«Сказка в развитии дошкольника»

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве», - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения, а это почва , на которой растет и достигает совершенства воображения будущего ученого, изобретателя, художника.

Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Самое большое, что она «позволяет себе», - это намек на то, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Она способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие  ребенком, то, как она ему преподносится. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители. Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, не только в кинофильме или театральной пьесе, но и самостоятельно проиграв сюжет.

Сказку можно нарисовать

Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств. Исходя из практики, можно попять, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» не леса, через который пробирается Иван – царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогаю иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сюжет привлекает внимание художников. Поэтому после прочтения сказки, вместе с детьми можно нарисовать ее, восстанавливая в памяти различные ее эпизоды. Проанализировав работы детей, можно сделать вывод, что каждый ребенок воспринимает сказку по – своему. А процесс рисования, в последствии, облегчает процесс пересказывания сказки, ее сюжета.

Сказку можно сложить из ткани

Затем, можно изобразить на полу то место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, фактуре, размеру, цвету. Еще, во время рассказывания сказки, можно рассказать о

 природе и обычаях народов той или иной странны, в которой создана сказка.

Так постепенно дети знакомятся с природой нашей планеты, и начинают

 понимать, что у каждого народа свои сказки и что во многом их своеобразие определяется особенностями климата, флоры и фауны страны, а  также мировосприятия людей.


Сказки имеют запахи  

Также, можно проживать сказку через обоняние, т.е. с помощью запахов. В разные пластмассовые баночки можно положить различные предметы,  имеющие ярко выраженный своеобразный запах. Эти запахи крышки впитываю быстро, и с ними можно работать как с раздаточным материалом. Каждому запаху дать свой номер, составить картотеку. В коллекцию запахов может войти корица, кардамон, мускатный и грецкий орех, лавровый лист и т. д. читая или рассказывая сказку, каждому персонажу подбирается тот или иной запах, с которым он ассоциируется у детей. Можно сказать, что «нос»,  т.е. развитое обоняние, помогает детям «ощутить» сказку более богато.

А еще сказки звучат   

Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используют звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с предметами внутри, которые при встряхивании «шумят». Создавать звуки можно и с помощью голоса.

В героев сказки можно переодеться и потанцевать

 

Творчество и  воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Не обязательно шить их, можно составить их из имеющейся коллекцией ткани. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием «наматывают» (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравится, или то, что, по их мнению, подходит персонажу. Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг другом, можно придумать танец для персонажа, подобрать музыку. Это позволяет всем детям «протанцевать» своего героя.

Вот таким образом, через разные действия, рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребенок активно, творчески познает мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становятся понятнее сказочные персонажи (их чувства, поступки) и своеобразие сказочной страны. Кроме того, введение новых персонажей, дает возможность проиграть обычную сказку как что то новое. Все это создает завораживающую атмосферу, в которой у ребенка активно развиваются творчество, речь, воображение, поскольку он сам является создателем сказки. 

Естественно, что придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под навязчивым руководством воспитателя. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побыть в роли волшебника. 

Каждый мечтает стать волшебником

Сочиняя продолжение сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Эта роль дается на время, которое истечет по какому либо звуку (волшебный звонок колокольчика) , и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. 

Сказку можно разыграть с помощью кукол

  Нарисованных героев используют в настольном кукольном театре. Мастерить кукол – занятие достаточно кропотливое и трудоемкое, особенно для мальчиков, а вот рисовать кукол любят все. Главное - дать понять: все, что дети делают сами, это красиво, хвалить их. А недостатки можно отметить про себя, чтобы впоследствии помочь их исправить.

Вырезав и наклеив нарисованных кукол на картон, прикрепить подставку, можно начать разыгрывать сказочное представление с любым сюжетом и сказочными персонажами.

В заключении отметим: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый жизненный опыт. Это неудивительно. Ведь сказка не только будит наше воображение, развивает речь, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений.     

0
Папка-передвижка "Крещение Господне"
«Выявление талантливости и одарённости детей на ра...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.06.2021

В блогах

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей

Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и...

Паспорт многофункциональной дидактической игры «Защитники нашего Отечества» «Ватан сакчылары” По УМК посвященной теме: «75-летие Победы в Великой…

Ф. И. О. автора многофункциональной дидактической игры Тагирова Гульгена Раисовна воспитатель первой квалификационной категории, логопедической группы. Номинация: «Лучшая мобильная игра» воспитателя ДОУ. Наименование...

Современная предметно – развивающая среда

Современная предметно – развивающая среда группы  №5 «Непоседы»  от 4 - 5 лет.   Модель среды нашей группы «Непоседы» строго конкретизирована по...

Новое на сайте

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Живая память». Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г. Тип проекта: информационно - творческий, групповой. Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели старшей группы, дети старшей группы, родители воспитанников. Образовательные...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник» Возраст обучающихся: 4-5 лет. Срок реализации: 1 год. Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть...

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Проект «Путешествие в страну здоровья»

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду

Подготовка ребёнка к школе, сопровождение будущих первоклассников и их родителей в детском саду Роль родителей в подготовке детей к школе, несомненно, велика. Взрослые объединяют в себе функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог