Воспитатель МАДОУ Детский сад №300 г.Уфа
НАРОДНЫЕ ЭТИКЕТНЫЕ ТРАДИЦИИ – В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
НАРОДНЫЕ ЭТИКЕТНЫЕ ТРАДИЦИИ – В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.
Одним из основополагающих принципов башкирского национального образования является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям башкирского народа, к его духовным и нравственно - этическим ценностям.
В Башкортостане традиция, обычай обозначают словом ЙОЛА, т.е. обычай, совокупность случаев, система их взаимодействий, нравственных принципов и правовых установок. Когда речь идет об использовании в современном воспитании народных обычаев и традиций йола, имеются в виду те из них, которые характеризуются общечеловеческими идеями, объединяющими людей на гуманистической основе. Йола выделяет обычаи, связанные и с воспитанием детей, т.е. имеет и педагогический аспект.
Воспитание у детей нравственных качеств осуществлялось посредством усвоения ими норм морально-этического кодекса НАМЫС, требований АДАБА, т.е. этикета достойного поведения человека.
За понятием намыс стоит моральный кодекс народов Башкортостана. Намыс - это, по существу, своеобразное обобщение обычаев, традиций.
Намыс учит, прежде всего, соблюдению нравственных гуманистических правил в отношениях между всеми башкирскими народностями. Таким образом, слово «намыс» употребляется в роли термина, названия неписаного, народного морально - этического кодекса, регулирующего нравственные отношения во всех без исключения сферах и ситуациях жизни. Итак, намыс - это комплекс норм поведения в обществе и семье, оформленных в традициях, которые основаны на авторитете общественного мнения. В намысе много места занимает педагогическая сфера, т.е. отношение к детям, забота о них, об их воспитании.
В Башкортостане большое значение придавалось усвоению подрастающим поколением и строгому соблюдению норм адаба, что означает «достойное поведение в жизни». Этот термин многозначен и включает такие понятия, как воспитанность, воспитание, благопристойность, нравственность. Приобщение детей к этикетным традициям является чрезвычайно актуальной социально-педагогической проблемой. Эта тема заслуживает особого внимания в контексте формирования гуманной личности, доброго, справедливого человека.
Этноэтикет находит свое отражение в понятиях «добра» и «зла».
Добро служит средством ценностных ориентаций. Универсальность добра нашла отражение в произведениях устного поэтического творчества башкирского народа. Ярким критерием является эпос «Урал-батыр»: Всегда будет оно жить, сделавшее мир прекрасным, украсившее сущее красотой, имя которому - добро...
Добро возносится до масштабов Вселенной. Добро не только вечно, оно присуще всему, что существует. Добро даёт миру стойкость и порядок и через всё это делает его прекрасным.
Понятие добра мы находим и в других жанрах устного поэтического творчества башкирского народа, например, в пословицах:
«Якшы эш онотолмай» («Доброе дело не забывается»);
«Якша эш ялай, яман эш талай» («Доброе дело ласкает, худое коробит»); «Изгелек ерзэ ятып югалмас» («Доброе дело и на земле не пропадёт»).
В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций.
Традиции, которые связаны своими корнями, уходят в далёкую древность, так как или иначе связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Они, как правило, регулируют поведение и поступки членов семьи, накладывают своеобразный отпечаток на формирование мыслей, чувств. Семья остаётся важнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей.
Нормы поведения в обществе ребёнок постигает в семье. Важнейшее моральное качество, которое прививалось детям- уважение к родителям и старшим. Ребёнок- будущая опора семьи. Не случайно, произнося пожелания, люди говорили: «Баландын игелеген кур»
(Увидеть добро от своего ребёнка»). Башкирская национальная педагогика придавала огромное значение семейному воспитанию. В.И. Баймурзин* выделяет основные условия успешного воспитания в семье:
- глубокая любовь и уважение родителей к детям;
- авторитет родителей;
- культ матери;
- семейные традиции;
- благоприятная семейная атмосфера;
- уважительные отношения между отцом и матерью;
- ответственность родителей за воспитание детей;
- знание традиций и обычаев народа.
На наш взгляд, в старшем дошкольном возрасте необходимо знакомить детей с народными этикетными традициями. Наиболее важными в педагогическом плане мы считаем: уважение к старшим, гостеприимство, приветствие, обращение, благопожелания. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте традиционные этикетные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, представления о нравственных нормах являются базой, на которой в младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и формирование традиционного этикетного поведения. Нужно иметь в виду, что порой действие этикетных традиций на ребёнка гораздо сильнее оказывается в дошкольном, нежели в школьном возрасте, прежде всего- из-за близости ребёнка к семье, отцу, матери.
Многие исследователи жизни башкир на первое место из народных этикетных традиций по значимости ставят гостеприимство.
Гостеприимство как действующая и действенная модель гуманности не является какой-то особенной чертой личности, это и стержневая суть: оно связано и с уважением к старшим, и с приветствиями, и с приветливостью, благопожеланиями. Более того, у башкир есть форма гостеприимства, делающая гостей верными, задушевными друзьями, ближайшими родственниками по духу- это куначество. Между прочим, эта традиция имелась почти у всех народов Востока, однако многие потеряли её.
О гостеприимстве и добродушии башкир восторженно и с теплотой отзывался JI.H. Толстой, который несколько лет приезжал к башкирам на кумысолечение. В письме к жене он писал: «Принимают нас везде с гостеприимством, которое трудно описать».
В народной педагогике Башкортостана принято очень рано прививать правила гостеприимства. Складывающиеся веками традиции требуют обучения девочек и мальчиков умению принимать гостей. Девочки обязаны уметь приветливо, предупредительно общаться с гостями, знать этикетные традиции общения со старшими, помогать в приготовлении пищи, держать в порядке, чистоте кунацкую.
Почитание старших- давний обычай башкир. Веками складывались и передавались из поколения в поколение устоявшиеся нормы уважительного отношения к старшему, без преувеличения, до сих пор являющиеся обязательными, «кодексом чести» для молодого джигита. Вот обращение героя башкирского эпоса «Урал-батыр» к народу:
Чтите старшего по годам,
Не пренебрегайте советами его.
Младшего чтите за молодость его.
Не лишайте совета его.
Уважительное отношение башкир касалось не только стриков и аксакалов, оно проявлялось и в любви к детям и подросткам, в уважении их достоинства. Народная педагогика отмечает, что:
Непослушание старших - признак невоспитанности, Непризнание младших- признак не добропорядочности.
Уважай и цени старших, умей быть старшим для младших.
Башкиры считают, что ребенок с первых дней своей жизни должен знать к кому и как следует обратится, и поэтому детей с самого раннего возраста следует учить соответствующим формам обращения:
- к старшим: дедушка, бабушка, тетя, дядя (олатай- дедушка, оласэй- бабушка, атай-отец, эсяй-мать, ул - сын, кыз-дочь, агай - старший брат),
- к младшим: кусты - младший брат, хэнле – младшая сестра.
Ещё одна форма проявления к окружающим искреннего внимания, пожелания удач, счастья, всяческих благ в жизни - это благопожелания. Эта форма выражения добрых отношений к человеку является как бы синтезом приветствий и обращений, ибо в ней есть обращение и приветствие, уважение и приветливость.
Башкирские благопожелания рассчитаны буквально на все случаи жизни и звучат как призыв к полезной деятельности, трудолюбию, красоте, добру. Например, качая колыбель, напевали благие пожелания: чтобы ноги были крепкими - твердо ходить по земле, чтобы руки были сильными - любую работу прочно делать.
Пожелание хозяевам от гостей, когда прощаются: «Будьте вместе, будьте богаты».
Собственные благопожелания являются самостоятельными шедеврами башкирской народной поэзии и прозы. В работе с детьми на первый план мы сознательно выдвигаем уважение к старшим. Одновременно мы понимаем, что это соответствует действительному положению вещей, ибо в иерархии духовно-нравственных ценностей на первом месте оказывается именно уважение к старшим, и им определяется многое в этикетных традициях. Более того, в определенном смысле отношение к старшим является как бы универсальной этикетной традицией. В известной мере гостеприимство является производным из традиционного уважения к старшим, ибо в
обычаях гостеприимства самыми уважаемыми гостями были всегда старые, старейшины, старики.
Традиции уважения к старшим, приветствия и обращения как проявления этого уважения к истокам, веками сохранявшимися обычаями гостеприимства, представляют собой фундаментальные феномены, определяющие духовное здание этикетных традиций башкирского народа. Речь идёт об особом уважении к старым и старшим, о гостеприимстве и традиционных (этикетных) формах приветствия, выражающих и уважение, и почитание, и внимание не только к старшим по возрасту, но и ровесникам. В работе с детьми всемерно культивируются этикетные традиции как носители духовности, доброжелательности, добропорядочности, благородства и великодушия. В то же время нельзя с сожалением и тревогой не заметить, что этикетные традиции прочно и эффективно действуют в среде именно дошкольников и младших школьников; чем старше становится ребёнок, тем слабее влияние традиций на его духовную жизнь.
Раннее начало воспитания- особенность педагогики любого народа, в том числе, конечно, и приучение с ранних лет детей к народным этикетным традициям.
Комментарии