«Выявление талантливости и одарённости детей на раннем этапе»

Тема раннего выявления одаренности у детей очень актуальна в настоящее время в связи с тем, что появились большие возможности развивать и обучать детей. У большинства родителей часто возникает вопрос: как и что развивать у ребенка? Ведь семьи инженерно-технических работников уверены, что их дети, несомненно, будут склонны к математике и технике, но, никак не могут быть художниками или иметь гуманитарный склад ума и поэтому, развивая только математические способности, врожденный творческий гуманитарный дар может просто «уснуть», и ребенок в своей дальнейшей жизни не сможет полностью реализоваться, ни в одной из областей. Поэтому необходимость раннего выявления одаренности детей очевидна.

Детская одаренность – это наличие у ребенка потенциально высоких интеллектуальных способностей и достижений, которые значительно превышают нормы, характерные для его возрастного этапа.

Однако, следует заметить, что как и у любой монеты, у детской одаренности есть две стороны: положительная и отрицательная.

Положительными проявлениями детской одаренности являются: лидерство, независимость, настойчивость, разнообразие интересов, смекалка, отличная память, нестандартное мышление, неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за несколькими событиями одновременно, большой словарный запас, изобретательность и  богатая фантазия; а отрицательными проявлениями детской одаренности – зачатки диктаторства, нетерпимости и повышенной требовательности к себе, нестабильность настроения, дети более капризны и импульсивны.

Детская одаренность, как правило, проявляется в очень раннем возрасте, многие психологи и педагоги, занимающиеся этой темой исследования профессионально, считают, что выявить одаренность можно у ребенка, начиная с девятимесячного возраста. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше времени будет на реализацию, раскрытие и развитие таланта.

Выявление одаренности – это очень сложный и многогранный процесс. Можно выделить шесть основных этапов выявления детской одаренности в раннем возрасте:

1. Классификационный, который предусматривает определение видов одаренности у детей раннего возраста по следующим направлениям деятельности для проведения дальнейшей диагностики детей раннего возраста:

- практическая деятельность (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная);

- познавательная деятельность (интеллектуальная одаренность в различных сферах деятельности);

- художественно-эстетическая деятельность (хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность);

- коммуникативная деятельность (лидерская и аттрактивная одаренность);

- духовно-ценностная деятельность (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

2. Исследовательско - диагностический, который предусматривает:

- анкетирование родителей, воспитателей и психологов с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

- проведение диагностики, которая позволяет с помощью простых заданий установить степень развития познавательной сферы, оценить развитие памяти и внимания, уровень развития речевой сферы, крупной и мелкой моторики. Для диагностики используются кубики, предметы быта, игрушки (пирамидки и конструкторы), карточки с изображениями.

3. Развивающий (прогностический), который определяет: сроки реализации программы; сроки реализации каждого этапа диагностики; прогнозируемые результаты; критерии оценивания результатов по этапам работы.

4. Экспериментально-практический, который осуществляется в трех направлениях: работа с педагогами, работа с детьми и работа с родителями.

5. Аналитико-рефлексивный, который включает: непосредственно анализ результатов диагностики; описание динамики развития детей с предпосылками одаренности; Анализ и обобщение полученных результатов, их соответствие или не соответствие поставленным целям и задачам.

6. Реализационный, который включается в себя не только разработку предложений, рекомендаций по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации программы в целом, но и определение направлений дальнейшей работы с одаренными детьми.

При диагностике одаренности детей раннего возраста психологи и педагоги должны использовать следующие методы:

1. Наблюдение.

2. Тесты, опросники, анкеты.

3. Биографический метод.

4. Психологические тренинги.

Выявление одаренности у детей происходит постепенно. Результаты любых тестирований на одаренность ребенка не являются окончательными и могут быть интерпретированы по-разному. Ведь высокие показатели психодиагностических методик вовсе не говорят об уникальной талантливости, а низкие – о бездарности малыша в той или иной сфере деятельности. Нельзя оценивать уровень одаренности только на основании одного лишь тестирования. Каждый ребенок индивидуален и поэтому ни один из методов в отдельности, так и в совокупности не смогут со стопроцентным результатом оценить степень одаренности ребенка.

Одним из лучших методов диагностики является психолого-педагогический мониторинг, который включает в себя следующие требования:

- оценка деятельности и поведения малыша должна проводиться со всех сторон. Педагог обязан использовать разные источники информации о способностях ребенка;

- процесс выявления одаренности предусматривает наблюдение за ребенком в течение длительного времени;

- для того чтобы проанализировать способности ребенка, нужно его вовлекать в разные занятия  и виды деятельности;

- при оценке продуктов деятельности детей (например, стихотворений, рисунков, идей) нужно привлекать экспертов с разных областей;

- нужно не только смотреть на ту одаренность, которая есть, а и на перспективы ближайшего развития;

- при обследовании педагог должен использовать множество диагностических процедур. Их нужно отбирать в соответствии с предполагаемым видом одаренности;

- любую диагностику одаренности нужно максимально приближать к реальной жизни;

- педагог должен проанализировать реальные достижения ребенка. Речь идет о соревнованиях, конкурсах.

Даже комплексная многоэтапная оценка степени или уровня одаренности детей раннего возраста не исключает субъективных оценок педагога. Поэтому категорически нельзя называть ребенка исключительно одаренным или же наоборот, обычным малышом. Такие оценки могут впоследствии очень негативно повлиять на развитие ребенка. Выявлять одаренность нужно, чтобы потом правильно и рационально развивать ребенка в той или иной сфере.

0
«Сказка в развитии дошкольника»
Конспект интегрированного занятия во второй младш...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.06.2021

В блогах

пословицы казаков

Один раз родила казака мати, один раз и помирати! Плакать не смею, тужить не велят. Казак скорей умрет, чем с родной земли...

Сценарий праздника "Осенины"

Дети входят в зал под спокойную музыку, в русских костюмах. Ведущий: Перестали птички петь, солнышко не греет, А на улице теперь стало...

"Чудесный сундучок гнома"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14  муниципального образования город Горячий Ключ   Конспект занятия «Чудесный сундучок гнома»            ...

Новое на сайте

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Живая память». Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г. Тип проекта: информационно - творческий, групповой. Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители воспитанников. Образовательные...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет. Срок реализации: 1 год. Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть...

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду Роль родителей в подготовке детей к школе, несомненно, велика. Взрослые объединяют в себе функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог