Экологический проект для средней группы на тему "Как мы с деревьями подружились"

Номинация «Экологический проект»

Тема: «Как мы с деревьями подружились»

Возрастная группа: средняя.

Автор-составитель: Щербакова Валентина Ильинична – воспитатель.

с. Пешково Азовского района Ростовской области

2017 г.

 

Введение.

В настоящее время педагогические исследования выявили большую проблему дошкольного образования – потерю живости, притягательности процесса познания. Современные подходы к системе образования требуют от нас, педагогов, продуктивного обучения, так как оно направлено на формирование у дошкольников интереса и потребности к актуальной созидательной деятельности, на развитие их творческих способностей. Одним из наиболее значимых современных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Мы с коллегой активно используем его в своей работе, так как метод проектов – один из вариантов педагогической деятельности, включающий в себя интеграцию образовательных областей и сотрудничество в коллективе педагогов и детей, родителей, социума. Метод проектов – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом. Это совокупность образовательно-познавательных приёмов, которые позволяют всем участникам проекта решить ту или иную проблему в результате самостоятельной исследовательской, познавательной, игровой, творческой, продуктивной деятельности, в процессе которой каждый познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

В нашей практике есть традиционные проекты, приуроченные к сезонам года, к календарным праздникам, такие как «Как хорошо в гостях у осени…», «Новый год у ворот, ребятишек ёлка ждёт», «В день весенний солнечный маму поздравляем».

Есть проекты, вызванные желанием узнать больше о растениях, выращиваемых в нашей местности, например, «Что растёт на нашей грядке?».

А данный проект возник случайно, ситуативно,  в результате природного катаклизма – бури. Дети и взрослые были ошеломлены случившимся.

Всем хотелось что-то предпринять, как-то исправить ситуацию.

Ой, друзья, что у нас было…!

Ветром дерево свалило.

Мы позвали МЧС,

Чтоб расчистили проезд.

Но без тополя большого

На площадке стало голо.

В детском садике своём

Очень дружно все живём:

Мы науки изучаем

И природу бережём.

Как же нам решить проблему?

Изучить всем нужно тему:

Нужно ль дерево иль нет?

Надо нам найти ответ.

Актуальность.

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей  средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная ещё с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщения к экологической культуре. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений является непосредственное наблюдение детей за объектами природы и оказание посильной помощи при возникновении такой необходимости. Для таких наблюдений у нас есть все условия, так как мы живём в сельской местности среди этих объектов.

Выбранная нами тема проекта «Как мы с деревьями подружились», как уже было сказано ранее, возникла спонтанно, как говорится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Сильным ветром свалило огромное дерево – тополь. И размышляя о том, как можно исправить ситуацию, мы решили как можно больше узнать о деревьях вообще, а потом спланировать, что делать дальше.

Деревья окружают нас с детства. Мы так привыкли к ним, что порой и не задумываемся, насколько они загадочные создания природы. Например, как они вырастают такими огромными из маленького семечка? Как в маленьких  деревьев помещаются большие, вырастающие из них листья? Каким образом корень дерева выкачивает воду из земли – ведь внутри у него нет насоса? Список подобных вопросов неисчерпаем. Ответы на многие из них – пока избыточная информация для дошколят. Но мы, совместными усилиями: сотрудники ДОУ, дети, родители, социум, постараемся найти ответы на те из них, которые будут доступны восприятию дошкольников средней возрастной группы.

Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.

Срок реализации: август - ноябрь (долгосрочный).

Участники проекта: педагоги и другие сотрудники ДОУ, воспитанники средней группы, родители, социум.

Цель: воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способствовать воспитанию потребности принимать активное участи в экологической и природоохранной деятельности.

Задачи.

Познавательное развитие

  • Уточнить и расширить представления детей о деревьях как объектах живой природы, их строении, условиях произрастания, их значение в жизни людей, изменениях происходящих в их жизни осенью.
  • Продолжать учить различать некоторые лиственные деревья (берёза, клён, акация, тополь, липа, дуб) и распознавать их среди других.
  • Научить отличать дерево от кустарника.
  • Развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Социально-коммуникативное развитие

  • Содействовать формированию у детей активной жизненной позиции, осознанию экологической ценности дерева – как части природы в её единстве с человеком.
  • Воспитывать умение сопереживать всему живому, развивать трудовые навыки по уходу за деревьями.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, в частности к деревьям.
  • Познакомить с некоторыми правилами поведения на природе.
  • Учить соблюдать правила собственной безопасности: быть осторожными с неизвестными объектами.

Физическое развитие

  • Развивать двигательную активность детей, находясь среди объектов природы.
  • В игровой форме провоцировать их на применение полученных на занятиях навыков в ходьбе, беге, прыжках в естественных природных условиях, не причиняя ей никакого вреда.

Художественно-эстетическое развитие

  • Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира посредством музыкальных, литературных произведений, произведение живописи.
  • Развивать художественное творчество.

Речевое развитие.

  • Развивать связную речь детей, обогащать их словарь, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение.

План проекта.

I. Подготовительный этап:

  • постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
  • подбор методической и художественной литературы для реализации проекта;
  • организация предметно-развивающей среды в группе.
  1. Основной этап:
  • сбор информации о деревьях;
  • участие в природоохранных мероприятиях;
  • проведение мероприятий по теме проекта: непосредственно – образовательная деятельность; совместная образовательная деятельность в режимных моментах; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников.

III. Заключительный этап:

  • проведение выставки поделок из природного материала «Наедине с природой»;
  • проведение развлечения «Деревья – наши друзья!»;
  • проведение акции по благоустройству территории ДОУ «Посадите дерево!»;
  • создание презентации работы над проектом (Приложение 1).

В работе по реализации проекта прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: познавательной, социально-коммуникативной, речевой, физической и художественно-эстетической.

      Подбор методического и художественного материала по образовательным областям см. Приложение 2.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Этапы реализации проекта

ОО

Содержание работы

Цель

Участники и ответственные

 

ПОДГОТОВИ-

ТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

 

АВГУСТ

 

 

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Ответственные:

воспитатель Щербакова В.И.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.

Ответственные:

воспитатель Щербакова В.И.

Подбор методической и художественной литературы для реализации проекта.

Ответственные:

воспитатели группы Щербакова В.И.

Божко Т.Н.

Организация предметно-развивающей среды в группе.

Ответственные:

воспитатели группы Щербакова В.И.

Божко Т.Н.

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

 

ОО

 

СЕНТЯБРЬ

 

I неделя

 

ПР

Наблюдения за деревьями на прогулке. Тема: «Деревья на групповой площадке ДОУ»

Учить постепенно запоминать названия деревьев на групповой площадке, находить их отличительные признаки (цвет ствола, форма листьев, плодов).

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Беседа «Как появляются деревья?»

Уточнить знания детей о вырастании дерева из семени или посадки саженца.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Беседа «Как нужно ухаживать за деревьями?»

Выявить объем знаний детей по уходу за деревьями (на примере работы взрослых в семье), уточнить их представления.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Развивать наблюдательность, зрительную память.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Интерактивное занятие «Чего нельзя делать в лесу».

Знакомить с правилами поведения людей на природе.

Ответственные: заведующий МБДОУ, воспитатели группы, кукольный театр «Карамелька», г. Краснодар

Участники: дети.

РР

Чтение стихотворения П. Воронько «Зелёный город» и беседа по содержанию.

(Приложение №4)

Формировать гражданственность, воспитывать патриотические чувства: желание приумножить природную красоту своего края и в целом Родины.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Совместная трудовая деятельность: уход за молодыми деревьями: полив, подвязывание к колышку, рыхление почвы.

Показать образец правильного ухода за деревьями; воспитывать бережное отношение к деревьям.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, воспитатели группы.

ХЭР

Беседа по картине И. Грабарь «Рябина».

Развивать эмоционально-эстетическое восприятие, связную речь дошкольников.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Слушание в записи «Песни о деревьях», слова Л. Чадовой, музыка Н. Лукониной.

Дать образец художественного чтения стихов.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

II неделя

 

ФР

Физминутка «Дует ветер нам в лицо».

(Приложение №4)

Развивать умение перевоплощаться.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Заучивание  наизусть стихотворения П. Воронько «Липка».

(Приложение №4)

Воспитывать бережное отношение к деревьям и всей природе. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения наизусть.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Помощь родителей в изготовлении плакатов с призывами для проведения акции по благоустройству территории ДОУ «Посадите дерево!»

Вызвать интерес у родителей к работе ДОУ по экологическому воспитанию детей.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: родители.

ХЭР

Прослушивание в аудиозаписи художественного чтения стихотворений И. Токмаковой «Берёза», «Дуб».

Показать образец выразительного чтения стихов наизусть.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

РР

НОД. «Чтение стихов об осени» (О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Ознакомление с художественной литературой. Занятие № 2, стр.142).

(Приложение № 3)

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений об осенних деревьях, листьях; развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Знакомство детей с пословицами и поговорками о деревьях.

(Приложение №4)

Познакомить с фольклорными формами выражения своих мыслей, впечатлений от наблюдений за окружающей действительностью. Перенос жизненных ситуаций людей на образы растений (деревьев).

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Консультация для родителей. Тема «Экологическое воспитание детей в семье».

(Приложение № 5)

Разъяснить родителям важность экологического воспитания в семье, помочь определить направления для воспитательной деятельности по бережному отношению к природе.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: родители

РР

Речевая игра «Путаница»

Развивать связную доказательную речь.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Чтение серии рассказов А. Смирнова «Кто на яблоньку похож» и беседа по содержанию.

Воспитывать интерес к окружающим нас растениям, желание беречь родную природу.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

ПР

РР

Поручение родителям: подготовить с ребёнком рассказ на тему «Моё любимое дерево».

Познакомить родителей с приёмами работы по составлению рассказа по плану. Поощрять совместное творчество родителей и детей.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

 

III неделя

 

ХЭР

Свободное рисование детей кистью и губкой «Деревья осенью».

Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ФР

Игровое упражнение на прогулке «Найди своё дерево».

Развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, развивать умение анализировать.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Загадывание загадок о деревьях.

(Приложение №4)

Развивать наблюдательность, внимание.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Настольно-печатная игра «Сложи картинку дерева из частей».

Упражнять в составлении картинки целого дерева из отдельных частей и называть его.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Беседа «Когда опасно находиться под деревьями?»

Познакомить с ситуациями, представляющими опасность для жизни людей от близости деревьев (гроза, сильный ветер, налипание снега, обледенение).

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ФР

Игровое упражнение на прогулке «Найди такой же лист».

Развивать наблюдательность, зрительную память, умение образовывать прилагательные (кленовый, дубовый и т.д.)

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

 Дидактическая игра «Раз, два, три, дерево назови».

Закрепить знание названий деревьев, развивать речь, быстроту реакции, зрительную память.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Самостоятельная трудовая деятельность: сбор веток на групповой площадке.

Формировать у детей навыки соблюдения элементарной безопасности, трудовые навыки, навыки гигиены.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

 

IV неделя

 

СКР

Интерактивное занятие «Как создать безопасную экосистему для жизни человека»

В занимательной форме познакомить детей с видами деятельности по улучшению экосистемы, окружающей человека, вызвать желание принимать активное участие в мероприятиях по улучшению состояния окружающей среды, бережному отношению к природе

Ответственные: заведующий МБДОУ, воспитатели группы, активист Азовского отделения межрегиональной экологической общественной организации ЭКА Рыбченко Елизавета (бывшая воспитанница нашего ДОУ).

Участники: дети.

СКР

Участие в акции по сбору макулатуры «Спаси Дерево в своём детском саду», проводимой организацией ЭКА в г. Азове и Азовском районе.

Развивать интерес у детей, родителей, сотрудников ДОУ к природоохранным мероприятиям и желание принять в них активное участие.

Ответственные: заведующий МБДОУ, воспитатели группы, Азовское отделение межрегиональной экологической общественной организации ЭКА

Участники: дети, родители, сотрудники ДОУ.

СКР

Просмотр серии «Теперь деревья будем поливать» из цикла обучающих музыкальных мультфильмов «Три котёнка» и беседа по содержанию.

Развивать мышление, внимание, экологическое чутьё, умение в увлекательном сюжете заметить примеры неправильного, недопустимого поведения персонажей в природе и объяснить, как действительно нужно поступать.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Свободная лепка на тему «Грибы на полянке».

Закрепить технику лепки гриба, воспитывать интерес к познанию природы.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Речевые упражнения «Найди дерево по описанию» и «Опиши, я отгадаю».

Развивать внимание, наблюдательность, умение употреблять наиболее точные видимые признаки дерева для его описания (цвет ствола, форма листа и плода).

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Чтение стихотворения М. Исаковского «Вишня» и беседа по содержанию.

(Приложение №4)

Показать образец стихотворения – размышления автора. Воспитывать желание бескорыстно совершать добрые поступки по улучшению природного ландшафта.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Самостоятельная трудовая деятельность: сбор природного материала для поделок.

Закрепить знание принадлежности плодов и листьев к конкретному дереву, называть его. Познакомить с эстетической ценностью природного материала для художественного творчества (изготовление поделок, изделий и т.д.).

Ответственные: старший воспитатель, медсестра, воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Чтение отрывка стихотворения З. Александровой «Нас много, ребята!» и беседа по содержанию.

(Приложение №4)

Показать образец выразительного чтения стихотворения детям. Воспитывать любовь к своей Родине, родной природе, вызвать желание принимать активное участие в приумножении наших природных богатств, в частности – в посадке деревьев.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

I неделя

 

ПР

Рассказ в сопровождении фотоматериала о том, как сотрудники ДОУ участвовали в благоустройстве территории парка в нашем селе Пешково.

На личном примере показать детям заботу о природе своего села.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Дидактическая игра «Найди дерево по описанию».

Развивать внимание, аналитическое мышление, умение по отдельным признакам узнавать дерево.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Пластический этюд «Берёзка» (релаксационное упражнение).

Выполнить расслабляющие движения, выразить эмоции в пластике тела.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Составление  букетов из осенних листьев во время прогулки (самостоятельная деятельность детей).

Пробудить в детях эмоции восторга, радости, восхищения.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Дидактическое упражнение  «Обведи по трафарету и раскрась листья».

Развивать умение правильно выполнять штриховку (однородно, в одну сторону, не вылезая за границы рисунка).

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Заучивание наизусть отрывка стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую».

(Приложение №4)

Продолжить учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтического произведения.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Беседа «Что необычного в жизни деревьев вы заметили на экскурсии в парке? »

Тренировать зрительную память, мышление.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Закрепить знание основных признаков деления растений на группы: деревья кустарники и травы.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

 

 

II неделя

 

ПП

Беседа «Какую пользу приносят деревья человеку».

Расширить представления детей об использовании древесины в жизнедеятельности человека и об эстетической ценности дерева.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

Разучивание песни «Во поле берёза стояла».

(Приложение №4)

На примере произведения народного фольклора показать трепетное отношение русского человека к берёзе, использование её древесины для изготовления музыкальных инструментов.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПП

Беседа «Как птицы помогают деревьям».

Показать взаимосвязь сосуществования растений и птиц.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

РР

Беседа по картине И.И. Левитан «Берёзовая роща».

Учить воспринимать красоту природы, изображенную художником.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Беседа «Соседи деревьев - грибы».

Показать взаимозависимость произрастания растений.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Загадывание загадок о грибах.

(Приложение №4)

Развивать внимание, быстроту мышления, способность по признакам узнать объект.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

 

III неделя

ФР

Физминутка «Ветер тихо клён качает».

(Приложение №4)

Развивать согласованность движений и речи.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Речевое упражнение «Назови станцию».

Учить из существительных (названий деревьев) образовывать прилагательные (названия станций: берёзовая, кленовая и т.д.)

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Чтение стихотворения М. Садовского «Осень», беседа по содержанию.

(Приложение №4)

Уточнить представление детей об изменениях, происходящих осенью в жизни деревьев.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

НОД «Осень золото роняет» экскурсия в осенний парк. (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Ознакомление с окружающим миром. Занятие № 8, с. 207)

(Приложение № 3)

Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Ответственные: старший воспитатель, медсестра, воспитатели группы.

Участники: дети.

ПР

Консультация для родителей по теме «Прогулки с детьми осенью. Советы родителям».

(Приложение № 5)

Информировать родителей о правильном планировании полезных, развивающих прогулок с детьми на природу.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: родители.

ПР

Дидактическая игра «С какой ветки эти детки?»

Учить называть плоды и соотносить их с деревьями.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ФР

Игровое упражнение «Раз, два, три, к тополю (акации, липе, клёну и т.д.) беги!»

Упражнять детей в быстром беге по сигналу воспитателя, не наталкиваясь друг на друга. Закреплять знание деревьев на групповой площадке.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

РР

Заучивание наизусть стихотворения А. Ерикеева «Наступила осень…».

(Приложение №4)

Расширить представление детей о характерных признаках осени в жизни деревьев и птиц. Развивать память и выразительную интонацию.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

 

 

 

 

IV неделя

ХЭР

СКР

Интерактивное музыкальное занятие «Музыкальная капель»

Познакомить с некоторыми музыкальными инструментами, сделанными из древесины, их названием, внешним видом и звучанием. Развивать эстетические чувства, умение слушать музыкальные произведения и исполнять танцевальные импровизации.

Ответственные: заведующий МБДОУ, воспитатели группы,

струнный квартет «Времена года» г. Ростова - на –Дону.

Участники: дети.

ПП

НОД «В лес за грибами и ягодами». (А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова. Ознакомление с окружающим миром. Занятие № 9, стр. 210).

(Приложение № 3)

Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; расширить их представление о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе, способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

НОД «Мухомор». Лепка предметная по представлению. (И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.

Занятие № 15, с. 44). (Приложение № 3)

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей. Показать рациональный способ изготовления крапин (украшения ) для шляпки.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

ХЭР

НОД «Кисть рябинки, гроздь калинки». Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками). (И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.

Занятие № 16, стр. 46). (Приложение № 3)

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок - приёмом ритмичного примакивания ворса кисти.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети.

СКР

Проведение совместной акции в ДОУ «Деревья – наши друзья».

Показать детям важность и масштабность проводимых природоохранных мероприятий на примере преемственности со старшими товарищами (первоклассниками).

Ответственные: заведующий МБДОУ, старший воспитатель.

Участники: Воспитанники ДОУ и учащиеся 1 класса Пешковской СОШ, учитель Харитонова В.А., бывшая воспитанница нашего ДОУ.

СКР

«Помоги птицам сейчас и они спасут наши деревья от вредителей летом». Практическая деятельность родителей по изготовлению скворечника и кормушек для зимующих птиц.

Привлечь родителей к практической деятельности по экологическому воспитанию детей в ДОУ, на их личном примере показать детям важность мероприятия по проявлению заботы о птицах и деревьях.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники:  родители.

ХЭР

Совместное творчество детей и родителей: изготовление поделок из природного материала для выставки «Наедине с природой».

Объединить усилия родителей и детей, сблизить их  в совместной творческой деятельности; развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать бережное отношение к природе.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

ХЭР

Создание родителями совместного со своими детьми образа любимого дерева на плоскости (формат А-4, в любой технике) для оформление альбома «Деревья нашего края».

Способствовать выражению личного восприятия природы в художественно-эстетической деятельности.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

РР

Разучивание наизусть стихотворения о любимом дереве родителями со своим ребёнком.

Способствовать выражению личного восприятия образа любимого дерева  средствами поэтических произведений.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

   

 

НОЯБРЬ

 

   

 

I неделя

 

ЗАКЛЮЧИ-

ТЕЛЬНЫЙ ЭТПА

ХЭР

Выставка поделок из природного материала на тему «Наедине с природой».

Объединить и показать результаты совместного творчества детей и родителей; развивать у них интерес к объектам живой природы, показать возможность использования этих объектов при создании художественно-эстетических композиций; воспитывать эстетические чувства, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

ХЭР

РР

Создание альбома «Моё любимое дерево».

Объединить творческие работы детей в единый альбом, обобщить и систематизировать знания о деревьях, полученные в ходе работы над проектом.

Ответственные: воспитатели группы, родители.

Участники: дети, родители.

ХЭР

ПР

РР

СКР

ФР

Экологическое развлечение «Деревья наши друзья».

(Приложение № 3)

Закрепить знания детей о деревьях, об их красоте и пользе.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать её.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители.

СКР

Акция по благоустройству территории детского сада «Посадите дерево!»

Личным примером привлечь внимание общественности к восстановлению природного богатства, к необходимости компенсировать утраченные по той или иной причине объекты природы – деревья.

Ответственные: воспитатели группы.

Участники: дети, родители, заведующий, старший воспитатель и сотрудники ДОУ.

           

Результаты проекта.

 

Работая над проектом,  мы добились того,что у детей повысился уровень осведомлённости о деревьях и их окружении: кустарниках, травах, грибах, птицах и их существовании в природе.

Воспитанники научились различать деревья (берёзу, клён, акацию, тополь, липу, дуб) и распознавать их среди других объектов природы.

Дошкольники познакомились со строением дерева, научились отличать его от кустарников и трав.

Наши дети знают о значении деревьев и других растений в жизни человека, у них сформированы элементарные представления о взаимосвязях в природе.

Положено начало формированию у них эстетического восприятия окружающего мира – у них преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, в частности к деревьям, как объектам живой природы. У них совершенствуется связная речь, обогатился словарь, развивается образное мышление, фантазия, воображение, творческие способности.

Дети умеют отразить свои впечатления от наблюдений за изменениями, происходящими в жизни деревьев и других растений с приходом осени в разных видах деятельности: художественном чтении стихов, составлении описательных рассказов, в изодеятельности, в пении и танцевальных импровизациях на фоне музыкальных произведений, подвижных и дидактических играх, физкультминутках и т.д.

Положено начало формированию у детей нравственно-экологических качеств – дети любят природу родного края, умеют заботиться о деревьях сами и полны желания призывать к бережному к ним отношению других. Очень точное выражение нашего эмоционального состояния мы обнаружили в отрывке стихотворения Зинаиды Александровой «Нас много, ребята!»

Нас много, ребята!
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Пусть лучше и краше,
Сама, как весна,
Становится наша
Родная страна.

Педагоги осуществили инновационную деятельность: претворили в жизнь экологический проект; повысили свой профессиональный уровень; расширили кругозор в области экологии; создали мультимедийную презентацию проекта.

Родители осознали важность экологического воспитания своих детей, оказали практическую помощь в подготовке и проведении природоохранных мероприятий.

Выводы о проведённом мероприятии.

Организация работы над данной темой в формате проекта позволила наиболее углубленно изучить её в непринуждённой обстановке. Совокупность образовательно-познавательных приёмов позволили всем участникам проекта прийти к выводу о важности, значимости деревьев и всех растений в жизнедеятельности людей и о необходимости беречь родную природу, приумножать её богатство. Было решено посадить взамен упавшему тополю три новых саженца: липку и два тополька.

При реализации проекта всем его участникам (родителям, детям, педагогам и другим сотрудникам ДОУ) было присуще активное сотрудничество в коллективе. Самым ярким событием в ходе реализации проекта была посадка деревьев и проведение акции «Посади дерево». Очень активно все принимали участие и в акции ЭКА по сбору макулатуры «Спаси дерево». Творчески, с большим энтузиазмом, изготавливали все поделки из природного материала для выставки «Наедине с природой». Серьёзно, очень ответственно отнеслись родители к изготовлению скворечника и кормушек для зимующих птиц, которые помогают деревьям, уничтожая их вредителей.

Метод проектов – это деятельность, в процессе которой каждый участник познаёт себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

Тему всю мы изучили

И деревья посадили.

Будем их теперь растить,

Чтоб с природой в мире жить.

Заключение.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

На этапе дошкольного детства самое важное – вызвать в ребёнке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Литература.

  1. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ М.А. Виноградова, Е.П. Панкова.-М.: Айрис – пресс, 2008.-208с.- (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. О.В. Бережнова, Л.Л. Тимофеева «Проектирование образовательной деятельности в детском саду». Современные подходы. Методическое пособие. Издательский дом «Цветной мир», Москва 2013г.
  3. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова «Здравствуй мир!». Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 3013 г.
  4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз»,2010г.
  5. И.Л. Саво. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. Санкт-Петербург «Детство - Пресс» 2010г.
  6. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Развитие речи детей 4-5 лет. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010г.
  7. А. Смирнов. Кто на яблоньку похож? Издательство «Малыш», М. 1988г.
  8. Т.Б. Ладыгина. Стихи к осенним детским праздникам. – М.: ТЦ Сфера, 2011 г.
  9. Дошкольное воспитание № 4, 2008г. С.77.
  10. Дошкольное воспитание № 3, 2011г. С.36.
  11. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, Фолиант Пресс, 2005.
  12. В. Степанов. Учебник для малышей «Родная природа». ООО, издательство «Фламинго». 2003.
  13. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгов. Прогулки в детском саду. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008г.

 

Приложение 2.

Подбор методического и художественного материала по образовательным областям.

Познавательное развитие

  Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

  • Ознакомление с окружающим миром. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова Занятие № 8, с.207.     Тема: «Осень золото роняет» (Экскурсия в осенний парк).
  • Ознакомление с окружающим миром. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова.мЗанятие № 9, с.210.     Тема: «В лес за грибами и ягодами».

Беседы

  • «Как появляются деревья»,
  • «Какую пользу приносят деревья человеку?»,
  • «Как нужно ухаживать за деревьями.»,
  • «Как птицы помогают деревьям»,
  • «Соседи деревьев - грибы».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

Наблюдения за деревьями на прогулках. Тема: «Деревья на групповой площадке ДОУ».

Дидактические игры

  • «Что лишнее?»,
  • «Раз, два, три, дерево назови»,
  • «С какой ветки эти детки?», «С какого дерева листок?»,
  • «Найди дерево по описанию».
  • Настольно-печатная игра: «Сложи картинку дерева из частей».

Загадки

  • о деревьях,
  • о грибах.

Взаимодействие с семьями воспитанников

  • Консультация для родителей по теме «Экологическое воспитание детей в семье».
  • Консультация для родителей по теме «Прогулки с детьми осенью. Советы родителям».
  • Помощь родителей в изготовлении плакатов с призывами для проведения акции по благоустройству территории ДОУ «Посадите дерево».
  • Создание альбома «Моё любимое дерево».

Социально-коммуникативное развитие

Самостоятельная трудовая деятельность детей

  • сбор природного материала для поделок;
  • уход за молодыми деревьями (полив, подвязывание к колышку, рыхление почвы);
  • сбор веток на групповой площадке.

Интерактивное занятие «Что нельзя делать в лесу», проводимого в нашем ДОУ кукольным театром г. Краснодара «Карамелька» (о правилах поведения людей на природе).

 Просмотр серии мультфильма «Теперь деревья будем поливать» из цикла обучающих музыкальных мультфильмов «Три котёнка» и беседа по его содержанию.

Словесная игра «Да!» «Нет!»

Беседа «Когда опасно находиться под деревьями»..

Участие коллектива нашего ДОУ в акции по благоустройству парка в с. Пешково.

Проведение совместной акции в ДОУ «Деревья – наши друзья!» (воспитанники ДОУ и учащиеся 1-го класса Пешковской СОШ,.

Интерактивное занятие «Музыкальная капель», проводимая в нашем ДОУ струнным квартетом «Времена года» г. Ростова-на-Дону.

Участие сотрудников ДОУ, детей и родителей в акции «Спаси дерево в своём детском саду» (сбор макулатуры), проводимой Азовским отделением межрегиональной экологической общественной организации ЭКА в г. Азове и Азовском районе.

Интерактивное занятие «Как создать безопасную экосистему для жизни человека», проведённое активистом Азовского отделения межрегиональной экологической общественной организации ЭКА Рыбченко Елизаветой.

Взаимодействие с семьями воспитанников

«Помоги птицам сейчас и они спасут наши деревья от вредителей летом».  

(Практическая деятельность родителей по изготовлению скворечника и кормушек для зимующих птиц).

Художественно – эстетическое развитие.

НОД (непосредственно образовательная деятельность)

  • Аппликация из природного материала. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. С. 36, занятие № 11. Тема «Листопад и звездопад».
  • Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками). И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. С. 46, занятие № 16. Тема «Кисть рябинки, гроздь калинки».
  • Лепка предметная по представлению. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. С. 44, занятие № 15. Тема «Мухомор».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  • Рассматривание картины И.Э. Грабаря «Рябина», беседа.
  • Рассматривание картины И.И. Левитана «Берёзовая роща», беседа.
  • Прослушивание в аудиозаписи художественного чтения стихотворений И. Токмаковой «Берёза», «Дуб».
  • Слушание музыкальных произведений об осени П.И. Чайковского из цикла «Времена года», танцевальные импровизации.
  • Пластический этюд «Берёзка» (релаксационные упражнения).
  • Слушание в записи и беседа по содержанию «Песни о деревьях», слова Л. Чадовой, музыка Н. Лукониной.
  • Разучивание русской народной песни «Во поле берёза стояла».

Самостоятельная деятельность детей.

  • Лепка «Грибы на полянке».
  • Составление букетов из осенних листьев на прогулке.
  • Дидактическое упражнение: обведи по трафарету лист знакомого дерева и раскрась его цветными карандашами.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Совместное творчество родителей и детей:

  • изготовление поделок из природного материала для проведения выставки «Наедине с природой»;
  • изображение образа любимого дерева в разных художественных техниках для альбома «Моё любимое дерево».

Речевое развитие.

НОД (непосредственно образовательная деятельность)

«Чтение стихов об осени». Ознакомление с художественной литературой. Е.М. Струнина, О.С. Ушакова. Занятие № 2, стр. 142.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

  • Беседа «Что необычного в жизни деревьев вы заметили на экскурсии в осеннем парке?».
  • Пословицы, поговорки о деревьях.
  • Загадки о деревьях.
  • Речевые игры и упражнения: «Путаница», «Найди дерево по описанию», «Опиши, я отгадаю», «Назови станцию».
  • Чтение художественных произведений и беседы по содержанию: П. Воронько «Зелёный город», З Александрова «Нас много, ребята!», М. Исаковский «Вишня»,  М. Садовский «Осень», А. Смирнов «Кто на яблоньку похож?».
  • Заучивание наизусть: П. Воронько «Липка», отрывка стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», А. Ерикеев «Наступила осень».

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Разучивание с ребёнком наизусть стихотворения о любимом дереве (можно осеннем).

Физическое развитие.

  • Физминутки «Дует ветер нам в лицо», «Ветер тихо клён качает».
  • Подвижные игры  и игровые упражнения: «Найди своё дерево», «Найди такой же лист», «Раз, два, три, к тополю (акации, липе, берёзе и т.д.) беги!».
0
Технологическая карта образовательной деятельности...
КОНСПЕКТ комплексного занятия по ИЗО деятельности
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Конспект занятия с использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе на тему «Веселое приключение»

Sample Image

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/сад № 72 Конспект занятия с использованием личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе на тему...

Быть воспитателем-это круто!

Я отвечаю просто, без запинки, Что с детством мы две части, половинки. И хоть года стремительно летят, И где – то что –...

Проект по экологии

БМОДОУ Динской район Детский сад комбинированного вида № 27 Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Осенний десант» Выполнила: педагог...

Новое на сайте

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт»

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи: • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог