Мастер-класс для педагогов по экспериментированию Тема: Сказка про Золушку.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

I часть

Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого радость.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий с использованием игр, сказки, творчества. Внесение игрового момента в обучение усиливает интерес детей к проведению исследований.

Экспериментирование играет важную роль для психического развития детей. В процессе игр – экспериментов расширяется сенсорный опыт дошкольников и обогащается их жизненный опыт.

Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

II Практическая часть.

Предварительная работа с детьми: Чтение Ш. Перро «Золушка», беседа с детьми по сказке, проведение опытов с некоторыми предметами и материалами.

Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Сказка называется, а как она называется вы узнаете, когда отгадаете загадку про девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг — только грязь и зола.

А звали красавицу …( Золушка.)

Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка». В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправились на королевский бал, оставив Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее много заданий: испечь торт, полить цветы, заштопать платья, прибрать в доме. Чтобы приготовить вкусный торт, Золушке нужны сырые яйца (Золушка берет корзинку с яйцами, но что это?) Вредные сестры перемешали сырые и вареные яйца вместе. Я думаю, мы поможем Золушке?

Опыт 1. «Сырые, вареные яйца».

Проведение: определить (вареное яйцо крутиться – сырое, нет). Объяснить: в вареном яйце центр тяжести постоянный, поэтому оно и крутится. А у сырого яйца внутри жидкая масса, и центр тяжести все время смещается, являясь тормозом, поэтому сырое яйцо крутится с трудом.

На этом «вредные дела » сестер не закончились. Они высыпали в ведро с водой целую горсть земли. Золушка узнала об этом только тогда, когда собиралась вскипятить чай себе на ужин. Колодец, в котором Золушка брала воду, находился далеко от дома. На дворе было уже темно. Что же делать?

Опыт 2. «Фильтрация»

Проведение: как очистить грязную, непригодную для питья воду, с помощью фильтра из подручных материалов, чтобы можно было использовать её для приготовления пищи. Объяснение: фильтр (воронка, вата, марля, бумажная салфетка, чистый стакан) очищает грязную воду, превращая её в чистую. Попавшие в воду грязные частички, мусор, при фильтрации задерживаются в слоях фильтра. Чем больше слоев в фильтре, тем чище станет вода.

Опыт 3. «Испытание ножниц вместо магнита»

Пока готовился торт, и кипятилась вода в чайнике, Золушка принялась за шитьё. Взяла нитки, ножницы, иголку и вдруг нечаянно уронила иглу в ведро с водой.

Проведение: как достать иглу из воды, чтобы не мочить руки. Для этого используем ножницы. Объяснить: если сделать ножницами несколько резательных движений в воздухе, то концы ножниц являются магнитом для мелких металлических предметов, например, таких как иголка.

Золушка справилась с этой работой и тут она заметила, что любимые цветы мачехи засохли. Их надо срочно спасать.

 

Опыт 4. «Засохшие цветы»

Проведение: бумажные цветы (полоски бумаги, скрепленные стерлером, лепестки закручены во внутрь цветка) выкладываются в тазик с водой. Объяснить: Бумага производится из целлюлозы, которая составляет основу растений. Бумага вбирает в себя воду и расширяется, поэтому лепестки "раскрываются". Вопрос: какой цветок распустится самым первым, а какой последним? (цветы из разной бумаги и картона).

 

Опыт 5. «Секретное письмо».

Золушка решила написать письмо своей крестной, так чтобы никто посторонний не смог его прочесть. Проведение: для этого надо взять молоко. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дать высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром, над горящей свечой или прогладив утюгом. Прочитает это письмо крестная фея и обязательно поможет Золушке.

За день Золушка так устала, что не было сил даже погасить свечу.

Опыт 6. «Свечка в банке»

Проведение: как можно погасить свечу, не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая её? Зажигаем свечу, накрываем её банкой, наблюдаем до тех пор, пока свеча не погаснет. Вывод: для горения нужен кислород. Когда доступ кислорода к огню затруднён, огонь гаснет.

Золушка не могла попасть на бал. Она смотрела в окно, видела и слышала выстрелы салюта, громкую музыку и смех гостей. Ей захотелось для себя самой сделать что-то веселое и интересное и повеселиться.

 

Опыт 7.«Лава»

Понадобятся: подсолнечное масло, 2 коробочки сока ( желательно разные по цвету-красный и желтый), 2 прозрачных сосуда (можно высокие стаканы), какие-либо шипучие таблетки ( желательно аспирина-большие).

Инструкция:

Сперва наливаем сок в стаканы так, чтобы он заполнил примерно 70% объема тары. Оставшуюся часть стакана заполняем подсолнечным маслом. Теперь ждем, пока сок отделится от подсолнечного масла. Бросаем в стакан таблетку и наблюдаем эффект, похожий на лаву. Когда таблетка растворится, то можно бросить еще одну.

Объяснение

Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Растворяясь в соке, таблетка выделяет углекислый газ, который захватывает части сока и поднимает его наверх. Газ выходит полностью из стакана, когда достигает вершины, при этом частицы сока падают обратно вниз.

Опыт 8. «Надувание шарика»

Нам понадобятся: воздушный шарик, пищевая сода – 3-4 чайные ложки, бутылочка, столовый уксус – 0,5 стакана.

Инструкция: 1.Насыпаем в шарик соду; 2.В бутылочку наливаем уксус; 3.Надеваем шарик на бутылочку и приподнимаем его. Наблюдаем, как шарик надувается.

Объяснение

При взаимодействии соды и уксуса выделяется газ, который надувает шарик.

Мы знаем, что с помощью сита можно отделить смешавшиеся крупу и муку или рис и манку. А каким образом отделить перец от соли ?

 

Опыт 9. « Золушка».

Нам нужен надутый шарик. На стол высыпать по чайной ложке соли и молотого перца. Хорошенько перемешать. Теперь представим себя Золушками и попробуем перец отделить от соли. Не получается… Теперь потрём наш шарик о что-нибудь шерстяное и поднесём к столу: весь перец, как по волшебству, окажется на шарике. Наслаждаемся чудом, а юным физикам более старшего возраста шепнём, что шарик от трения о шерсть становится отрицательно заряженным, а перчинки, вернее, электроны перца, приобретают положительный заряд и притягиваются к шарику. А вот в соли электроны перемещаются плохо, поэтому она остаётся нейтральной, не приобретает заряда от шарика, вот и не прилипает к нему.

Опыт 10. «Вулкан»

 

Понадобятся: пищевая сода – 2-3 столовых ложки, краситель (можно гуашь любого цвета), несколько капель жидкого мыла, 1/3 стакана воды, стакан уксуса.

Инструкция: соду насыпаем в высокую бутылку с широким горлышком (высокий стакан, банку); выливаем туда воду, краситель; все перемешиваем; быстро вливаем уксус; наблюдаем «извержение вулкана».

Объяснение: при взаимодействии соды и уксуса образуется газ, который выталкивает пену, окрашенную красителем.

Вывод:

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Используемая литература:

Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М. : Педагогическое общество России, 2003.- 80 с.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

1
Занятие во второй младшей группе по познавательном...
Мастер-класс "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В...
 

Комментарии 2

Гость - Мама в 17.02.2021 17:48

Отличное понимание детской души!
Успехов в работе!

Отличное понимание детской души! Успехов в работе!

Познавательно и занимательно! Полезный материал

Познавательно и занимательно! Полезный материал
Гость
12.05.2021

В блогах

Рисование пастельными мелками.

Рисование пастельными мелками. Материалы: -разноцветные или пастельные мелки -бумага -лак для волос Рисуйте мелками на бумаге. Когда рисунок будет закончен можно распылить по нему лак...

Технологическая карта образовательной деятельности по теме «Друзья для зайчика»

(аппликация с использованием нетрадиционного приема « из комочков»)     Возрастная группа: средняя.   Образовательная область: художественно-эстетическое развитие (аппликация). Тема ООД: «Друзья для зайчика» Цель освоения предложенного...

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности

Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности за межаттестационный период 2013-2018 уч. г. Введение В современных условиях развития системы дошкольного образования и воспитания к...

Новое на сайте

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Проектная работа «Игровые технологии - пальчиковые игры в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации»

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы)

Использование современных технологий в экономическом воспитании дошкольников (Из опыта работы) Цель: Познакомить педагогов с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, научить применять их в работе. Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной...

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка»

Конспект занятия по математике для второй младшей группы «Путешествие колобка» Программное содержание: Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный, короткий, длиннее короче, одинаковые по длине. Упражнять в умении находить один много предметов...

План выступления на педсовете

План выступления на педсовете 1. Тема: "Конструирование из природного материала" Мир природы необыкновенно красив, загадочен и чудесен. Каждая травинка, листок, веточка неповторимы, таят в себе необыкновенные тайны и имеют свою, только им присущую форму. Способность проникать в...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог