Сайт для воспитателей детских садов




Автор Гратволь Людмила Юрьевна пока ничего не указал(а) о себе ...

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе.

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей социально – личностных качеств и привитие ценностей, соответствующих целевым ориентирам образования.

В связи с этим в дошкольных образовательных учреждениях возрастает роль деятельности педагога-психолога, поскольку до­стижение образовательных целей без психологическо­го сопровождения программы осуществить сложно. Рационально организованное взаимодействие педагога-психо­лога с участниками образовательных отношений в дошкольной организации  повышает эффективность образовательной работы с детьми. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, создание необходимых условий для психического развития и становления личности каждого ребенка обеспечивает наиболее продуктивный характер образовательной деятельности. Центральным моментом этих преобразований является психологизация системы дошкольного образования.

Модернизация  организации и содержания деятельности педагога – психолога в дошкольном учреждении, в соответствии с ФГОС ДО, ориентирована  на психологическое сопровождение, обеспечение психологической безопасности, приспособления ребенка к окружающему миру и умение взаимодействовать с ним.    В качестве показателей психологической безопасности ребенка можно рассматривать его высокую адаптированность  к природной и социальной среде, сохранность привычного позитивного самочувствия. Поэтому, в своей профессии дошкольного педагога-психолога актуальным  считаю - помочь воспитаннику адаптироваться к новым условиям и психологически настроить его на школьное обучение.

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития, но чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен качественно изменится. Психологический анализ школьных трудностей показывает, что причины, их порождающие, лежат либо в сфере общения ребенка со взрослым, либо в системе взаимоотношений и взаимодействий со сверстниками, либо причины затруднений связаны с особенностями самосознания детей. За основу работы по психологическому сопровождению старших дошкольников взяты «Лесные сказки», которые дают возможность детям получить основные представления о школьной жизнедеятельности, через образы героев осознать важность учебной деятельности, отработать личностные проблемы. Также решающее значение в готовности к обучению в школе имеет развитие познавательной сферы ребёнка: развитие восприятия, мыслительных процессов, различных видов памяти. Формирование произвольности психических процессов (мышление, внимание, память), так же как формирование любого другого умения требует практики.  Именно с этой целью мною  была разработана программа по ведению курса «Психологическая подготовка детей к школе». Целью программы является  создание условий для формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе.
        Занятия состоят как из подвижных игр на развитие внимания, так и заданий требующих усидчивости. Благодаря смене деятельности дети не испытывают утомления, занятия проходят легко. По ходу занятия дети часто меняют своё место положения: первое задание дети чаще всего выполняют сидя на ковре или стоя в кругу, задание «Запомни слово» дети выполняют за столом, следующее задание можно проводить из произвольной позы (как в данный момент удобно детям и взрослому) и т.д.

В результате реализации данной программы:  дети учатся не бояться задавать вопросы, открыто говорить о себе, адекватно реагируют  на критику, контролируют своё поведение, учатся делать первый шаг в знакомстве,  общаются со взрослыми. Через игровое общение дети тренируют память и внимание, становятся увереннее и самостоятельнее.

С родителями детей будущих первоклассников провожу совместные занятия, которые показывают, насколько важна помощь родителей и как ее ждут дети. Родители знакомятся с теми упражнениями и играми, которые помогут им в развитии познавательных способностей своих детей.

Также нужно учитывать взаимосвязь степени адаптации в момент поступления ребенка в детский сад с характером адаптации ребёнка к школе: в эти периоды возникают одинаковые трудности. И здесь без привлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс не обойтись, что несомненно будет способствовать повышению компетентности родителей  в вопросах адаптации ребенка к ДОУ и способствовать легкой адаптации  детей.

Созданные психолого-педагогические условия для успешной адаптации детей и формирования социальной и психологической готовности ребенка к школе являются результатом моей деятельности за истекший период.

Методы и формы работы с детьми и родителями помогли повысить результативность в образовательно-воспитательном процессе.

Список литературы:

  1. Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут педагога-психолога ДОО. Мультимедийное сопровождение, 2014.
  2. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: пособие для психологов и педагогов. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  3. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред.Н.Е.Вераксы.–М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.

 

0
Тема: «Мы будем Родине служить».
Конспект занятия: «Решение арифметических задач»
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.04.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

В блогах

Организация дополнительных образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении - неотъемлемый компонент социального заказа общества, а также результат последовательного решения федераль...
Статья к выступлению на семинаре для воспитателей. «Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»         Уважаем...
ВЕСЁЛАЯ  МАСЛЕНИЦА          Под русскую народную мелодию появляются 2 ряженных (дети стоят в кругу).  1 ряженный      Здравс...
День защитника отечества. (младшая группа). Дети под музыку заходят в зал, размахивая красными и синими флажками, становятся полукругом. Воспитатель: в февральский день В морозный день Мы праздник отм...

Новое на сайте

Перспективный план дидактических игр по развитию связной речи для дошкольников…

Перспективный план дидактических игр по развитию связной речи для дошкольников 2 младшей группы на 1 квартал Лексическая тема Игры с предметами (игрушками) Настольно-печатные игры Словесные игры Сентябрь Части тела «Покажи у куклы» «Веселый кубик» «Зеркало» «Чей портрет?» «Что...

Дидактическая игра «Прятки»

Дидактическая игра «Прятки» Цель игры: формировать умение задавать вопросы, участвовать во внеситуативном диалоге; поощрять желание сопровождать речью свои действия при поиске предмета, ориентируясь на его основные признаки, группировке предметов по заданному...

Психолого-социальная адаптация детей к школе

Психолого-социальная адаптация детей к школе С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Первый год обучения является одним из существенных переломных периодов в жизни ребенка, ведь от того...

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка…

Конспект интегрированного бинарного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Прогулка по весеннему лесу» Интеграция областей: речевое развитие, познавательное, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое. Цель: Закрепить знания и представления у детей о времени...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top