"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки и творчества"

Еще в детстве мы уже мечтаем открыть себя, проложить свой путь в жизнь, выбрать профессию по душе. Но не совсем ясно представляем, во что «выльется» наш «ручеек»: в широкую реку или небольшую речушку, тихо несущую свои воды, в которых любят купаться дети, потому что нет в ней быстрого течения и крутых порогов.
Но как трудно выбрать свой путь, когда кажется, что перед тобой открыты все дороги. И как понять, правильный ли выбор ты сделал? Для каждого ответы на эти вопросы остаются загадкой. Ведь у каждого из нас это происходит по-разному.
Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него

Мастер - класс по теме: «Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №38»

 

 

 

Мастер - класс по теме:

«Развитие интеллектуальных способностей у дошкольников посредством использования блоков Дьенеша в образовательном процессе».

 

 

 

 

Подготовила и провела

Воспитатель МБДОУ №38

Колоколова Ирина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

2018 г.

Цель мастер - класса: 

Познакомить участников мастер - класса с использованием современной игровой технологии в образовательном процессе.

Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей — «новая математика». Они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать.

Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу — и забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю». Сегодня я познакомлю вас с некоторыми методами работы с логическими блоками.

Игры с логическими блоками позволяют:

* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

* Развивать пространственные представления.

* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).

* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

* Развивать речь.

* Успешно овладеть основами математики и информатики.

 Этот набор состоит из 48 объемных геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

 Этот набор можно использовать как игровой материал:

В непосредственно образовательная деятельность (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности; совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические

игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры) а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. С этим материалом дети замечательно играют и самостоятельно.

Во многих играх с логическими фигурами используются карточки с символами свойств. Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования и т.д. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.

 Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

- для развития действий классификации и обобщения;

- для развития способности к логическим действиям и операциям.

Разделение игр по возрастам условно: все зависит от уровня развития детей и от того, в каком возрасте вы начнете использовать данные игры, можно начинать играть и в 2 года и в 5 лет.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.

Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Я представляю вам свой опыт работы с детьми.

Я предлагаю детям игры, которые направлены на решение следующих задач.

Задача №1: выявлять свойства в предметах.

Давайте поиграем (показываю фигуры из коробки):

- «Найдите такую фигуру, как эта по цвету», по форме? по размеру? по толщине?

- следующая игра «Найдите такую же фигуру, как эта по цвету и форме», по размеру и толщине?

Обязательно использую «чудесный мешочек» в игре «Найди на ощупь». В процессе игр с блоками у детей развиваются также зрительные и осязательные анализаторы, накапливается сенсорный опыт.

Далее, на следующем этапе, я предлагаю игры, в которых еще и формируются коммуникативные умения, умения задавать вопросы и умения взаимодействовать друг с другом. 

Поиграем в игру «Третий лишний» или «Кодовый замок»:

 На картонку выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя. За замком может быть что угодно: сюрприз, вход в комнату, дорога на прогулку…

Ребенок должен открыть замок: догадаться, «на какую кнопку нажать» и объяснить, почему.

Например: Тут лишняя красная фигура. Потому что эти обе желтые. «Нажимаем» на красную фигурку!

Следующая игра: «Найди клад (или зайку)». Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.

 1 вариант

Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя раз­личные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и пока­зывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Например, ведущий спрашивает:

- Клад под синим блоком?

- Нет, — отвечает ребенок.

- Под желтым?

- Нет.

- Под красным?

- Да.

- Под большим?

- Да.

- Под круглым?

- Да.

Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант

Ведущий говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами

написать письмо:

 «Цепочка»

Задача №2: Развивать умения составлять силуэт по схематическому изображению, формировать логические операции анализ и синтез.

Для развития умения составлять силуэт по схематическому изображению, формирования логических операций анализ и синтез я использую альбомы «Лепим нелепицы», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего корабля», «Спасатели приходят на помощь».

А также для детей я оформляю свои карточки. При помощи восприятия дети познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, размер, толщину). Дети могут упражняться в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному замыслу.

«Восстанавливаем разрушенный город».

 «Транспорт к выезду готов»

  Задача №3: Развивать умения выполнять действия по простейшему алгоритму и пояснять последовательность действий.

 «Автотрасса» Перед ребенком табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учетом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем желтый, и треугольный. Малыш учится выделять свойство, абстрагироваться от других признаков.

Для поддержания интереса детей хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

 Задача №4: Развивать умения классифицировать и обобщать по 1-2-3-4 свойствам.

Представляю вам пособие Игра «Волшебное дерево»

Цели:

  • Развивать представления детей о символическом изображении предметов; развивать умение классифицировать блоки по трем признакам и выделять основные признаки.
  • Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.

Воспитатель предлагает детям вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев – геометрические фигуры. Каждая веточка имеет свой цвет, и цвет «листочков» будет соответствовать цвету веточки. Дети выбирают нужную фигуру по цвету и располагают «листочки» на ветке, при этом обращают внимание на символы фигур-«листьев» (форму, размер).

 «Игра с обручами»

Цели:

  • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
  • Определение областей пересечения в играх с обручами.
  • Развитие логического мышления, внимания.

 Три обруча, в каждом по 2 свойства блока. Обручи не пересекаются

 Два обруча с пересечением, в каждом по 1 свойству.

 Два обруча с пересечением, в каждом по 2 свойства блока с отрицанием.

 Пособие «Давайте вместе поиграем». В него входят несколько игр.

 «МАГАЗИН».

Материал: товар (карточки с изображением предметов), логические фигуры.

Цель игры:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор

Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.

Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

 «УГОЩЕНИЕ ДЛЯ МЕДВЕЖАТ».

Материал: 9 изображений медвежат , карточки со знаками символами свойств, логические фигуры или блоки Дьенеша.

Цель игры:

  • развитие умение сравнивать предметы по одному - четырем свойствам
  • понимание слов: "разные", "одинаковые"
  • подведение к пониманию отрицания свойств.

Описание игры:

1 вариант: в гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Какой материал нам удобно "превратить" в печенье. Конечно, блоки или логические фигуры.Давайте угостим медвежат.

Угощают девочки. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой.

Если в левой лапе у медвежонка круглое "печенье", в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

А сейчас угощают мальчики. Печенье в лапах медвежат отличается только цветом. В дальнейшем условие игры : отличие печенья по двум признакам: цвету и форме, цвету и размеру, форме и размеру и т. д.

В работе с детьми старшего возраста возможно отличие "печенья" по 3-4 свойствам. В этом случае используются блоки Дьенеша. Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок "печенье" в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

 «УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ».

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами , комплект логических фигур

Цель:

  • развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
  • умение "читать схему"
  • закрепление навыков порядкового счета

Описание игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

 ЛОГИЧЕСКИЕ КУБИКИ

Описание материала: 5 кубиков на гранях которых изображены символы свойств блоков (размер, форма, цвет, толщина) и символы отрицания свойств, а также цифровой кубик (на гранях цифры 3- 8)

Логические кубики, как и карточки - символы помогут придумать с детьми разнообразные игры, а эти игры, в свою очередь будут полезны для овладения действиями замещения и наглядного моделирования, кодирования и декодирования. Логические кубики использую в комплекте с блоками Дьенеша и логическими фигурами. Своеобразие логических кубиков - возможность "случайного" выбора свойств (подбрасыванием кубика), а это всегда нравится детям.

ВАРИАНТЫ ИГР С ЛОГИЧЕСКИМИ КУБИКАМИ И БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а большой синий круглый блок может стать прекрасным подарком блюдом для пирожных для Карлсона. Используя блоки Дьенеша и логические кубики можно с детьми придумать много сценариев различных игр.

Пусть, например, мы решили поиграть в "Садовников" и посадить красивые цветы на клумбах.

Каждый "садовник" выбирает себе клумбу большой цветной круг и по очереди подбрасывает логические кубики. На клумбе у него будут расти: 3 больших, красных, не треугольных цветка.

Возможно, клумба будет выглядеть так:

- большой красный круг,

- большой красный квадрат,

- большой красный прямоугольник.

А затем наши цветы могут познакомиться, рассказать о себе, какие они (по цвету, форме, толщине), как они попали на клумбу, свои цветочные истории....

Не обязательно подбрасывать все кубики, то есть выбирать блоки по 4-ем признакам и в определенном количестве. Сколько кубиков подбрасывать и какие, договариваемся с детьми заранее. В игре используются логические фигуры (3 свойства) и логические блоки (4 свойства).

 Интересных игр много! Ребятишки всегда с удовольствием решают логические загадки. Есть и любимые игры, в которые хочется играть еще и еще.

И вы заметите, как малыши становятся умнее и сообразительнее. Как станут удивлять Вас быстротой и гибкостью мышления! Удачи!

Игры с обручами

Цели:

  • Формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.
  • Определение областей пересечения в играх с обручами.
  • Развитие логического мышления, внимания.

Определяем каждую из областей и область их пересечения:

  • в первой области должны находиться все желтые фигуры;
  • во второй области – все круглые;
  • в третьей – только желтые круглые.

Игра «Лабиринт»

Цели:

  • Учить детей «читать» знаки-символы (признаки геометрических фигур: цвет, размер, форма), выбирать необходимый блок из нескольких.
  • Развивать практически-действенное мышление.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

0
Мастер класс "Раскидай, раскидай, ты со мной поигр...
Конспект открытого занятия во второй младшей групп...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.10.2020

В блогах

Сценарий «Масленица» (для проведения на улице).

Действующие лица: Ведущий Весна Петрушка Оборудование: 2 конуса 20 мячей 2 клюшки 2 шарфа 4 корзины «блинчик». Ход мероприятия: Под музыку Выходят Ведущий и Петрушка. Ведущий: Здравствуйте, ребята дорогие, маленькие и большие! Петрушка: А я...

Курочка Ряба. (Русская народная сказка, худ. Г. Коптелова)

Sample Image

Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Курочка Ряба. (Русская народная сказка, худ. Г. Коптелова) Читать...

Выпускной

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества станицы Выселки муниципального образования Выселковский район Утренник - выпускной для воспитанников школы раннего развития...

Новое на сайте

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения. Для детей средней…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей о космосе. Задачи: образовательные: формировать представления детей об окружающем мире, начальное представление о Солнечной системе; развивающие: развивать познавательную...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Работаю в детском саду, неоднократно замечаю...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова)

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и называть овощи. Развивать певческие умения и ритмичность движения. Учить передавать по показу персонажа игровые действия. Воспитывать интерес к...

Конспект занятия по рисованию в технике эстампа «Осенние листочки» в средней группе

Конспект занятия по рисованию в технике эстампа «Осенние листочки» в средней группе Программное содержание: Продолжать знакомить детей с техникой рисования – эстамп.Развивать интерес к осенним явлениям природы.Воспитывать у детей умение слушать воспитателя. Материалы и оборудование: Альбомные листы, кисти, салфетка, клеенка, листья...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог