Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника.

Тема: Проблемная ситуация как условие развития познавательно-творческой мотивации дошкольника.

Проблемная ситуация – наиболее сложная форма проблемного обучения.

Проблемная  ситуация – это такая ситуация, при которой ребенок хочет

решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам

их  искать. Она  возникает,  когда  педагог  преднамеренно  сталкивает

жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными

фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного

опыта.

Основная  цель  создания  проблемных  ситуаций заключается  в  осознании  и  разрешении  этих  ситуаций  в  ходе  совместной  деятельности педагога и детей, при оптимальной самостоятельности дошкольников и под общим  направляющим  руководством  воспитателя.  Проблемная игровая ситуация,  предлагаемая  взрослым,  должна  находиться  в  «зоне  его ближайшего развития». Т.е., ребенок сможет ее разрешить только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального

и  творческого  потенциала.  Обучение  в  зоне  ближайшего  развития

осуществляется  в  проблемной  ситуации,  с  которой  ребенок  справится

благодаря помощи  взрослого.  Именно эта  форма,  по  мнению  психологов,

составляет необходимую закономерность творческого мышления.

Проблемные ситуации бывают:

  • заранее спланированные,  придуманные,  с подготовленным  материалом.

Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы

его  можно  было  менять  в  зависимости  от  складывающихся  условий  (но

придерживаясь при этом поставленной цели).

  • спонтанные ситуации,  (связанные  с  жизнью  детей), педагогу  нужно

превратить житейскую ситуацию в проблемную. 

Существуют  определенные  требования  к  проблемным  образовательным

ситуациям:

1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на

самостоятельность и творческую деятельность воспитанника.

2.Проблема  должна  соответствовать  той  информации,  которую  познает

обучаемый, с опорой на уже имеющуюся у него информацию.

3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении

и  в  то  же  время  быть  посильной,  чтобы  способствовать  формированию

потребностей в ее решении.

4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной.

  1. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических

принципах обучения (научности, систематичности и т. д.)

Проблемная  ситуация, побуждает  детей  выдвигать  гипотезы,  делать

предварительные выводы и обобщения.

 Использовать  проблемные  ситуации начинают   с  младшего

дошкольного возраста. В  младшем  возрасте,  когда  ребенок  еще  не  умеет  решать  проблемные ситуации,  наиболее  эффективны  игровые  ситуации.

С  помощью  игровых персонажей  предлагаются  детям  простейшие  проблемные  ситуации:

например:

 после знакомства с произведением А. Барто «Мячик» спросить у

детей почему не утонет в речке мяч? (мячик легкий). В мячике есть воздух,

поэтому он легкий. Затем раздать мячи всем детям и проверить утонет мяч

или нет в воде. Дети на опыте убеждаются, что резиновый мяч не тонет,

плавает в воде.

Через игровой сюжет можно разыграть процесс знакомства персонажа  с  новым  предметом,  детально  рассмотреть  его,  изучить, обследовать.

   Во  второй  младшей   группе проблемная  ситуация  создается с

помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих

новизну,  важность,  красоту  и  другие  отличительные  качества  объекта

познания.

Например:

  • Что будет, если снег принести в комнату? Проверим?
  • Какой кубик тяжелее? Почему? (большой и маленький) Как проверить?
  • Из какого песка  можно  сделать  кулич?  Почему?  (сухой  и  мокрый    песок);
  • Почему на  участке  одни  лужи  высохли  быстро,  а  другие  долго  не

высыхают?

  • Давайте подумаем,

можно  или нельзя плавать  на  бумажном  корабле? Почему?

     

В  средней группе продолжается обогащение  опыта  детей  по  познанию

окружающего мира. На этом этапе идет практическое освоение детьми свойств и  качеств  различных  материалов,  дети  активно  участвуют  в  исследовании  и преобразовании  различных  проблемных  ситуаций,  знакомятся  со  способами фиксации  полученных  результатов.

Например:  в ходе  занятия  по конструированию  из  различных  материалов  на тему:  «Что  нам  стоит  дом построить»  при  ознакомлении  со свойствами  материалов,  воспитатель создает  проблемную  ситуацию:

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

 Из чего  можно  построить  дом?  Если  затрудняются,  то  вспомнить  сказку  (из веток, из соломы, из камня). Как вы думаете какой материал самый прочный? Давайте  проверим:  если  подует  ветер,  если  пойдет  сильный  дождь,  если  ударить тяжелым предметом. Дети находят ответ  на основе опытнической деятельности: самый прочный материал -камень.

В  более  старшем  возрасте  активизировать  познавательную  деятельность

дошкольников можно используя игры - путешествия и образы героев сказок

Незнайки, Чиполлино, Айболита, Карлсона  и др.

Например: воспитатель  сообщает детям,  что  вчера  дети

другой  группы  читали  сказку  «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца,  просят  нашей  помощи,  а  остановились они  вот  на  чем:  «Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно  торопиться.

  Думал  –  думал  Буратино  как  же  ему  через  речку

перебраться».

Воспитатель: дети, Буратино должен перебраться через речку, так как может

опоздать в  школу, но боится  войти  в  воду,  так  как не  умеет  плавать  и

думает, что утонет.

Почему? Вспомните, как появился Буратино на свет? Что будем делать?

Дети предлагают различные варианты решения проблемы: можно построить

лодку.

Воспитатель: но это долго.

Дети: попросить кого – ни будь перевезти.

Воспитатель: но рядом никого нет.

Дети: а может Буратино не утонет, так как деревянный.

Воспитатель (предлагает  детям  проверить  последнюю  гипотезу): т.к.

Буратино  деревянный, найдите  в  группе  деревянные  предметы.  Какие

деревянные предметы у нас есть в группе? (кубики, карандаши, палочки).

(Вместе с воспитателем наливают в таз воду и проводят эксперимент).

Воспитатель: опустите в воду те предметы, которые вы нашли в группе. Что

с ними происходит?

(они  плавают). Так что же мы можем сказать? (что дерево  в  воде  не  тонет,  следовательно,  Буратино  не  утонет,  доплывет. Потому что он деревянный).

Воспитатель: дети, и какой же будет конец у сказки:

Дети: Буратино сложил одежду и азбуку на лист кувшинки, прыгнул в речку и быстро ее переплыл. В школу он успел вовремя».

Например, кувшин с узким горлом на половину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

 Ответ на вопрос  дети  отыскивают,  опираясь  на  имеющиеся  знания  из  рассказа Л.Толстого  «Хотела  галка  пить»,  а  потом приходят  к  поиску  ответа самостоятельно на основе опытнической деятельности.

   Нередко проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей.

Например:

Ребенок, придя утром в группу, сообщил, что у него есть аквариум

с рыбками, но нет кормушки. Дети сразу определили, что кормушка должна

держаться на воде. В процессе поиска материала для изготовления кормушки

был  проведен  эксперимент  на  «плавучесть»

  материала.  Были  выбраны следующие  материалы:  железо,  дерево, бумага,  камень,  полиэтиленовая

пленка, пенопласт. Результаты опыта фиксировались в таблице: плавает или

не  плавает  этот  материал.  Поскольку  пенопласт  сложен  в  обработке  для

детей,  было  принято  решение  прибегнуть  к  помощи  родителей  и  дома

изготовить  кормушку.  Через  несколько  дней  в  группе  было несколько

кормушек  для  рыбок.

Ребенок  был  доволен,    остальные  кормушки были подарены в группы

детям, имеющим аквариумы дома.

Проблемные  ситуации возникает  при  несоответствии  известного  и

требуемого способа действия, когда мы побуждаем детей выполнять новые

задания старыми способами:

например, предъявление  факта: снег грязный, так как в нем содержатся частицы пыли.

Что вас удивило? (пыли не видно, снег белый, значит чистый).

Как мы можем увидеть частицы пыли в снеге?

Гипотезы:

  внимательнее  рассмотреть,  рассмотреть  под  лупой –знакомое действие.

После рассматривания приходят к выводу, что увидеть частицы

пыли сложно или их там нет (расхождение мнений).

Давайте поступим так, как делают ученые

– проведем опыт. Вы уже знаете, как проверить чистоту воды, а как можно проверить загрязненность снега?

Воспитатель напоминает об опыте, когда дети проверяли воду на чистоту.

Дети: нужно растаять снег и получится  вода,  мы  ее  профильтруем  и  посмотрим  через  увеличительное стекло (знакомое действие).

Снег тает долго, и воспитатель задает вопрос: что  можно  сделать,  чтобы  снег  растаял  быстрее?  (подогреть –новое действие).

Проводят  опыт совместно  с  воспитателем,  самостоятельно выполняют фильтрацию воды и делают вывод. Педагог  творчески  конструирует  образовательный  процесс,  единицей которого  является  проблемно -

игровая  образовательная  ситуация.

Она помогает  в  увлекательной  форме  руководить  детской  деятельностью  и добиться  желаемого  результата. Проблемная  ситуация должна  отвечать

возрастным особенностям детей, поддерживать интерес детей на протяжении

всего  времени  ее  решения,  создавать  положительный  эмоциональный

настрой. Чувство удовлетворения возникает и от совместной деятельности, и

от правильного разрешения проблемы.

   В  заключение  хочу  отметить,  что,  применяя  в  своей  практике  метод

проблемных  ситуаций на  основе  технологии  проблемного  обучения  у

дошкольников  возрастает  интерес  к  элементарной  познавательно -

исследовательской  деятельности; дети замечают и осознают противоречия в

суждениях, используя разные проверки предположений; умело высказывают

и отстаивают свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения

воспитателя

Литература:

  1. Авторы: Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 01.10.2019).
  2. На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.
  3. ©Деулина Т.В. Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста http://jlproj.org
0
Конспект занятия по познавательной деятельности в ...
ООД по теме «Каргапольская игрушка «Утушка моховая...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
26.09.2023

В блогах

Утренний круг (подготовительная группа). мастеркласс для родителей

Мастер класс для родителей. Современные подходы к организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста . Утренний круг. Согласно ФГОС ДО основной принцип...

Игры с детьми 5-7 лет на развитие речи дома

Старший дошкольный возраст — важный этап подготовки ребенка 5 лет к школе. У родителей еще есть пару лет, чтобы подтянуть...

ПАСПОРТ консультационного центра

УТВЕРЖДАЮ:Заведующий  МБДОУ Д/С 9«31» августа 2016 года ПАСПОРТ консультационного центра Муниципального бюджетного дошкольного образовательного  учреждения детский сад комбинированного вида №...

Новое на сайте

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста

Викторина по сенсорному воспитанию детей для старшего дошкольного возраста Цель: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1.Создать условия для развития зрительного восприятия, слухового, тактильного и вкусового ощущения, обоняния. 2. Способствовать обогащению сенсорного опыта у детей. 3.Способствовать формированию...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир»

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран выводится изображение плачущего ребенка, который зовет маму, выходит ведущий. Ведущий: Это девочка Вера. У нее нет семьи...

Проект «Семья - мой мир»

Проект «Семья - мой мир» Информация о проекте Длительность: среднесрочный (3 месяца). Дата реализации проекта: ----------. Возрастная категория: 5-7 лет. Участники: воспитанники, коллектив воспитателей, родители. Продукт: театрализованная постановка «Семья – мой мир». Пояснительная записка В жизни каждого человека семья играет первостепенную роль. Именно...

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!»

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать навыки безопасного поведения; 2. Формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки; 3. Изучить правила поведения в случае...