Отчёт по самообразованию музыкального руководителя за 2019-2020 учебный год. Тема: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Поэтому я, как и многие педагоги, занята поиском нетрадиционных путей во взаимодействии с детьми, решая при этом ряд важных вопросов:

– как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

– как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни;

– как интересно можно жить в этом мире;

– как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Опираясь, на поставленную задачу, меня, как музыкального руководителя, привлекла театрализованная деятельность. Она объединяет средства пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Для того чтобы повысить свой профессиональный уровень в этом учебном году приняла участие в семинаре Родиной Майи Ивановны «Инновационные технологии творческого развития детей через театрализованную деятельность по авторской программе «Кукляндия» в рамках ФГОС ДО».

Так же повысила свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, который проходил в стенах нашего детского сада на тему «Игровые технологии в ДОУ».

Для педагога важно не только повышать свой профессиональный уровень, но и распространять свой педагогический опыт среди коллег.

В этом году распространяла опыт следующим образом:

- приняла участие на педагогическом часе для подшефных детских садов «Золушка», «Ак каен» в мастер-классе для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ»;

- приняла участие на пед. часе «Развитие сценического творчества детей через театральные этюды»;

- приняла участие на пед. часе с участием подшефных детских садов на тему «Закулисье»;

- приняла участие в муниципальном семинаре-практикуме «Путешествие в страну дорожных знаков»;

- выступила

- приняла участие на МО музыкальных руководителей в МБДОУ «Красносельский детский сад «Ак каен» по теме: «Современные подходы по формированию и развитию творческих способностей дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности» с показом интегрированной образовательной деятельностью с детьми средней группы на тему «Путешествие в осенний лес»;

- приняла участие в семинаре-практикуме в МБДОУ Красносельский детский сад «Ак каен» по развитию экологической культуры дошкольников по теме «Дети за раздельный сбор мусора!»;

- приняла участие в семинаре-практикуме музыкальных руководителей в МБДОУ «Ямашурминский детский сад «Йолдыз» Высокогорского муниципального района РТ по теме: «Театрализованная деятельномть в ДОУ как средство эстетического развития и творчества дошкольников» с показом ОД с детьми второй младшей английской группы «В гости кукла к нам пришла».

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная задача музыкального руководителя.

Актуальность избранной мной темы на современном этапе определяется ФГОС т. е. педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов: развитие, творчество, игра.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях.

Значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально-театрального искусства.

Целью моей работы по самообразованию в 2019 – 2020году было:

повышение уровня профессиональной компетенции, результативности в воспитательно - образовательной работе с дошкольниками, качества дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Выявить уровень своей профессиональной компетентности, используя различные методики.

2. Развивать у детей дошкольного возраста творческое воображение посредством музыкальных образов в музыкально-театральной деятельности.

3. Приобщать родителей к совместной музыкально-театральной деятельности через праздники, развлечения и вечера досуга.

Актуальность темы.

Основной вид деятельности у детей – игра. В выражении «играть нельзя скучать» дети и взрослые делают паузу или ставят запятую по-разному. Имеются две цели: обучающая, которую преследует взрослый, и игровая, ради которой действует ребёнок. Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

В музыкально - театральной деятельности эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают «формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области».

Музыкальное воспитание в нашем саду подчинено одной из задач ФГОС ДО: создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, и поэтому необходимость систематизировать её едином педагогическом процессе для меня стала очевидна.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

  • Евтодьева А.А. «Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме». – Калуга, 2007.
  • Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия: Учеб.-метод. пособие по театрализованной деятельности. - СПб., 2008».
  • Родина М.И. «Кукляндия: Сборник миниатюрных театрализованных постановок для занятий с детьми старше 3-х лет» - СПб., 2018.
  • Родина М.И. «Кукляндия: Танцевальные композиции и игры для детей». - СПб., 2016.
  • Журнал «Музыкальная палитра»: Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества, преподавателей цикла музыкальных дисциплин.
  • Журнал «Музыкальный оливье» – для музыкальных руководителей, воспитателей детских садов и педагогов дошкольного воспитания.
  • Журнал «Сэхнэ» З.З. Хуснияр

Основной идеей моей работы является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельностиспособностям проявлять музыкальное творчество.

В своей работе я использовала различные формы организации театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях я учила детей понимать язык музыки: слышать начало и окончание музыкальных фраз и целых музыкальных построений, анализировать прослушанное, используя комплекс средств музыкальной выразительности. В движениях, при исполнении пластических этюдов и танцевальных композиций учила передавать настроения и чувства героев, создавать целостный музыкальный образ. Все средства, используемые мной на музыкальных занятиях, были направлены на то, чтобы помочь ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание, а потом музыка помогала детям выразительнее исполнить тот или иной образ.

Театрализацию в работе с детьми я использовала с младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. В отражении сказочных образов животных, анализировали характер движения, интонацию: идет курочка или маленькие цыплята, веселые и грустные зайцы, листочки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко и туча.

Я работала над тем, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложнялись, дети инсценировали небольшие сказки, сценки. В песенном творчестве предлагаю детям придумывать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? – молочка немножечко!». Старшие дошкольники в ОД сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом - «Пляшут лягушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, гномиков и др. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, платочки, кубики, шарики др. Поддерживаю инициативу импровизации на музыкальных инструментах: бубне, металлофоне, ложках.

Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя – приезд лошадки – ложки, колокольчики; самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке – барабан, мишке – бубен.

Работая над актерским мастерством, даю задания: зайчик боится, лисичка прислушивается, вкусная конфетка, колючий еж, котику стыдно, мишка обиделся. По желанию ребята выбирали себе роли. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. Большое внимание я всегда уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи.

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Опыт работы показывает, что дети занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально- театрализованных занятий. Играет роли в спектаклях, принимает участие в изготовлении костюмов и атрибутов.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогает повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя работу музыкального руководителя, воспитателей и родителей в единую творческую команду.

Для реализации самостоятельной деятельности в каждой группе ДОУ предусмотрен театральный уголок, оснащенный «персонажами» для пальчикового, кукольного, настольного, теневого театров и другой атрибутики, необходимой для постановки спектаклей.

Мне, как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, умел слушать и слышать музыку, творить, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Результативность опыта.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Занимаясь развитием музыкальных творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в процессе наблюдения,я обратила внимание на следующее:

-У детей уже после первого года обучения сформированность музыкальных творческих способностей оказалась на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

-Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

-У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

На протяжении этих лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях, а также занимали и занимают призовые места в различных конкурсах:

- диплом I степени во Всероссийском конкурсе «Праздник Великой Победы» - Насыйров Сулейман;

- диплом I степени во Всероссийском конкурсе, посвящённый 75-летию победы в ВОВ «Смуглянка» - Нурбакова Амалия;

- диплом победителя в муниципальном конкурсе «Кораблик детства» в номинации «Две звезды» (песня-инсценировка «Губки бантиком») – Ямалиев Ибрагим с мамой;

диплом победителя в муниципальном конкурсе «Кораблик детства» в номинации «Танцевальное творчество» (танец-постановка «Дружба народов мира») - коллектив «Тургайчики».

Я, как педагог, занимаясь развитием музыкальных способностей детей средствами театрализованной деятельности, получаю удовольствие, радость от самого процесса совместной творческой деятельности.

 

 

0
Индивидуальный план работы по самообразованию музы...
Индивидуальный план по самообразованию на 2019-202...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.02.2021

В блогах

Конспект театрализованного досуга. Драматизация русской народной сказки "Теремок" с детьми младшей группы.

Подготовили  Воронина Л.Б., МАДОУ «Детский саД №441 «Кузнечик»,  Цель: Развивать речь и творческие способности у детей через инсценировку сказки «Теремок». Задачи: 1.Формировать умение передавать эмоциональное...

Конспект интегрированного занятия «Ярмарка народных умельцев» (подготовительная к школе группа)

  Цель: - развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. - Совершенствование умения при составлении декоративной...

Сюжетно- ролевая игра "Кафе"

Конспект образовательной деятельности в ходе режимных моментов с детьми старшей группы (культурная практика) Цель: Создать условия для обогащения содержания творческих игр...

Новое на сайте

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи Компоненты звуковой культуры речи Игры, упражнения (название) Краткое содержание игры, упражнения Звукопроизношение Игра «Доскажи словечко» Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить Например, Ра – ра...

Спортивный праздник для детей средней группы к 23 февраля «Папа лучший друг»

Спортивный праздник для детей средней группы к 23 февраля «Папа лучший друг» Цель: Расширять представления детей о государственном празднике, и защитниках Отечества. Продолжить формирование патриотических чувств. Задачи: Продолжить формировать представление об армии, о родах войск, о защитниках Отечества. Развивать...

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии»

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии» Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, путем использования интерактивной программы StarWalk 2. Приобщение родителей к...

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"»

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"» «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог