Музыкальный руководитель
Краткосрочный проект «День народного единства»
Автор:
музыкальный руководитель
Мищенко Ольга Александровна
Подготовительные группы комбинированной направленности №2 и №11
Тема:
«День народного единства».
Цель проекта:
Формирование у детей представлений о героическом прошлом и настоящем русского народа.
Расширение представлений детей о национальных праздниках.
Задачи проекта:
Дать представление о празднике «День народного единства.
Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
Воспитание чувства гордости за силу России, уважение к русским воинам, национальным героям, желание им подражать.
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование уровня знаний детей о своей стране.
- Повышение уровня знаний родителей.
- Формирование у детей первых чувств патриотизма: гордости за свою Родину, уважение традиций.
- Проявление интереса детей к событиям, происходящим в стране.
Исполнители проекта и основные участники:
воспитатель и дети подготовительной группы
Продолжительность проекта:
одна неделя
Актуальность:
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Содержание проекта:
Работа с родителями
1.Папка-передвижка для родителей «День народного единства».
2.Консультация «Что можно рассказать о дне народного единства»
3.Совместный рисунок с ребёнком на тему «День народного единства».
4.Участие во всероссийском конкурсе детских рисунков , посвящённому Дню народного единства «МЫ ВМЕСТЕ!»
Подготовительный этап:
- выбор педагогических технологий, обеспечение методической литературой, пособиями и наглядным материалом,
- планирование работы по реализации проекта;
- разработка методов и приемов работы по теме проекта
- подбор праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы для художественно – продуктивной деятельности.
- домашнее задание: рисунок на тему «Мы вместе»
Практический этап:
- Проведение цикла познавательных занятий;
- Оформление папки-передвижки «О дне народного единства»;
- Анкетирование и консультации для родителей;
- Разучивание стихов о России.
- Совместный с родителями рисунки
1. «Наша страна Россия».
Программное содержание: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.
2 .«День Народного Единства»
Программное содержание: расширять представления детей о национальных праздниках, знать исторические моменты в жизни России, родного края. Воспитание любви и уважения к русским национальным героям.
Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства».
Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
Беседа «Русские народные промыслы».
Программное содержание: расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах, побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества. Обогатить словарь детей словами: хохлома; филимоновская , богородская, дымковская игрушка.
3. Чтение художественной литературы:
Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских:
«Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и чудо - юдо», «Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче», «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Добрыня и Алёша», «Илья Муромец и Калинин Царь» и т.д. Чтение стихотворений: В. Степанов «Необъятная страна», Г. Ладонщиков « Наш дом», З. Александрова «Родина», А. Прокофьев «Родимая страна».
4. Изобразительная деятельность детей:
Творчество детей – рисунки на тему "Моя Родина", «Российский флаг», аппликации, конструирование.
Заключительный этап:
- Выставка детских рисунков «Мы вместе»
- Конкурс на лучшее оформление патриотических уголков в группах детского сада.
- Проведение праздника «Сильна Россия, когда едина!»
Итог: В процессе реализации проекта дети рассуждали о том, что такое Родина, знакомились с историей и историческими деятелями нашей страны, знакомились с народами, проживающими на территории Российской федерации, национальными играми некоторых народов; и узнавали о том, как происходило сплочение народа в труднейшие для страны времена.
Приложение №1
Анкета для родителей на тему
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
1. Ф. И. О. вашего ребёнка (можно не писать)
2. В какую группу ходит ваш ребёнок?
3. Что вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»
- воспитание любви к Родине
- воспитание уважение к традициям и обычаям своего народа
- другое
4. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
- да - нет - другое
5. Как вы думаете, кто несёт ответственность за патриотическое воспитание детей?
- педагог
- родители
6. Как вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями?
- да - нет - не знаю
7. Есть ли в вашем доме семейные традиции? Если есть, то какие?
______________________________________________________________________
8. Как вы думаете, нужно ли ребёнка в дошкольном возрасте знакомить с
родословной своей семьи?
- да - нет
9. Ведёте ли вы беседы с ребёнком на патриотические темы?
- да - нет
10. Что для вас означает «быть патриотом?»_________________________________
11. Где, по – вашему, ребёнок получает основы патриотизма?
- дома
- в детском саду
12. Есть ли у вашего ребёнка желание узнать о своей Родине иного интересного?
- да - нет
13. Рассказываете ли вы ребёнку о достопримечательностях нашего города?
- да - нет
14. Какой помощи в этом направлении ждёте от детского сада?
По результатам анкетирования:
100% опрашиваемых родителей считают, что следует знакомить детей с символикой государства, традициями уже в дошкольном возрасте.
80% ответили, что в их семьях есть традиции.
Лишь 75% родителей рассказывают детям о достопримечательностях нашего города
17% считают, что ответственность за патриотическое воспитание детей несёт педагог, остальные 83% возлагают ответственность на семью.
Приложение №2
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
«Государственный флаг России»
Тема: Символы России. Государственный флаг России.
Программное содержание:
Обобщить знания детей о Государственном флаге России;
Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, со значением флага в современной жизни;
Познакомить со значением цветов, изображённых на флаге;
Закреплять умения работать ножницами; умение работать по шаблонам (обводить, вырезать по контуру); аккуратно наклеивать изображение в определённой последовательности.
Материал: изображение Государственного флага России (фотография) ; запись песни “Моя Россия” Г. Струве; цветная бумага, шаблоны полос, ножницы, клей, кисти для клея.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете. Сегодня мы познакомимся с Государственным Флагом России.
Воспитатель показывает детям изображение Государственного флага на доске и спрашивает:
- Кто знает, что это такое?
Ответы детей.
Воспитатель: Флаг символизирует нашу Родину. Где вы видели Государственный флаг?
Ответы детей.
Воспитатель (обобщает ответы детей) : Правильно. В торжественные дни, государственные праздники российский флаг вывешивается на общественных зданиях, школах. А еще Государственный флаг можно увидеть на боевых кораблях и самолётах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами.
Воспитатель: Что изображено на Флаге России?
Ответы детей.
Воспитатель: Государственный флаг Российской Федерации состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Каждая полоса имеет свое значение. Белый цвет – это цвет мира и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет неба, воды, моря – символ свободы и веры, верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – это цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. Давайте послушаем песню о нашей Родине.
Звучит запись песни “Моя Россия” Г. Струве.
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня? Мы познакомились с Государственным флагом нашей страны. Мы назвали места, где его можно увидеть. Мы определили, что изображено на флаге и узнали, что означают цвета российского флага.
А теперь пусть каждый из вас сделает себе маленький российский флажок.
Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать шаблоны и цветную бумагу.
Рассказ сопровождается показом материалов.
Воспитатель: Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы? Из них нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону
Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы.
Таким способом изготавливаются все полосы.
Воспитатель: Полосу какого цвета мы будем наклеивать первой? А следующая полоса будет какого цвета? А самая нижняя полоса какая? Если вы затрудняетесь, посмотрите на фотографии (показ на доске)
По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, хвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.
Приложение №3
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Государственные символы России»
Направление: Познавательно-речевое
Образовательная область: «Познание»
Интегрированные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: Познакомить детей с государственными символами Российского государства (герб, гимн, флаг, формировать представление об их значении.
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны.
Развивающие: Развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление.
Образовательные: Активизировать словарь детей фразами и словами: родная страна, Россия, богатая, большая, необъятная, герб, флаг, гимн, президент. Закреплять изобразительные навыки.
Планируемый результат: Имеет представление о гербе, гимне, флаге Российской Федерации; отвечает на вопросы взрослого, способен самостоятельно действовать, проявляет любознательность и устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Методы и приемы: Объяснение, вопросы, беседа, художественное слово, игра, физкультминутка, рисование.
Наглядные средства обучения: Глобус, карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, портрет президента, аудио записи – шум леса, гимн России, карточки с изображением гербов и флагов к д/игре «Найди флаг и герб России» и карточки - настроения.
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, слушание песен о Родине, просмотр фото и видео материала по теме.
НОД
1. Орг. момент (чтение стихотворения, рассматривание глобуса, карты)
2. Беседа о государственных символах
3. Дидактическая игра «Найди флаг и герб России»
4. Чтение стихотворения «Родина» В. Плятсковского.
5. Физкультминутка «Отдыхаем».
6. Рисование «Российский флаг»
7.Итог.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети, сегодня мы с вами поговорим о нашей стране, в которой мы родились и живём. Я предлагаю посмотреть вам на карту мира.
На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдём
Свою страну, наш общий дом.
Посмотрите, какая наша страна большая, самая большая страна в мире.
В ней много морей, рек, гор, лесов, много городов, сёл, деревень.
Беседа о государственных символах
Каждое государство имеет свои символы. У России тоже есть государственные символы и о них мы с вами сегодня поговорим.
У каждой страны есть государственные символы. Государственные символы – официальные знаки отличия страны от других стран, это символы, которые объединяют граждан одной страны, нас с вами.
- Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (флаг, герб, гимн).
- Посмотрите на герб России.
- Что такое герб? (Герб – это знак).
- Кто изображен на гербе? (Орел, всадник, поражающий дракона копьем дракона).
Орел – символ власти. Двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.
Изображение всадника, на груди орла – это символ борьбы добра со злом, света и с тьмой, защиты Отечества. На доске появляется изображение герба.
- Где можно встретить изображение герба? (На монетах, документах, грамотах)
- Еще один из символов нашей Родины это флаг. Посмотрите на флаг России. Какого цвета полосы на флаге? (Белого, синего, красного).
- В России эти цвета почитались издавна и имели свое символическое значение:
белый цвет – благородство;
синий цвет – верность, честность;
красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Эти цвета русский народ считал самыми красивыми.
Все гордятся российским флагом. Флаг можно увидеть на государственных учреждениях в дни праздников. Флаг можно увидеть на самолетах, космических кораблях, на международных спортивных соревнованиях поднимается государственный флаг, когда наших спортсменов награждают за победу.
Приложение №4
СИЛЬНА РОССИЯ, КОГДА ЕДИНА 2022
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста,
посвящённое Дню народного единства.
Цель: Воспитание патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Задачи: - Обобщить и систематизировать знания детей о празднике «День народного единства». - Развивать словарный запас (единение, патриот, воображение, эстетический вкус, интерес к истории России, к истории своего родного края; - Закрепить знания о символах России.
Дети заходят в зал под песню «С чего начинается Родина», встают полукругом.
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости! 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства.
Ведущий 2: Родина и Единство… Глубокий смысл заложен в этом празднике. За свою многовековую историю Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала трудные времена и войны. Но она всегда была сильна, когда народы России объединялись!
Ведущий 1: Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства. Праздник любви к Родине!
Реб.1: С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет. На подвиг и на труд! Реб.2: Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед! Реб.3: Во славу всех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!
Реб.4: В день примирения и согласия Мы поздравляем всех людей. И от души желаем счастья Святой Руси на много дней!
Ведущий 2: Во время торжественных мероприятий и праздников поднимаются Государственные флаги, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Мелодией Гимна начинается каждое утро нашей Родины. Она объединяет и сближает граждан всей страны. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране. Давайте и мы сегодня послушаем наш торжественный гимн стоя!
Звучит ГИМН Российской Федерации
Ведущий 1: Ребята, вы знаете, что каждое государство планеты имеет свой герб и флаг. Давайте мы их рассмотрим.
Реб.5 : У России величавой На гербе орел двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.
Ведущий 1: Российский флаг трехцветный. Его ещё называют «триколор». Каждый цвет имеет свое значение.
Реб.6: Что за радуга на небе? Красный, синий, белый цвет. Это флаг моей России. Красивее флага нет! Снизу красный – цвет Побед. В середине – синий. Это цвет великих рек, Что текут в России. Ну, а сверху – белый цвет. Это всякий знает, Что душевной чистотой Русь гостей встречает.
Реб.7: Это – флаг любви, победы. Не страшны с ним бури, беды! Русь под знаменем стоит В испытаньях, как гранит.
Реб.8: Предки, крепкие в борьбе, Возвещают о себе. Значит, выстоим и мы – Милой Родины сыны.
Знамя верное у нас – Мы не дрогнем в страшный час!
Ведущий 1: Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.
Реб.5: Если долго- долго- долго В самолете нам лететь Если долго- долго- долго На Россию нам смотреть, То увидим мы тогда И леса, и города, Океанские просторы, Ленты рек, озера, горы… Реб.6: Мы увидим даль без края, Тундру, где звенит весна, И поймешь тогда, какая Наша родина большая, Необъятная страна.
Ведущий 1: В нашей стране дружно живут очень много народов. Давайте с вами посмотрим на экран, и узнаем, как называются национальности, населяющие нашу страну - Россию. (СЛАЙДЫ)
Реб.7: Народы как одна семья,
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей страны – прекрасны!
Реб.8: Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы, друзья.
Реб.9: Россией зовется общий наш дом, Пусть будет удобно каждому в нем. Любые трудности мы осилим, И только в единстве сила России.
Реб.10: Очень много слов на свете, как снежинок у зимы. Но возьмем, к примеру, эти: слово «Я» и слово «мы». «Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока. Одному или одной трудно справиться с бедой.
Реб.11: Слово «Мы» сильней, чем «Я». Мы – семья, и мы – друзья. Мы – народ, и мы – едины. Вместе мы непобедимы!
Звучит мелодия песни, дети встают на полукруг.
ПЕСНЯ «МЫ - ВМЕСТЕ!»
Ведущий 2: Россия – наша с вами Родина. Свою Родину мы ласково называем «матушкой». И мы все хотим, чтобы наша Россия-матушка была самой красивой и процветающей страной.
Реб.12: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Реб.13: Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
Реб.14: «Что такое Родина?» - маму я спросила.
Улыбнулась мама, повела рукой:
«Эта наша Родина – милая Россия,
Нет другой на свете Родины такой».
Реб.15: У каждого листочка, у каждого ручья, Есть главное на свете, есть Родина своя. А там, где мы родились, где радостно живем. Края свои родные мы родиной зовем.
Ведущий 2: Есть большая Родина – Россия. А есть малая Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. У каждого человека есть место, где он родился и которое ему очень дорого! Родиной мы можем назвать даже микрорайоны «Снегири» и «Родники»! Даже ваш родной детский сад «Золотая рыбка», где мы живём с вами большой и дружной семьёй! Давайте мы о нем споём?
ПЕСНЯ «ДЕТСКИЙ САД – ДОМИК ДЛЯ РЕБЯТ»
Солисты:
Ведущий 2: Ребята, я предлагаю показать нашим гостям танцевальный оркестр с бубнами и маракасами. Согласны?
Ведущие раздают инструменты, дети встают по кругу.
ТАНЕЦ – ОРКЕСТР С БУБНАМИ И МАРАКАСАМИ
После номера дети идут по кругу и самостоятельно кладут инструменты в коробки. Садятся на стульчики. Ведущий 1: Есть у России символы, характерные только для нашей страны. Это - русская берёзка, филимоновская игрушка, павлопосадский платок, сибирский медведь, церковные купола, колокольный звон, русский народный костюм, музыкальные инструменты: гармонь, балалайка, ложки деревянные! Ну, и, конечно, русская народная игрушка – матрешка, которую считают символом плодородия и материнства.
Мы с вами сейчас поиграем и покажем всем гостям, как она собирается
ЭСТАФЕТА «СОБЕРИ МАТРЁШКУ»
Участвуют 2 команды по 4-5 человек. 1й участник вставляет самую маленькую матрёшку в большую по размеру, и т.д.
Побеждает команда, которая соберёт матрёшку первой.
Ведущий 1: В нашей стране живет очень много народов. Это – башкиры, казахи, татары, чукчи, дагестанцы, узбеки, азербайджанцы, армяне и многие другие, но большая часть россиян – русские.
И у каждого есть свои культура, музыка, обычаи, песни и игры.
Народные игры развивают смекалку, сообразительность и подвижность. И сейчас мы с вами поиграем в дагестанскую народную игру.
ИГРА «ДОСТАНЬ ШАПКУ»
Играет 8 и более детей. ИНВЕНТАРЬ: шапки или другие головные уборы
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Игроки делятся на 2 команды, до 6 человек в каждой, которые стоят напротив друг друга шеренгами. На расстоянии 1,5 – 2м на полу лежат шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т.д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, на пятках, спиной к шапкам и т.д.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При повторении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.
«ОЙ РАЙДА» – лезгинская игра.
Играют сначала девочки, мальчик – ловишка, затем – мальчики, а девочка – ловишка.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Дети стоят около стульчиков. С началом попевки идут вперед к “Ловишке”, сидящему на стульчике на противоположной стороне зала. Дети поют попевку, двигаются в ритме лезгинки.
1. Ой-ра, ой-ра, ой рай-да! Не догнать нас никогда!
2. Мы быстрее ослика, жеребенка, козлика!
3. В горку мы бежим бегом, а уж, с горки кувырком.
4. Раз, два, три (пауза) Ты, ловишка, нас лови!
Закончив попевку на 3-м куплете, дети останавливаются перед “спящим” ловишкой. Четвертый куплет поют стоя и на последнем слоге слова “ло-ви!” дети хлопают в ладони и быстро убегают. “Ловишка” старается догнать кого-нибудь из детей и осалить их.
Ведущий 1: Ребята, есть ещё много разных игр других народов, с которыми мы будем знакомиться и играть. И все эти народы, как одна семья, как и мы с вами,
4 ноября будут праздновать День народного единства!
Ведущий 2: Россия – единая, могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям, всем, кто желает жить на земле мирно!
Реб.16: В день единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России В дальних селах, городах. Реб.17: Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить, Охранять покой людей. Реб.18: Наша дружба, наша вера. С нами будет навсегда, Наша сила, наша воля. Не погибнет никогда! Реб.19: И пока на белом свете Солнце светит нам во след, Россиянам всем желаем, Быть едиными навек! Реб.20: Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить, Чтоб под мирным небом спать.
Звучит музыка. Дети встают со стульчиков и выходят из муз.зала строем в физкультурный зал для построения на танец.
НА ЭКРАНЕ ПОКАЗЫВАЕМ ФИЛЬМ О РОССИИ или (РАССУЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ)
ПЕСНЯ «РОССИЯ – ЭТО МЫ!»
Ведущий 1: Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Еще раз поздравляем с праздником – с Днем Народного Единства! Нас всех объединяет Россия, и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу!
Ведущий 2: Желаем всем крепкого здоровья, счастья, добра и благополучия, а самое главное – мирного неба над головой! С праздником!
Комментарии