«Мастер-класс» «Сторителлинг, или необычные истории об обычном»

(Слайд 1) Представим такую ситуацию:

Алёша, тянет руку, так нерешительно, спокойно, не выкрикивая с места.

Я понимаю, ребенок хочет ответить, это случается довольно редко, я приглашаю его к мольберту. На мольберте картина Е. Дроздовой «Зимние забавы» по ней мы составляем рассказ. Алеша выходит, берёт указку, мы ждём его рассказа, а он молчит. Алёша, начинай, что ты видишь накартине? – пытаюсь его раскрепостить, вступить с ним в диалог, помочь ему. А в ответ два-три коротких слова. Мальчик идет на свое место.

Выходит Лиза, она на картине многое видит, она слышит, как едут сгорки санки, слышит весёлый смех детей и даже чувствует, как пахнет пирожками в том далёком домике.

Но как же нам быть с Алёшей. Он явно хотел ответить, но не смог. У мальчика небольшой словарный запас. Возможно в этом причина стеснения при ответе. Но, он не закрывается, он готов общаться, просто ему нужно немного помочь.

Думаю, что у всех в группах есть дети, которые на занятиях по развитию речи менее активны, чем основная масса.

Сколько всего надо учесть, развивая речь: индивидуализация образования, субъектная позиция, деятельностный метод. Как за всем этим услышать каждого ребенка? Я в своей практике использую интерактивные формы деятельности с дошкольниками.

Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает, та деятельность, где дети могут в игровой форме общаться друг с другом, так как именно в таком общении они раскрываются полностью.

Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает образовательные области познавательное и речевое развитие является сторителлинг.

- Как вы понимаете это слово? (ОТВЕТЫ)

- Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию.(ОТВЕТЫ)

(Слайд 2) Термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».

(Слайд 3) Вашему вниманию я предлагаю мастер-класс «Сторителлинг, или необычные истории об обычном».

(Слайд 4) А чтобы понять, почему необычные истории об обычном, давайте посмотрим на экран. (Мультфильм «Трое из Простоквашино» письмо дяди Федора)

- Вы согласны со мной, что могут получиться очень необычные истории?(ОТВЕТЫ)                                                                                     

(Слайд 5) Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательные и интересные.

- Как вы думаете, чем этот метод может быть полезен в работе с детьми?

(Слайд 6) В настоящее время сторителлинг стал интересен педагогам. Он назван педагогическим сторителлингом и направлен на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения дошкольников.

Выделяют три вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда воспитатель берет на себя ведущую роль рассказчика.

Цифровой сторителлинг - формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, инфографика).

Активный сторителлинг, в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А слушатели стремительно

вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Применим для старшего дошкольного возраста.

(Слайд 7) Создаваемая история состоят из традиционных частей:

  1. Вступление.
  2. Развитие события.
  3. Кульминация.
  4. Заключение.

Наибольший интерес для развития речи, на мой взгляд, вызывает активный сторителлинг. Сегодня вашему вниманию я хочу предложить два варианта организации детской деятельности в данном направлении.

(Слайд 8) Педагоги могут применять метод сторителлинга совместно с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй они используют конверт-доску. Так как их у нас нет, то я использовала плоскостное изображение с помощью пластилина. Конверт-доска может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности. Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.

Перед вами конверт-доска, которая получилась в ходе занятия по теме «Какого цвета море». В процессе создания картины на конверт-доске обращаю внимание воспитанников на работу сверстников, поощряю содержательное общение, провоцирую взаимные оценки, обсуждение возникающих вопросов. После такой работы они начинают лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.

(Слайд 9) Ещё один вид организации детской деятельности, который в нашей группе пользуется большим интересом у детей – это игра с «кубиками историй». Появились они в Европе несколько лет назад. Изначально игра была предназначена для взрослых (из-за сложности картинок), но она адаптирована и под деятельность в детском саду. Игра состоит из 9 кубиков, 54 картинки, которые погружают в мир фантазий, иллюзий и приключений.

Предлагаю вам, сейчас составить свою историю, при помощи кубиков.

Историю можно составлять без определённой темы.

Правила игры таковы

  1. Договориться, кто начинает первым, кто продолжает, кто заканчивает
  2. Первый игрок достаёт кубик, бросает его
  3. В зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю.
  4. Последующие игроки совершают такое же действие и продолжают историю, не теряя нить повествования.
  5. Начать можно со слов «Однажды...», «Когда-то давным-давно…», «В некотором царстве, в некотором государстве..»

(Слайд 10) А сейчас я предлагаю вам один из видов цифрового сторителлинга. Суть его состоит в том, что вам необходимо озвучить фрагмент мультфильма. Предварительно надо распределить роли. Возьмите любую карточку. Внимательно следите за происходящим на экране и включайтесь в создание истории вместе со своим героем.

(Слайд 11) В Сторителлинге чётко прослеживается дидактический принцип Минимакса. Например, ребёнок, способный усвоить большее количество информации, может создавать истории, используя рифму. И напротив, ребёнок, который раньше с трудом мог выразить свои мысли, создавая истории в кругу товарищей, находясь в психологически комфортной для себя обстановке, для начала повторяет фразы, сказанные детьми в предыдущих играх, а затем начинает самостоятельно продолжать историю. Таким образом, используя данный интерактивный способ организации детской деятельности, мы сможем услышать каждого ребёнка в группе и помочь ему развить грамотную связную речь.

В результате двухлетней работы с использованием метода сторителлинг я могу говорить об определенных результатах.

Эти мои наблюдения укладываются в рамки ориентиров, к которым мы должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о результативности выбранного метода.

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с.
  2. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
  3. Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
  4. Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
5
«Мой успешный проект» «Сказки вместе сочиняем»
Познавательно-творческий проект для детей среднего...
 

Комментарии 1

Гость - Ирина в 14.11.2019 21:57

здравствуйте! Материал очень хороший! Очень хотелось бы увидеть презентацию к мастер-классу!

здравствуйте! Материал очень хороший! Очень хотелось бы увидеть презентацию к мастер-классу!
Гость
21.01.2020

В блогах

Конспект НОД по звуковой культуре речи на тему: "В гости к Старичку - Лесовичку"…

Программное содержание: Учить правильной постановке языка при произношении звуков ; учить контролировать силу выдоха; учить подбирать родственные (однокоренные) слова;...

Музейная педагогика

Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ) (из опыта работы)      «Корни всех проблем нашего...

Досуг-викторина "Дары осени"

                ВИКТОРИНА «ДАРЫ ОСЕНИ».   Цель: Обобщить знания детей об осени. Задачи: Закрепить знания о явлениях живой и...

Новое на сайте

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Путешествие с колобком»

Конспект образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Путешествие с колобком» Цель: - Развитие речевой активности у детей, путем вовлечения их в игровые действия. Задачи: Образовательные: - Закрепить знания детей основных признаков осени, умение использовать в речи слова - прилагательные, умение...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Зимние виды спорта»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Зимние виды спорта» Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие. Цель: уточнить знания о зимних видах спорта, расширять кругозор. Совершенствовать умение составлять рассказ по фотографии о своих спортивных достижениях. Закрепить...

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Здоровья»

Сценарий спортивного развлечения для детей средней группы «Путешествие в страну Здоровья» Цель: повысить у детей интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Задачи: активизировать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве; воспитывать любовь к...

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Путешествие в страну «Познайки»

Интегрированное занятие для подготовительной группы «Путешествие в страну «Познайки» Программное содержание. Закрепить понятие о числовом ряде, умение детей соотносить букву с цифрой и создавать новое слово ориентироваться во времени и пространстве; упражнять в последовательном назывании дней недели. Упражнять в составлении слов...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог