Роль риторики в развитии связной речи
Значение риторики в развитии ребенка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшаемся диалогическая речь, ее грамматический строй.
Занятия по риторике одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. “Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место”, - утверждал Б.М. Телов.
Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только узнает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Коммуникативные ситуации позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому общими целями предполагаемого курса являются:
- развитие уникального человеческого дара – дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;
- развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности);
- расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение;
Основные задачи курса обучения риторике детей в ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить с нормами русского литературного языка;
- развивать качество голоса (темп, силу, высоту, дикцию, тембр речи)
- формировать умение излагать свои мысли последовательно, умение убеждать, отстаивать свою точку зрения.
2. Дать знания об искусстве человеческих взаимоотношений, развивать навыки вербального и невербального общения, помочь разобраться в сложном мире взаимоотношений с взрослыми, сверстниками;
- приобрести навыки и опыт, необходимые для адекватного поведения в различных речевых ситуациях, усвоить формы речевого общения и этикета (монолог, диалог), (развитие связной речи);
- способствовать положительной социальной адаптации ребенка к окружающему миру, развивать чувство эмпатии к уверенности в себе, преодолевать застенчивость, робость, страх;
- способствовать выходу психо-эмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности через коррекционную работу,
3. Формировать основы будущей рефлексии;
- способствовать достижению детьми эмоциональной устойчивости и саморегуляций, самоконтролю за своими особенностями и особенностями других людей, учитывать их в ходе общения;
- стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение и самопознание,
4. Бережно относиться к слову, с которым обращаемся к собеседнику, и влиять с его помощью на другого человека.
5. Преодоление барьеров общения, снятие психологического напряжения.
Риторика речи детей дошкольного возраста
(в схемах)
Считаем необходимым представить в качестве дополнительного материала «Риторику речи детей» в схемах: «Речевая этика», «Техника речи», «Речевые опыты».
Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной этики и работу над правилами речевого этикета.
Техника речи - работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интонационной выразительности речи, ее мелодикой.
Речевые опыты - работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и практического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий, например, в работе по картам Проппа, фантазиям Дж. Родари и иному.
Риторика в детском саду: "Речевая этика", «Техника речи», « Речевые опыты»
Комментарии