Сайт для воспитателей детских садов




Оптимальное использование подвижных игр при работе с детьми младшего дошкольного возраста

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, много времени проводят у телевизора и компьютера. Именно поэтому возрастает роль детского сада во всестороннем физическом развитии детей.

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях, так и в игровой деятельности, и повседневной жизни детей.

Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает важнейшее место в жизни малыша и является главным средством воспитания и оздоровления. Подвижные игры благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом. Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную и доступную для ребёнка игру, она захватывает малыша, оказывая положительное влияние на общее физическое и умственное развитие.

Играя, ребёнок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал. Подвижные игры проводятся ежедневно в группе или на прогулке в зависимости от погодных условий. При активной деятельности детей на воздухе усиливается работа сердца и лёгких. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние детей: улучшается нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

С помощью подвижных сюжетных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции, радостное настроение.

Одним из наиболее эффективных способов решения данной проблемы в дошкольном учреждении является организация кружковой деятельности по подвижным играм. Подвижные игры создают благоприятные условия для развёртывания активной двигательной деятельности

Актуальность программы.

Систематическая, хорошо организованная работа с широким использованием подвижных игр способствует воспитанию самостоятельности, умению организовывать игры без помощи взрослого, проявлять инициативу. Одновременно с воспитанием морально—волевых качеств личности в игре происходит активизация мыслительной деятельности ребёнка: тренируется внимание, уточняется имеющиеся представления. Понятия, развиваются воображения, память, сообразительность. Участие детей в игре учит ориентироваться в пространстве.

Большую воспитательную ценность имеют правила подвижных игр. Они выступают, как своеобразные законы, выполнение которых обязательно для всех участников игры. Подчинение правилам требует от детей волевых проявлений, организованности, выдержки, умения управлять своими чувствами, движениями. Осознание их ведёт к тому, что дети становятся более организованными, приучаются оценивать свои действия и действия партнёров, помогать друг другу, радоваться успехам товарищей.

Оздоровительное значение – обуславливается активными двигательными действиями, которые чаще всего организуются на открытом воздухе.

От детей младшего дошкольного возраста ещё не требуется обязательного целенаправленного проявления двигательных качеств. Однако подвижные игры заставляют маленького ребёнка внимательно слушать сигналы, преодолевать препятствия (обегать предметы, ориентироваться в пространстве (находить своё место). Всё это является первоначальной ступенью развития двигательных качеств. Особенно ценными, являются игры с элементами соревнования. Игры эстафеты, в которых от ловкости и быстроты движений, самостоятельности, настойчивости, сообразительности, инициативы зависит достижение не только индивидуального, но и коллективного (командного) результата. В таких играх развитие физических и морально—волевых качеств, взаимосвязано.

Радостное, приподнятое настроение является важным условием повышения заинтересованности детей в выполнении различных двигательных заданий, стремления произвести их быстро, ловко, с наименьшей затратой сил. Эмоциональное переживание в игре мобилизует все силы при достижении поставленной цели. Это ведёт к значительному усилению деятельности организма, повышению его функциональных возможностей. Улучшению обмена веществ.

Подвижные игры находят применение не только при обучении основным движениям, но и при совершенствовании навыков спортивных упражнений.

В спортивных играх в комплексе решаются оздоровительные, образовательные воспитательные задачи. Здесь есть своя особенность; дошкольники овладевают основами техники некоторых спортивных игр, их опыт обогащается специальными способами действий. Определёнными навыками поведения. Всё это подготавливает детей к активному участию в будущих школьных спортивных мероприятиях.

Таким образом, оптимальное использование подвижных игр (физических упражнений) приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает физическую, психическую и интеллектуальную работоспособность детей.

В связи с тем, что для дошкольников разработано недостаточное количество программ по подвижным играм, нами был систематизирован и обобщён опыт по этому вопросу. И разработана программа кружка подвижных игр для дошкольников.

Целью программы: является удовлетворение естественной биологической потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и всестороннего двигательного развития.

Задачи:

- Научить детей физическим упражнениям и подвижным играм.

- Способствовать проявлению интереса к спортивной деятельности.

- Повысить физическое развитие ребёнка.

Успешное решение поставленных задач на занятиях возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка); систематичности (непрерывность и регулярность занятий); наглядности (безукоризненный показ упражнений педагогом); повторяемости материала (повторениевырабатываемых двигательных навыков); сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Игровой метод. Основным методом обучения детей дошкольного возраста является игра, так как игра - это основная деятельность, естественное состояние детейдошкольного возраста.

Каждая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, где педагог, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Словесный метод. Это объяснение методики исполнения движений, оценка.

Практический метод заключается в многократном выполнении посильных физических упражнений.

Наглядный метод – показ выполняемых упражнений педагогом.

Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к физкультурно – оздоровительным занятиям и двигательную активность без ущерба их здоровью.

Занятия к программе подобраны соответственно возраста детей и прописаны в содержании программы.

Увлекательные упражнения, проводимые на занятиях соответственно программы, повышают интерес детей к занятиям. На разминке детям предлагаются разные виды ходьбы: ходьба на четвереньках «обезьянки», «раки», «муравьишки»); прыжки в высоту с разбега до какого-либо предмета (бубен, платочек). «Логоритмика», проводимая после разминки, концентрирует внимание детей на выполнение общеразвивающих упражнений, и в то же время – это маленькая разминка для пальцев рук. Воспитатель читает, а дети повторяют слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Рифмованные фразы, произносимые педагогом во время выполнения детьми упражнений в разминке, повышают интерес и помогают правильно выполнять упражнения, например: мы на пальчиках идём, прямо голову несём (ходьба на носочках); муравьишки, муравьишки, вы, как - будто бы из книжки (ходьба на четвереньках); зайчик прыг зайчик скок, зайчик – серенький хвосток (прыжки на двух ногах)

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё слабы, поэтому нужны специальные дыхательные упражнения, укрепляющие основную дыхательную мышцу (диафрагму, содействующие более глубокому дыханию. Специальные дыхательные упражнения необходимы и полезны в сочетании с упражнениями точечного массажа. Точечный массаж и упражнения для дыхания – это первые элементы самопомощи своему организму. Такие упражнения учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.

Упражнения, систематизированные под названием «Веселый тренинг», позволяют детям в игровой форме развивать гибкость, координацию; укреплять мышцы; понимать, как они владеют своим телом.

Такая система физического воспитания позволяет существенно повысить интерес детей к занятиям и двигательную активность без ущерба их здоровью.

Взаимосвязь с семьей.

Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей желания играть в подвижные игры, активно участвовать во всех спортивных мероприятиях. Большое место уделяется совместной деятельности детей и их родителей:

- проведение развлечений спортивно - оздоровительной направленности;

-участие родителей в подборке тематической литературы для чтения детям;

- участие в фотоконкурсе «Моя спортивная семья!»

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Главный ожидаемый результат:

- Развитие двигательной активности детей, достижение оптимального уровня здоровья.

- Проявление интереса к подвижным играм и их разнообразию.

- Умение соблюдать осторожность во время проведения игр.

- Осознание о влиянии образа жизни на здоровье человека и желание его беречь.

Кружковая работа проводится во второй половине дня в спортивном зале в игровой форме, со всеми детьми группы, один раз в неделю.

0
Конспект организованной образовательной деятельн...
Сценарий осеннего праздника «Тучка, тучка, не сер...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
16.01.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

В блогах

  Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе по теме «Сказки Г. Х. Андрсена»                             &nb...
Консультация для родителей дошкольников на тему: Компьютер. Что такое хорошо – и что такое плохо? Описание:  представленная консультация имеет актуальное значение в век развития информационно-ком...
Цель: привитие детям культурно-гигиенических навыков; навыков самообслуживания; обучение детей правилам поведения за столом во время  приема пищи;  учить правильно, пользоваться ложкой, чашк...

Новое на сайте

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе…

15-01-2019 Просмотров:17 Конспекты занятий Чумакова Оксана Владимировна, воспитатель

Конспект занятия по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе (нетрадиционная техника рисования – ватными палочками) «Осеннее дерево» Цель: Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования (рисование ватными палочками).Задачи:1. Познакомить...

Методическая разработка на тему: «Экономическое воспитание посредством двигательной активности»

15-01-2019 Просмотров:10 Методические разработки Конышева Алина Владимировна, инструктор по физической культуре, МБДОУ "Менчерепский детский сад"

Методическая разработка на тему: «Экономическое воспитание посредством двигательной активности» Как в современном мире стать успешным и значимым человеком? Не мало, важно быть финансово грамотным! Мы в нашем дошкольном учреждении начали об...

Эмоциональный интеллект

15-01-2019 Просмотров:16 Статьи Тер-Акопян Елена Арамовна, педагог-психолог

Эмоциональный интеллект Начиная разговор о значимости воспитания чувств и эмоций на ранних возрастных этапах человека и их функциональной роли в жизни, хочется привести метафорический образ, который встаёт у меня перед глазами...

Занятия изобразительной деятельностью как средство развития речи детей 5-6 лет

14-01-2019 Просмотров:42 Статьи Борисова Наталия Ивановна, воспитатель, МДОУ ЦРР №21 г. Истра

Занятия изобразительной деятельностью как средство развития речи детей 5-6 лет Любая продуктивная деятельность, в том числе и изобразительная, как отмечала Е.И. Тихеева, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей с...