Пластилинография

Пластилинография – источник творческого развития ребенка.

« Истоки способностей и дарования

детей на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский 

    Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения пальцами и руками,

посредством скоординированных действий нервной, мышечной  и костной системы.            Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти рук и поэтому развитие мелкой моторики ладоней и рук  напрямую связано формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Развитие мелкой моторики необходимо еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будут требоваться тонкие, координированные движения кистей и пальцев для того, чтобы писать и рисовать, а также выполнять множество различных бытовых, учебных и производственных действий.

    Одним из способов развития и тренировки моторики является изобразительная деятельность. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Внедрение новых методов работы дает толчок развитию как  личности ребенка в целом, так и развитию его творческого потенциала.

    В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Таким образом,  творчество – создание на основе того что есть, того, чего еще не было. Творчество – это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это относится работы с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребенка. Именно поэтому наибольшие возможности для развития творческих способностей дошкольников предоставляют нам занятия пластилинографией.  Данная техника хороша и тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

     Пластилинография ( «графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе)  – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

      Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно. Освоение технике «пластилинография» предполагает реализацию трех этапов:

1 этап – подготовительный, на котором педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. В младшем дошкольном возрасте вводится рисование пластилином. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим, размазывание (ягодки, снег, бусы и т д. ).

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приемов; создание условий для самостоятельного применения накопленного опыта. В средней группе обогащаем рисование пластилином как оригинальный способ рисования, сочетающий цветовые и рельефные возможности. На этом этапе знакомим детей с приемами лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание. Знакомим пластинографией шариковым способом (грибы, цветы, листья).

3 этап – обобщение полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе дети комбинируют известные способы деятельности с новыми, ищут альтернативные решения.

  В старшем дошкольном возрасте дети всеми доступными для них нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции, используют в работе засушенные плоды, цветы, травинки. Для придания объема и фактурности – ракушки, бусинки, камешки и др. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии, учат получать «эффект мраморности», «мерцание цвета», делать  пластилиновый фон. На этом этапе широко применяются модели, схемы алгоритмы, а показ взрослого в основном отсутствует. Детям предлагаются следующие темы: «Пейзаж», «Натюрморт», «Любимый мультфильм» и другие.

       В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

      Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Занятия составляются с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей ребенка. На каждом занятии педагог решает не только практические, но воспитательные и образовательные задачи, что позволяет развивать личность ребенка. Дети учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной  деятельности детей.

     Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

     Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются разные приемы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные или пальчиковые игры.

     В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

   Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно,  не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.  Детям это нравится и позволяет ребенку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

     Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветного колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, ярко и богато.

     Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы надо использовать не тонкую бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых объектов. Фоном для работы может служить подмалевок, выполненный акварелью или гуашью. В этом случае, чтобы выглядело аккуратно и со временем не появились жирные пятна от пластилина, надо покрыть лист прозрачным оракалом. А можно  затонировать лист тем же пластилиновым тонким слоем. Можно в качестве фона использовать глянцевый цветной картон. Для того, чтобы работу долго сохранить ее покрывают лаком. Для обратной пластилинографии используют любую прозрачную основу: оргстекло, пластик, крышки от пластиковых контейнеров, упаковок и др. Ребенку нужно объяснить, что работу начинают с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков.

    Занятия пластилинографией способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда равнодушно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

     Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, который открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Доронина Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- «ТЦ СФЕРА», 2010.
1
математический КВН
конспект НОД
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.01.2020

В блогах

Планирование календарно – тематических недель на 2013- 2014чебный год в группе №5 общеразвивающей направленности …

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ласточка» Планирование календарно – тематических недель на 2013- 2014чебный год в группе №5 общеразвивающей направленности детей с...

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Согласно  определению  Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие.           Классификация факторов, влияющих  на здоровье школьника. ЭНДОГЕННЫЕ (внутренние) Неизбежные (НФ)...

Образовательная деятельность в детском саду "Мама - милая моя!"

Муниципальное  автономное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 муниципального образования Каневской район         Конспект ОД Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:  «МАМА - милая моя!» подготовительная к...

Новое на сайте

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша»

Проект «Развитие логического мышления детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр с блоками Дьенеша» Вид проекта: познавательно-творческий. Тип: долгосрочный. Участники проекта: воспитатель группы, родители, младшего дошкольного возраста. Актуальность проекта: Дошкольный возраст является важнейшим периодом становления и развития...

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам

Картотека музыкально-дидактических игр для самостоятельной деятельности детей по возрастам «На чём играю?» Цель: развитие тембрового слуха. Игровой материал: дудка и барабан, ширма. Репертуар: попевки «Дудочка и барабан» сл. Ю. Островского муз. Р. Рустамова Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать, на...

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада»

Сценарий спортивного праздника для детей 4-7 лет «Зимняя олимпиада» Цель: обогащение представлений у дошкольников знаний о зимних видах спорта, об олимпийских играх, их символике, ритуале проведения; воспитание в детях патриотизма, формирование ценностного отношения к здоровью и спорту. Задачи: -...

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю»

Логоритмическое занятие для старшего и подготовительного возрастов «В гости к лососю» (Мероприятие для дошкольников) Пояснительная записка В последние годы, к сожалению, увеличилось количество детей с нарушением речи. Цель моей работы, это помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада детям...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог