Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы
Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Особенностями этого возраста являются высокая восприимчивость и легкая обучаемость, что создает благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития личности
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.
Художественная литература служит могучим действенным средством нравственного воспитания детей. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребёнок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которую преподносит ему книга.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Из сказок ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко").
Художественное произведение способствует развитию чувств и представлений. Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании произведений. Поэтому, после чтения, обязательно проведите беседу о прочитанном, обсудите описываемые ситуации, заключающие в себе моральный смысл, с целью формирования у них умения оценивать поступок литературного героя и те переживания, которые он испытывал при совершении поступка. Например, при беседе с детьми по рассказу Н. Носова «Карасик» рассматривается ситуация: Виталик обменял карасика на свисток, а когда мама обнаружила пропажу рыбки, он свалил всю вину на котенка. Автор обсуждает с детьми о двух возможных выходах из ситуации: либо сознаться маме во лжи (но тогда последствием будет наказание, либо продолжать утверждать, что карасика съел Мурзик (избежав тем самым наказания). Можно расширить содержание беседы, так как на самом деле в рассказе описаны две ситуации: первая – когда ребенок лжет, опасаясь гнева мамы, т. е. вырабатывает неправильный выход (противоречащий моральной норме, и вторая – когда он видит последствия своего поступка: мама выгоняет котенка. Жалость к несправедливо наказанному Мурзику из-за его лжи побуждает Виталика сознаться в своем поступке, несмотря на возможное наказание.
В ходе беседы с детьми, оцените поступок героя. Даже если герой поступил, например, плохо, нужно постараться вызвать у детей сочувствие к нему, побуждать детей переживать вместе, для чего предложить поставить себя на место героя, разыграть этюд.
В. Г. Белинский в свое время говорил о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Именно художественная литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.
Используя художественные тексты как готовый культурный материал, взрослый выступает проводником детей в миры, создаваемые книгой, а как партнер вместе с детьми удивляется, восхищается, огорчается, сопереживает персонажам в происходящих с ними событиях.
Разумеется, чтобы подбирать художественные произведения для чтения и использовать их как смысловой фон для других видов деятельности, взрослый сам должен хорошо ориентироваться в текстах, по крайней мере, прочитывать их заранее и определять, какие из них придутся по душе его ребенка.
Важно, чтобы чтение не стало принудительным занятием. Книга должна развивать ребенка, но и одновременно – доставлять удовольствие.
В связи с этим представляется целесообразным определить некоторые общие методические требования.
Необходимо учитывать психологию ребенка, его возрастные особенности, уровень развития, его интересы. Таким образом, использование художественной литературы, позволяет не только сформировать практические навыки нравственных норм поведения в обществе, но и раскрыть их значение для установления и поддержания положительных взаимоотношений с другими людьми.
Комментарии