ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

CTRL+V

Составитель: воспитатель высшей

квалификационной категории

Бычковская Валентина Ивановна

МДОУ ЦРР детский сад №162

г.Магнитогорска

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ

Ранний возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка. Одним из важнейших в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, так как в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира. Результаты многочисленных психофизиологических и психо-педагогических исследований свидетельствуют о том, что в раннем детстве формируется здоровье, закладываются фундаментальные человеческие способности и личностные качества: любознательность, доверие к миру, уверенность в себе, целенаправленность, настойчивость, творческое воображение.

Педагогам, работающим с детьми раннего возраста, в своей деятельности по познавательному развитию воспитанников следует руководствоваться целями и задачами, обозначенными в ФГОС ДО– это развитие интересов, любознательности, познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности. Познавательное развитие - развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

 Познавательное развитие - развитие умения детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить части предмета, гладить их и др.; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Педагог, осуществляющий свою деятельность по развитию познавательных

 интересов малыша, должен придерживаться следующего:

 

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие.

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны не принужденны только при возникновение желания.

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Создаются условия, способствующие развитию познавательной сферы ребенка.

Педагог в своей работе стремится развивать у детей любопытство и заинтересованность ко всему происходящему и наблюдаемому в их окружении.

Поощряются проявления у детей интереса к предметам окружающего мира, называются вещи и типичные действия с предметами.

Учит воспитанников замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий.

В совместной с детьми деятельности воспитатель определяет основные направления познавательного развития детей своей группы, для чего:

- расширяет кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения;

- создает условия для развития самостоятельностипознавательности, активности во всем;

- способствует формированию основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру (все сотрудники детского сада собственным примером демонстрируют внимательное отношение друг к другу, к детям, личным примером показывают детям бережное отношение к предметам);

- старается вызвать у детей эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними.

Основными методическими приемами являются игра, речевое общение, поисковая деятельность, использование фольклора.

Создание центров и организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка, а именно быстрое переключение внимание и действий , что не надоедает ребенку. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

В группе раннего возраста происходит знакомство детей с предметным окружением. Дети в этой группе знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы. При ознакомлении с материалом, прежде всего у детей обеспечивается его активное восприятие, формируется умение различать знакомые предметы и действия. Для этого в работе педагог использует дидактические игры и упражнения. В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов.

Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, форму, материал предмета.

На занятиях дети учатся слышать и понимать разные обращения взрослого. Дети упражняются в выполнении простейших заданий. Эффективны в работе с детьми раннего возраста жизни дидактические упражнения с использованием несложных сюжетных картинок. Так же с детьми этого возраста можно рассматривать настенные картины. Это помогает накоплению и уточнению представления об окружающем мире, о его семье, о самом ребенке.

В воспитании эмоциональной отзывчивости используются дидактические игры, упражнения «Как помочь маме?»«Как помочь бабушке?», формируется чувство симпатии к другим детям «Улыбнись Кате»«Пожалей Колю», учат детей детей пониманию потребностей других людей (нельзя драться и обижать других детей). Начинается работа по пробуждению интереса к труду взрослых людей. Таким образом, развивая познавательную сферу ребенка, педагог стремится создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Рекомендовано педагогам

0
Совместная деятельность с детьми, ОО «Речевое разв...
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
16.06.2021

В блогах

Сценарий досугового мероприятия «Враг природы – это мусор!»

Сценарий досугового мероприятия «Враг природы – это мусор!»  Действующие лица:  Ведущая Королева природы Грязнуля Незнайка 5 детей(цветы) Материалы: Видеопроектор с презентацией «Мусор - наш...

экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа играет важную...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе (3-4 года). Тема «У кормушки».

Смирнова Светлана Сергеевна, воспитатель МДОУ №7 «Березка» г.Тутаев  Ярославской области. Конспект интегрированного занятия по развитию речи в младшей группе (3-4 года). Тема «У кормушки». Цель: расширять...

Новое на сайте

Дидактическое пособие для театрализации для детей второго раннего возраста «Сказки на палочке»

Дидактическое пособие для театрализации для детей второго раннего возраста «Сказки на палочке» Аннотация: Пособие состоит из героев сказок «Волк и козлятки», «Репка», «Маша и медведь». Герои сказок выполнены из плотной бумаги, на которой изображены герои сказок. Каждый...

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам»

Дидактическое пособие по ОО «Развитие речи» «Расскажи сказку по кадрам» для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет Аннотация: Дидактическое пособие «Расскажи сказку по кадрам» разработана для индивидуальной и совместной деятельности, образовательной деятельности воспитателя и детей...

Дидактическое пособие «Фартук для повара»

Дидактическое пособие «Фартук для повара» Аннотация: Дидактическое пособие «Фартук для повара» предназначена для детей 2-3 лет. Игра обогащает словарный запас, активизирует развитие познавательной деятельности, внимания. Цель: формирование элементарных представлений о профессии повар у детей раннего возраста. Задачи: OO «Познавательное развитие» Познакомить...

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста

Влияние использования steam технологии на познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста Числова Р.Ш., студент Елабужский институт К(П)ФУ Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент Елабужский институт К(П)ФУ Современные стандарты образования России ставят перед педагогом задачу формирования не просто целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог