Организация предметно-развивающей среды в средней группе в соответствии с ФГОС ДО
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую, многофункциональную предметно-развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При построении предметно-развивающей среды, мной учитывались следующие принципы:
1. принцип активности, самостоятельности, творчества;
2. принцип стабильности, динамичности;
3. принцип гибкого зонирования;
4. принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
5. принцип открытости-закрытости;
6. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Для реализации принципа активности в нашей группе была создана игровая среда, обеспечивающая условия для двигательной активности детей и возможности их выбора.
Игра сопровождает дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду. Это и дидактические, и подвижные, и весёлые хороводные и имитационные, и коммуникативные игры. Игровые моменты во время умывания, приёма пищи, сборов на прогулку повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности. Для решения задач по развитию игровой деятельности мы формировали среду с учётом разных игр. В группе созданы условия для свободной, самостоятельной деятельности детей.
Оборудования и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли свободно действовать с игровым материалом, комбинируя его под свои игровые задачи. Игровой материал находится на открытых стеллажах,в пластиковых контейнерах.
Весь игровой материал эстетически привликателен детям.
Преметно-развивающая среда в группе создана с учётом 5 направлений развития и образования детей (образовательных областей) в соответствии с ФГОС ДО:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие
Физическое развитие.
Одной из главных задач воспитателя является сохранение здоровья детей.
Поэтому в нашей группе был создан "Спортивный центр". Содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нестандартное. Данное оборудоывание направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. Данный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на состояние здоровья детей.
Художественно-эстетическое развитие.
В группе создан "Изо центр". В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. Для развития детей подобранны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок. Это даёт детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а также предполагает овладение умением работать по образцу. К данному центру имеется свободный доступ.
Так как музыкальное развитие дошкольника сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать, поэтому мы создали в группе центр "Весёлые нотки".
В центре "Театр" размещены ширма и различные виды театра.
Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей.
В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.
Центр "Любознайка" включает в себя книжный уголок. В нём находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками, стихотворениями, энциклопедии, хрестоматии, карточки с положительными и отрицательными героями из произведений и другие литературные формы. Главный принцип подбора книг - минимум текста - максимум иллюстраций. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста.
Познавательное развитие.
В группе создан центр "Природы". Данный центр содержит в себе различные виды комнатных растений, инструменты по уходу за этими растениями. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Имеется папка, в которой описан внешний вид каждого цветка, способы ухода и польза для человека. Помимо комнатных растений в данном центре можно увидеть календарь природы, в котором ежедневно отмечается погода, а также яблоньку на стене, благодаря которой дети могут наглядно увидеть какое время года на улице. В данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности.
Центр "Экспериментирования" представлен многообразием коллекций (фантики от конфет, ракушки,камушки, перья) В нём находится материал для осуществления опытной деятельности. В данном центре дошкольники проводят несложные опыты и определяют свойства различных природных материалов.
Центр "Конструирования" сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, но он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В центре представлены различные виды и формы конструкторов. Здесь же можно увидеть схемы и модели построек, находящиеся в свободной доступности для детей. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.
Центр "Интеллектуальных и дидактических игр" представлен настольно-печатными играми для развития речи, внимания, логического мышления, мелкой моторики, на ФЭМП. В данном центре размещён разнообразный занимательный материал для того, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.
Социально-личностное развитие.
Огромную роль в жизни дошкольника играет сюжетно-ролевая игра. Поэтому в нашей группе был создан центр "Сюжетно-ролевых игр". В данном центре оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под свои игровые творческие замыслы". Вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр("Дом, Семья", "Доктор Айболит", "Супермаркет", "Салон красоты"). Игровой материал помещён в пластиковых контейнерах с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры и переносят игровой материал в удобное для них место, для свободного построения игрового пространства.
Наша группа называется "Кораблик". В приёмной, где мы встречаем наших детей, находится информационный уголок для родителей воспитанников (Стенд "Для вас, родители!", "Уголок здоровья", "Мы рисуем"). Здесь находится информация о режиме дня, о задачах обучения и воспитания, о развитии и воспитании детей, консультации специалистов, оформляются фотовыставки, размещены работы детей. Данный уголок помогает знакомить родителей с повседневной жизнью детей в группе.
Комментарии