что к царю пришла одна из проповедниц учения Христа Мария Магдалена с вестью о том, что Христос Воскрес. В дар царю, как было положено, она принесла подарки. Так как она была женщиной бедной и не имея за душой богатств, она подарила царю белые яйца. Царь сказал: как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Как невозможно поверить в то, что белые яйца станут вдруг красными». Пока он говорил эти слова, яйца стали менять цвет: они порозовели, потемнели и наконец стали ярко красными. Так были подарены первые пасхальные яйца.

(показ изображения Марии Магдалены)

-Еще говорят, что если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может выполнить желание. А еще с яйцами можно играть.

Хотите знать, как праздник Пасхи отмечали наши дедушки и бабушки? (ответы ребят)

Проведение игры «за двумя зайцами»:

Берутся три крашенных яйца; два из них кладут рядом, а третье предлагается запустить детям так, чтобы оно попало по этим двум и они раскатились в разные стороны. (звучит аудиозапись любой русской народной песни).

Игра «Чье яйцо дальше покрутится!» (звучит русская народная песня)

-Издавна существовал обряд «отпущения птиц на волю» Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

(Хором с воспитателями):

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Вы на воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите.

-Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы к нам поскорее пришла весна, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели, и в гости Пасха к нам пришла!

Сценарий праздника – развлечения

«Веселится народ – праздник Пасхи у ворот!»

 

Ведущий. Весна .Весенний свежий лес шумит: Христос Воскрес!

И солнышко с небес блестит: Христос Воскрес!

И медный благовест гудит :Христос Воскрес!

На храме яркий крест звенит: Христос Воскрес!

Весна, пора чудес, поет : Христос Воскрес!

Нет радостней словес сказать: Христос Воскрес!

Дети. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!

Ведущий. Христос Воскрес, дети! Наступил праздник Пасхи. Пасха- святой церковный праздник, и появился он разу после смерти и воскресения Иисуса Христа. Пасха - это святые дни доброты и утешения. Люди прощают друг друга обиды, ходят на могилы умерших, чтобы почтить их добрым словом.

1реб. Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2реб. С полей уж снят покров снегов

И руки рвутся из оков

И зеленеет ближний лес

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

3реб. Вот просыпается земля

И одеваются поля

Весна идет полна чуде

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Песня «Пришла весна»

Ведущий. Пришла весна.

Весна – Красна

И всех гулять зовет она

Солнце ясное встает

Поплясать вас всех зовет!

Хоровод «Поцелуйчики»

Сценка «Золотое яичко»

Ведущий.

Жили - были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко, не простое, золотое!

Баба. Эй, старик, проснись скорей!

Дед. Волки что ли у дверей?

Ты чего шумишь, старуха?

Баба. Да смотри, что я нашла!

Наша курочка - пеструха

Под кустом яйцо снесла!

Дед. А тебе что за беда?

Ведь яйцо-то хоть куда!

Баба. Да яйцо то непростое,

А гляди-ка, золотое!

Дед. Золотое, в самом деле?

Мы с тобой разбогатели!

Баба. Ох, горит, слепит глаза!

Дед. Чудеса!

Баба. Чудеса!

Дед. Ты в сундук его запри!

Слышен стук в дверь.

Баба. Нету дома никого!

Дед. Ты пойди, запри засов,

Да спустить бы надо псов!

Баба (воротившись)

В среду в город я поеду

Там базар бывает в среду,

Богатеев много там!

Им яичко я продам!

Вот обновок накуплю я, разных юбок сорок штук

Шаль в цветочках голубую, до краев набью сундук!

Дед. Что ты мелишь небылицы?

Ишь, сыскалась молодица,

Наряжаться в разный хлам,

Нет уж, если мы богаты,

Я построю вместо хаты

Трехэтажные палаты,

И беседки по углам!

Баба. Наказанье с глупым мужем,

Что ты, старый, не блажи!

Мы живем других не хуже,

Ни к чему нам этажи!

Дед. Я хозяин или нет?!

(яйцо падает и разбивается)

Баба (плача) Ох, яичко покатилось, покатилось и разбилось!

Дед. Успокойся, хватит баба,

Нанесет яиц нам Ряба,

Мы раскрасим яйца эти

И вручим на пасху детям!

Ведущий. На пасху на Руси всегда устраивали веселые детские игры. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра «Катись, катись яичко»

С начала песни дети передают по кругу пасхальное яйцо. С окончанием песни тот у кого в руках яйцо выходит в круг и танцует.

Ведущий. Все ребята молодцы! А сейчас послушайте стихи о нашем празднике, о святой Пасхе.

Дети стоят вокруг глобуса.

1.Вот какой чудесный дом

Много есть соседей в нем

Только кто его построил

Кто порядок в нем устроил?

2.Кто посеял мох, цветочки

Кто деревьям дал листочки?

3.В реки кто воды налил

Кто в них рыбок поселил?

4.За весной послал нам лето,

Кто же, кто придумал это

Кто все так устроить мог

Все .Ну конечно ,это Бог!

5.Бога видеть невозможно

Лишь дела увидеть можно

Те, что делает для нас

Каждый день и каждый час!

6.Вот за что и почему

Благодарны мы ему.

7.Чтоб его не огорчать

Душу надо освещать,

Зла не делать никому,

И послушным быть ему.

Ведущий. Молодцы, ребята! Порадовали вы меня своими стихами, песней. Есть еще одна игра, поиграем с вами?

Дети. Да!

Вед. Давайте и мы с вами поиграем!

Игра «ГОРКА»

Поставить 2 скамейки 2 стульчика приготовить 2 яйца. Один конец скамейки поставить на стульчик. Играющий катит яйцо по горке, подхватывает его бежит знакового ориентира, обегает его и возвращается к своей команде, передаёт следующему участнику.

1 ребенок. Утром на рассвете Иисус воскрес

Прославляйте дети господа небес

Нет Христа в гробнице, сорвана печать

И щебечут птицы: как же нам молчать?

Победитель смерти радость нам принес

Славьте Бога ,дети, жив Иисус Христос!

2 ребенок. Утро пасхальное, утро чудесное

Утро победное, утро воскресное

Ныне спаситель восстал наш из гроба

Пой эту песню ты снова и снова

И расскажите ее всем сегодня

Как велика эта милость Господня.

Вед. Будет новая игра:

кто быстрее донесет яйцо на ложке, тот и победит.

Игра «Кто быстрее донесет крашенку»

Ведущий: Встретили пасху хорошо, весело

Хорошим угощеньем, песней, пляской, весельем.

Вед. А сейчас девчушки – хохотушки споют веселые частушки.

1.Ой, весна, весна, весна

Будь с девчонками честна

Всем раздай свои веснушки

Ну а мы споем частушки.

2.Очень рады мы весне

Долго мы гуляем

Мамы вечером идут

Их не замечаем!

3.Я на пасху подарю

Мамочке три розочки

Пусть ее глаза от счастья

Светятся как звездочки.

4.У черемухи – красы

Ветви золотистые

И весною хороши

Цветики душистые.

5.Лучше нету того цвету

Когда яблоня цветет,

Лучше нету той минуты,

Когда Пасха к нам идет.

6.В поле белая береза

От дождя качается

Долго дождика ждала я

Что ж он не кончается.

7.Вся природа ожила

Ведь пришла весна - красна

Дети весело играют

И частушкой потешают!

8.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли плохо ли

А сейчас мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали

Ведущий . Вот как весело у нас

В этот пасхальный час

Песня « Мы на пасху все идем» ( на мотив по малину в сад пойдем)

Ведущий

Вот и закончился наш праздник!

Консультация для родителей

Наступает светлый праздник Пасха!

Пасха - день Воскресения Иисуса Христа - Праздников Праздник.

Существует очень красивое предание, поясняющее, откуда пошла традиция здороваться на Пасху особым приветствием - красить яйца и дарить их друг другу. Во времена римского владычества люди, приходившие к императору с просьбой, обязательно должны были принести с собой что-либо в дар. Кто побогаче несли золото, а бедняки - что было в хозяйстве. И вот весть о воскресении Иисуса Христа императору Тиберию решила донести Мария Магдалина. В дар она не могла принести ничего, кроме белого яйца. "Христос воскрес!" - воскликнула она, сообщая императору новость, и протянула свой подарок. Тиберий презрительно ответил, что в такую несусветную глупость, как воскрешение Иисуса, он поверит, только если вот это белое яичко непременно станет красным. И свершилось чудо! Прямо в руках императора белое яйцо стало ярко-алого цвета. Тогда потрясенный владыка воскликнул: "Воистину воскрес!" Отсюда и пошёл известный нам обычай приветствия на Пасху.


     Воскрешение Христа символизирует и пробуждение природы, и чувств: всё воскресает и возрождается к жизни. Поэтому на Пасху часто преподносят множество живых и бумажных цветов, разноцветных яиц, разукрашенных цветными помадками и глазурью куличей.
Пасхальные подарки должны хоть чем-нибудь напоминать о воскресении, обновлении, плодородии. На Пасху детям, как символу продолжения жизни, принято уделять внимания больше всего.

Традиционно в этот день  происходит как бы два ритуала.
Первый целиком посвящен религиозным традициям, происходит в храмах при огромном стечении верующих, выстроен по канонам христианских обрядов.
Второй - всенародная радость. Люди ходят друг к другу в гости, поздравляя всех с Воскресением Христовым. В этот день вместо традиционных светских приветствий люди произносят: "Христос воскрес! обязательно слышат в ответ: "Воистину воскрес!» При этом необходимо в знак братской любви и всепрощения обязательно целовать друг друга.
Праздничные встречи на Пасху отмечались пиром - подлинно праздничным застольем, где главным угощеньем были специально испеченные куличи (из сдобного теста или из творога, часто их называют так же, как и сам праздник, пасхами) и сваренные вкрутую и окрашенные в разные цвета куриные яйца.
Яйца, сплошь покрытые краской, называются крашенками. 
Но есть яйца, разрисованные вручную: с узорами, картинками, надписями. Они называются писанками. 

Вообще Пасха — время, когда люди дарят друг другу подарки. Прежде всего, это особенные подарки для детей, подкладываемые родителями в специально пророщенную в горшочках травку. Родители обычно кладут туда подарки тайком, а затем говорят детям, что их принес для них зайчик или жаворонок. На Пасху дети обязательно посещают своих крестных родителей и приносят им подарки, желательно изготовленные своими руками.

Веселые застолья и поздравления с вручением подарков и составляют традиционное содержание этого ритуала.

  • Поговорите с ребенком о празднике
  • Попробуйте вместе с ребенком приготовить пасхальный кулич, на крайний случай, это можно сделать в «песочнице».
  • Покрасьте с ребенком яйца. Эффект «волшебства» вызывает восторг у малышей. Дайте ребенку восковые мелки, пусть он творит свою собственную «писанку». 
  • Поиграйте всей семьей в традиционные пасхальные игры, в которые сможет играть даже Ваш малыш:

     Катание яиц. 
Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц: делали простой деревянный или картонный «каток», а вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладываликрашеные яйца, или маленькие призы, или игрушки. Играющие подходят по очереди к катку и катят свое яйцо; предмет, который яйцо тронет, — выигран.
  Поиск пасхальных яиц.
С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами — картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»).
Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами. 
Это тоже старинная русская забава: стукая тупым или острым концом крашеного яйца яйцо соперника, человек старается выиграть как можно больше целых яиц. Если яйцо треснуло — проиграл!

Эстафета с яйцом.
Играющие разбиваются на две команды и должны бегом с яйцом в ложке добраться до финиша и вернуться назад, чтобы передать яйцо следующему товарищу по команде.
Можно игру разнообразить и держать ложку не в руках, а во рту.

Найди наперсток.
Это очень старинная игра, ей лет пятьсот. Игроки выходят из комнаты, а ведущий в это время прячет куда-нибудь наперсток, но так, чтобы он находился в поле зрения играющих.
Затем ведущий приглашает в комнату всех, кто выходил, и они начинают искать наперсток глазами. Когда игрок обнаружит наперсток, он молча садится. Тот, кто через пять минут не найдет наперсток, платит фант.

Фанты.
Обычно фанты, если их не придумать заранее, бывают довольно однообразными: спеть песню, прочитать стихотворение, сплясать, рассказать анекдот. Но если подготовиться заранее, можно придумать много интересного: инсценировать дрессировщика и дрессированное животное, изобразить собственной фигурой какую-нибудь знакомую картину, сочинить частушку о сегодняшнем вечере, при помощи пантомимы рассказать о событии, известном всем присутствующим, и т.д.

0
Экологическое воспитание детей раннего возраста ...
Особенности организации экологических экскурсий дл...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.09.2020

В блогах

Конспект НОД "Зимушка - Зима" (старшая группа)

Основная образовательная область: «Познавательно - речевое развитие». Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Цель: Закрепить знания детей о зиме. Образовательные...

Сценарий осеннего праздника для детей младшего и среднего дошкольного возраста с элементами кукольного театра «МАША…

Музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ д/с №7 «ВИШЕНКА»  г. ПРОТВИНО Московской обл. Пичугина  Татьяна  Васильевна   Участники взрослые: Волшебница Осень, Маша, Медведь. Участники...

Стихи ко Дню Победы!

День Победы — 9 мая это праздник, о котором должен знать каждый ребенок. Необходимо с детства рассказывать детям  что такое...

Новое на сайте

Скалолазание в физическом воспитании детей с общим недоразвитием речи

Скалолазание в физическом воспитании детей с общим недоразвитием речи Скалолазание – один из экстремальных видов активного отдыха и спорта, предполагающий лазанье по природному или искусственно созданному рельефу. При этом спортсмен имеет возможность использования природных особенностей скальных...

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья»

Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Верные друзья» Старшая группа Программное содержание. Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять умение выполнять различные виды гимнастик (физминутка, гимнастика для глаз; элементы массажа, логоритмика). Задачи. Образовательные: Систематизировать представления детей о здоровом образе жизни. Закреплять представления детей...

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия Ребенок с момента появления на свет входит в мир людей, постепенно овладевая способами привлечения внимания взрослых, поддержания контактов с ними посредством речи и игровых...

«В гостях у хозяюшки Марьюшки» Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы

«В гостях у хозяюшки Марьюшки». Сценарий, посвященный женскому дню 8 Марта для старшей группы Под нар. наигрыши в зал заходят гости и рассаживаются за столики. Столы накрыты к чаю. Гостей встречает Хозяюшка Марьюшка. Марья: Мир вам, гости дорогие, Вы...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог