Сайт для воспитателей детских садов

Автор Гратволь Людмила Юрьевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе.

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально – личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.

В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку до­стижение образовательных целей без психологическо­го сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации  повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Центральным моментом этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования.

Модернизация  организации и содержания деятельности педагога – психолога в дошкольном учреждении, в соответствии с ФГОС ДО, ориентирована  на психологическое сопровождение, обеспечение психологической безопасности, приспособления ребенка к окружающему миру и умение взаимодействовать с ним.    В качестве показателей психологической безопасности ребенка можно рассматривать его высокую адаптированность  к природной и социальной среде, сохранность привычного позитивного самочувствия. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога актуальным  считаю - помочь воспитаннику адаптироваться к новым условиям и психологически настроить его на школьное обучение.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития, но чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно изменится. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым, либо в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей. За основу работы по психологическому сопровождению старших дошкольников взяты «Лесные сказки», которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы. Также решающее значение в готовности к обучению в школе имеет развитие познавательной сферы ребёнка: развитие восприятия, мыслительных процессов, различных видов памяти. Формирование произвольности психических процессов (мышление, внимание, память), так же как формирование любого другого умения требует практики.  Именно с этой целью мною  была разработана программа по ведению курса «Психологическая подготовка детей к школе». Целью программы является  создание условий для формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе.
        Занятия состоят как из подвижных игр на развитие внимания, так и заданий требующих усидчивости. Благодаря смене деятельности дети не испытывают утомления, занятия проходят легко. По ходу занятия дети часто меняют своё место положения: первое задание дети чаще всего выполняют сидя на ковре или стоя в кругу, задание «Запомни слово» дети выполняют за столом, следующее задание можно проводить из произвольной позы (как в данный момент удобно детям и взрослому) и т.д.

В результате реализации данной программы:  дети учатся не бояться задавать вопросы, открыто говорить о себе, адекватно реагируют  на критику, контролируют своё поведение, учатся делать первый шаг в знакомстве,  общаются со взрослыми. Через игровое общение дети тренируют память и внимание, становятся увереннее и самостоятельнее.

С родителями детей будущих первоклассников провожу совместные занятия, которые показывают, насколько важна помощь родителей и как ее ждут дети. Родители знакомятся с теми упражнениями и играми, которые помогут им в развитии познавательных способностей своих детей.

Также нужно учитывать взаимосвязь степени адаптации в момент поступления ребенка в детский сад с характером адаптации ребёнка к школе: в эти периоды возникают одинаковые трудности. И здесь без привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс не обойтись, что несомненно будет способствовать повышению компетентности родителей  в вопросах адаптации ребенка к ДОУ и способствовать легкой адаптации  детей.

Созданные психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей и формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе являются результатом моей деятельности за истекший период.

Методы и формы работы с детьми и родителями помогли повысить результативность в образовательно-воспитательном процессе.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО. Мультимедийное сопровождение, 2014.
  2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред.Н.Е.Вераксы.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

 

0
Тема: «Мы будем Родине служить».
Конспект занятия: «Решение арифметических задач»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
15.07.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Сценарий праздника «Я живу в России!»
11 июля 2019
Спасибо за труд!Отличный сценарий!
Летние игры с детьми 2 - 3 лет
23 июня 2019
Очень интересные игры! Спасибо!
Педагогика
16 июня 2019
Здравствуйте, можете прислать ответы на тест

Новое на сайте

Влияние родителей на формирование личности ребенка

Влияние родителей на формирование личности ребенка Фундаментальную основу формирования личности ребенка и его эмоциональную сферу восприятия – закладывают родители. Это касается не только воспитания, общения и дисциплины в адрес ребенка, но...

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (из опыта работы)

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольника через сказку» (Из опыта работы) «Недаром дети любят сказку Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа…» В.Берестов. ФГОС ДО устанавливает приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Общеизвестно, что...

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к…

Самоанализ НОД, художественно-эстетическое развитие, лепка, в старшей и подготовительной к школе группеТема: «Маленький самолетик» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: формировать навыки начальных проявлений...

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений старших дошкольников с ОВЗ

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений старших дошкольников с ОВЗ У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) старшего дошкольного возраста, которые посещают наше учреждение, в большинстве случаев отмечается сниженная познавательная активность...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top