ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОИЗВЕДЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МУЗ. РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЗАЛЯЛЕЕВА Г.Р.
Чтобы привить детям интерес и любовь к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.
Ребёнок очень восприимчив ко всему подлинному, прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.
Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, С. Майкопара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и младшем дошкольном возрасте.
Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например «Детской симфонии» И. Гайдна, симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк», сюиты для оркестра Ж. Бизе «Детские игры».
Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времен - старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов-классиков. Обычно берутся небольшие произведения или фрагменты с ярко выраженной мелодичностью, характерностью ритма. Эти произведения могут быть связаны с первичными музыкальными жанрами (песней, танцем, маршем).
Самое важное соблюдать чувство меры, не наскучить детям, идти
от их желаний, проявлений интереса.
Рассказывать дошкольникам о произведениях классической музыки не так легко, педагогу нужно самому познакомиться с литературой о композиторе, подумать, как преподнести произведение детям.
Самое важное - дать детям почувствовать настроения, переживания, выраженные в музыке, их смену, взаимозависимость. Позже заострить внимание на наиболее ярких выразительных средствах, с помощью которых эти настроения переданы.
Рекомендуемые приемы: контрастное сопоставление музыкальных произведений, оркестровка (нахождение выразительных тембров детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию, и игра на них), передача характера музыки в движениях, чтение стихотворений, показ репродукций картин (лучше нескольких, в сравнении, перекликающихся с характером музыки).
Можно слушать записи классической музыки и в часы тихих игр, свободного рисования. Важно, чтобы дети имели возможность прислушиваться к звучащей музыке, не отвлекая друг друга. В этом случае беседа о музыке не проводится.
Прослушивания могут быть более длительными, до 10-15 минут, если в группе тишина, дети внимательно слушают. В такой свободной форме восприятия музыки ребенок может лишь эпизодически активно ее слушать, "включаться", когда его привлекает наиболее понравившаяся ему мелодия, ритм музыки. Но и такое "фрагментарное" восприятие обогащает музыкальные впечатления детей.
Детям старшего дошкольного возраста можно рекомендовать слушать сказки - балеты, и не только слушать, но и включаться в посильную музыкальную деятельность (применяя приемы оркестровки, инсценировки, передачи характера музыки в движениях).
От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.
Музыкальный руководитель
МБДОУ №39 «Аленка»
Зеленодольского района
Залялеева Гульнур Ринатовна
Комментарии