Помощь воспитателям

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Возможно ли организация исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста?

Да! Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Познавательная деятельность зарождается в раннем детстве.

Становление познавательной деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для познавательной деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть", но и развить его познавательные интересы.

В дошкольном возрасте познавательная деятельность является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.

Размещение материала для познавательной деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.

Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаю в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделяю весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняю их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, по­кажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваи­вается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана детс­кая познавательная активность в практике. Познавательная активность предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из моего рассказа узнали, что в ней много витамин для нашего здоровья.При знакомстве с цветами мы исследовали не только форму цветов, форму листьев, но и запахи. При решении социальной проблемной ситуации в повседневной жизни на прогулке была с модулирована проблема «Как достать листик?» В ходе этого эксперимента, часть детей подпрыгивали, другие использовали подручный материал: палочки, веточки, скамейку, кто-то пытался подуть на листики. А часть детей так и не смогли решить эту проблему.

Чем разнообразнее и интен­сивнее познавательная деятельность, тем больше новой информа­ции получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он разви­вается.

Познавательная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: "Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости".

0
Коллекционирование  как одна из эффективных технол...
ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают д...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
17.04.2021

В блогах

Конспект НОД в средней группе к Дню семьи, любви и верности

Конспект НОД в средней группе к Дню семьи, любви и верности «Когда семья вместе и душа на месте» Средняя группа Цель: формирование представлений о семье...

Путешествие к острову сокровищ

Программное содержание: Обучающие задачи: Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше...

Новое на сайте

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С. Макаренко. В дошкольном возрасте родители оказывают самое большое влияние на личностное...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания, наблюдательности, памяти, расширение представлений об окружающем мире. Игра предназначена для индивидуальной, совместной работы и самостоятельной...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает - тает снег, многие животные меняют свою окраску, а некоторые просыпаются от зимней спячки. Как же...

Дети и гаджеты

Дети и гаджеты В наш век цифровых технологий мы свыклись, смирились с тем, что телефоны, планшеты, ноутбуки играют большую роль в нашей жизни. И нас совсем не удивляет, иной раз даже умиляет, что двух-трёхлетние крохи легко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог