Сайт для воспитателей детских садов




Здоровье дошкольника – главный показатель качества образования

Здоровье дошкольника – главный показатель качества образования 

Проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной в   практике дошкольного воспитания и образования на современном этапе реформирования системы образования. Интерес к данной проблеме заключается в том, что мы хотим передать как можно больше накопленного веками опыта и знаний человечества подрастающему поколению и при этом не допустить физической, психологической, информационной перегрузки детей. По этой причине наше структурное образовательное подразделение уделяет значительное внимание содержательной части качества образования: знаниям, умениям, навыкам, опыту и т.д. Однако любая концепция качества образования имеет такой компонент как «состояние субъекта обучения от воспитания», т.е. физическое, психическое и нравственное здоровье воспитанников. Наукой и практикой доказано, что это состояние напрямую влияет на усвоение ребенком содержания образования.  Ещё Сухомлинский в свое время говорил:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

Забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

Закономерно сделать вывод, что, если мы, педагоги, не будем соблюдать определённые условия для сохранения здоровья наших воспитанников, значит, будет страдать качество образования. 

   Осуществление приоритетного направления физического развития воспитанников потребовало разработки своей инновационной оздоровительной технологии.

На первоначальном этапе – подготовительном, формировалась стратегия реализации задачи: обновлялась программа развития, творческой группой ДОУ разрабатывалась дополнительная комплексная программа физкультурно – оздоровительной работы «Радуга здоровья»,  предполагающая создание единого образовательно – оздоровительного пространства для детей, педагогов и родителей . С учётом задач программы «Радуги здоровья», формировались годовые задачи и разрабатывались годовые планы. Ключевая идея связана с убеждением, что формировать культуру здоровья и здорового образа жизни необходимо с самого рождения ребенка.

          В ДОУ созданы определенные условия для охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития. Это традиционные формы и методы оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми. В учреждении есть физкультурный зал, бассейн; физкультурные уголки во всех возрастных группах; медицинский, физиотерпевтический, психологический и логопедический кабинеты.

Программа предусматривает работу по формированию 6 аспектов культуры здоровья.

1-ый аспект- формирование физического здоровья дошкольников.

Личность, обладающая крепким физическим здоровьем, сможет достичь в жизни поставленных целей, благополучия. Физически здоровый ребенок характеризуется высокими адаптационными возможностями организма, оптимальным функционированием систем и органов, а также гармоничными взаимоотношениями с природной средой и социумом. Физическая активность один из ключевых аспектов здорового образа жизни.

В традиционные формы работы с дошкольниками (физкультурные занятия в зале и бассейне, утреннюю гимнастику, подвижные игры, физкультминутки, спортивные досуги и развлечения) успешно внедряются современные здоровьесерегающие технологии, которые в свою очередь включают в себя:

- технологии, сохраняющие и стимулирующие здоровье;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Игровой стретчинг 

Динамические паузы

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная 

Коррегирующая гимнастика

Игротренинг

Самомассаж

Логоритмика

Занятия «ЗОЖики»  1 раз в две недели в младших группах и 1 раз в неделю в старших.

Также в детском саду осуществляется кружковая деятельность в рамках дополнительного образования детей. С детьми старшей и подготовительной групп каждую неделю проводятся занятия «Школы мяча». Ребята имеют возможность развивать и совершенствовать навык владения мячом разного размера, веса и принадлежности к виду спорта.

2-ой аспект –– формирование социального здоровья, которое представляется особо значимым по нескольким причинам:

здоровье является компонентом целого – культуры, где личное здоровье – это компонент личностной культуры; здоровье нации – компонент национальной культуры; здоровье – фактор социальной реализации человека.

Проблема социального здоровья в наши дни приобретает особую актуальность. Связано это прежде всего с тем, что темпы социальных изменений в условиях современного общества резко возрастают и предъявляют все новые требования к личности, ее деятельности, межличностному общению. Это обстоятельство диктует необходимость для каждого человека постоянной адаптации к изменяющимся социальным условиям, напряжения и актуализации резервов (ресурсов) его здоровья, в том числе и социальных ресурсов, обеспечивающих их реализацию и состояние гармонии с социальным окружением.

3-ый аспект –  психическое здоровье дошкольников

один из главных в деятельности психологической службы в образовательном учреждении. Психическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанны ориентиры.

Арт – терапия (терапия искусством) означает лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психоэмоционального состояния

Психогимнастика  это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Проводится педагогом-психологом на специально организованных занятиях.

4-ый аспект – интеллектуальное здоровье дошкольников.

ДОУ должно быть первой ступенью интеллектуального развития детей, содействовать их всестороннему развитию. Под интеллектуальным здоровьем понимается то, как мы получаем информацию, знания того, где и как можно получить нужную информацию, как   пользоваться ею. Необходимо умение извлекать знания из самых разнообразных источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решение. Каждый ребенок-это новое создание в мире, и он должен пройти жизнь к своей интеллектуальной вершине. От формирования интеллектуального аспекта здоровья детей в ДОУ сегодня, зависит какими учениками будут они завтра, какими будут интеллектуальные ресурсы России в будущем.

Проектная деятельность

Кинезиологическая гимнастика развивает   межполушарную   связь  и  межполушарное   взаимодействие, которые имеют  большое  значение  для  развития  мелкой  моторики   путем   синхронизации  работы   полушарий  головного   мозга.    Также  благоприятно  сказывается применение кинезиологических упражнений на  развитии   способностей,   памяти, внимания, мышления,  речи. Применяется в НОД, в режимные моменты.

Метод двигательной коррекции. Входящие в методику упражнения направлены в основном на нормализацию функционирования подкорковых структур, активационных процессов, улучшение мозгового кровообращения, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Кроме того, они формируют навыки произвольности, самоконтроля, саморегуляции, внимание, память, пространственные представления.

Комплекс упражнений разработан на основе принципов непрерывности и систематичности, от простого к сложному.

5-ый аспект - формирование духовного здоровья.

Задача формирования духовного здоровья личности – одно из ключевых направлений современного образования т. к. физическое здоровье человека нельзя рассматривать в отрыве от его духовного и нравственного здоровья.

Духовное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

В нашем детском саду проводится множество праздников. А православные праздники - это особые праздники.

О важности приобщения детей к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Начиная работу по формированию духовно – нравственного здоровья детей, мы, прежде всего обязаны сами хорошо знать историю нашего края. Мы должны знать, о чём рассказать и что показать детям, выделив наиболее характерное для данной местности или края. Любой город, область, небольшие деревушки и сёла - неповторимы. В каждом месте своя природа, быт, история и традиции. Мы стараемся доступно донести до сознания детей историю родного края и традиции. Достопримечательности, память о выдающихся людях. С учётом возраста детей диапазон объектов, с которыми знакомим дошкольников – расширяется. Мы объясняем детям, в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы, что у каждого человека есть свой дом, свой город в котором он родился и живёт, это его малая Родина

6-ой аспект – соматическое здоровье

технологии профилактики заболеваний, углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники, коррекция возникающих функциональных отклонений, отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья), реабилитация соматического состояния здоровья, противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами, витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты), санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

7 аспект - взаимодействие с семьей - создание образовательно-оздоровительного пространства «Детский сад – семья»:

Повышение уровня знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.Повышение интереса родителей детей к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми. Формирование положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье. Оказание помощи родителям воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Каждую неделю во второй младшей и средней группах проводятся занятия детско-родительского клуба «Здоровей-ка!». 3 недели в месяц с детьми работают специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель), а 1 раз в месяц вместе с родителями и детьми. Родители во время занятий могут получить рекомендации квалифицированных специалистов по сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Также в нашем детском саду стало доброй традицией проведение флеш-мобов , целью которых является пропаганда здорового образа жизни и укрепления семейных связей.

Укрепляя здоровье детей через разнообразные виды деятельности, используя современные здоровьесберегающие технологии, педагоги осуществляют взаимосвязь физического и психоэмоционального здоровья воспитанников, что определяет качество образования. Так как именно «благополучный» ребёнок оптимально усваивает знания, развивается в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми. 

0
Сценарий новогоднего утренника  для   старшей груп...
РАЗВЛЕЧЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДРАМАТИЗАЦИИ ПО СКАЗКЕ «Т...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
16.01.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

В блогах

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №56» Доклад на тему: «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в рамках проектной деятельности» Подготовил: воспитатель Коновалова Татьяна Вик...
Цель собрания: подвести итоги совместной деятельности детей, родителей и воспитателя  за прошедший год. определить перспективы на будущее. Задачи родительского собрания: отследить динамику психич...
Совет 1:  Необходимо стараться активно участвовать в охране здоровья своего ребенка и оздоровлении его организма. Важно не только рассказывайте ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным...
Конспект НОД воспитателя с детьми по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму в средней группе «Путешествие в лес». Цель: профилактика и преодоление имеющихся отклонений в речевом развитии ...

Новое на сайте

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе…

15-01-2019 Просмотров:17 Конспекты занятий Чумакова Оксана Владимировна, воспитатель

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками) «Осеннее дерево» Цель: Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования (рисование ватными палочками).Задачи:1. Познакомить...

Методическая разработка на тему: «Экономическое воспитание посредством двигательной активности»

15-01-2019 Просмотров:10 Методические разработки Конышева Алина Владимировна, инструктор по физической культуре, МБДОУ "Менчерепский детский сад"

Методическая разработка на тему: «Экономическое воспитание посредством двигательной активности» Как в современном мире стать успешным и значимым человеком? Не мало, важно быть финансово грамотным! Мы в нашем дошкольном учреждении начали об...

Эмоциональный интеллект

15-01-2019 Просмотров:16 Статьи Тер-Акопян Елена Арамовна, педагог-психолог

Эмоциональный интеллект Начиная разговор о значимости воспитания чувств и эмоций на ранних возрастных этапах человека и их функциональной роли в жизни, хочется привести метафорический образ, который встаёт у меня перед глазами...

Занятия изобразительной деятельностью как средство развития речи детей 5-6 лет

14-01-2019 Просмотров:42 Статьи Борисова Наталия Ивановна, воспитатель, МДОУ ЦРР №21 г. Истра

Занятия изобразительной деятельностью как средство развития речи детей 5-6 лет Любая продуктивная деятельность, в том числе и изобразительная, как отмечала Е.И. Тихеева, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с...