МУЗЫКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ ДЕТЕЙ

 

  Чуткая  музыка  всюду  живет –

                                                                 В  шелесте  трав,

                                                           В  шуме  дубрав.

   Только  прислушаться надо. 

                                            В.  Семерин

Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Я начинаю работать с детьми в возрасте от полутора лет и про­вожаю их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически и последовательно, от про­стого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством.

Свобода мысли, радость общения со взрослыми и друг с другом - это то, что необходимо детям при обучении любому виду деятельности. Достичь такой цели можно, если сделать занятия интересней, разбу­дить творческую активность дошкольников. Хочется поделиться своим опытом. Я пытаюсь реализовать на практике идею взаимосвязи музы­кального воспитания и декоративно-прикладного творчества детей.

Занятия по различным видам творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природного материала, папье-маше и др. - занимают довольно значительное место в системе эстетического воспитания дошкольников. Целью их чаще всего являет­ся отработка тех или иных изобразительных и трудовых навыков. Но я придаю им другое значение. В основе творческой деятельности детей могут лежать впечатления о прослушанном музыкальном произведении. И тогда цель подобных занятий становится иной - отобразить то, ка­ким увидел ребенок изображенные события, явления, героев в музыке, выявить особенности музыкального восприятия каждого ребенка. Подел­ки, рисунки, аппликации, выполненные ребенком по впечатлениям от только что прослушанного произведения, - как открытая дверь в сок­ровенный мир маленького слушателя. Я не ставлю своей целью подгото­вить профессиональных художников, музыкантов, танцоров или дать еще больший запас знаний и умений. Первостепенным здесь является раск­рытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребенке, возможность искать и утверждать свое представление о красоте.  Решить эту   проблему можно разными путями, один из кото­рых - интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной дея­тельности.

  Музыкальная культура накопила немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям,  но и полезно в плане комплекс­ного преподнесения.  Сочетаясь с произведениями других видов искусст­ва /художественной литературой, живописью/, музыка углубляет пони­мание их художественного образа,  эмоционально обогащает его восприя­тие, и в то же самое время средства изобразительного искусства откры­вают широкие  возможности   для

того,  чтобы выразить в линиях,  красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения,  душевного сос­тояния,  вызванного музыкальным произведением.

Интегрированные занятия развивают эстетические чувства,  вкус, творческие способности детей, их наблюдательность и воображение, про­буждают  фантазию, учат внимательно вслушиваться в музыку.

Наиболее распространенными видами изобразительной деятельности детей являются тематическое рисование и иллюстрирование.  Тематичес­кое рисование развивает образное мышление,  слуховую память, помога­ет увидеть наиболее характерное в явлениях, изображенных средствами музыки. Например,  прослушав  «Осеннюю песню» П.  Чайковского,  предла­гаю детям сделать рисунок на тему «Пейзаж родной природы. Осень». Предварительная беседа с детьми о том чувстве, которое вызвало у них явление, изображенное в музыке,  о впечатлении, которое осталось у детей,  помогает ставить сюжет на заданную тему и выразить его в кра­сках.  Иллюстрирование дает возможность воспринять образную характе­ристику героев и идею произведения.  Так,  после прослушивания музы­кальных фрагментов из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» предложила вспомнить наиболее яркие эпизоды произведения, главных героев сказки и представить картину,  возникшую на основе этих представлений. Для примера показала репродукции художников к данной  сказ­ке, но тут же подчеркнула,  что копировать увиденное не следует, а надо попытаться изобразить свой рисунок,  передать в рисунке свои впе­чатления от увиденного и услышанного. Дети    иллюстрировали главных героев сказки: Буратино,  Мальвина,  Карабас Барабас и др.  Важно,   чтобы ребенок сам  определял музыкальный  образ, цвет и настроение в музыке. Для этого использую  метод  умственного    поиска:

- вслушайся,  вдумайся,  оцени,  сравни,  выскажись

- подбери иллюстрацию к прослушанному  произведению

- прочти стихотворение,  созвучное музыке

- укрась пьесу  звучанием подходящих музыкальных инструментов

- нарисуй,  что слышал.

Другим видом прикладного искусства является аппликация. В осно­ве ее лежит способ создания художественного изображения путем нак­леивания разноцветных кусочков бумаги. Аппликация может быть пред­метной, состоящей из отдельного изображения  /например, после прос­лушивания песни «Птичка» Т. Попатенко дети делают аппликацию птич­ки/; сюжетной, отображающей совокупность действий /после прослушива­ния фрагмента «Море» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане» дети выполняли аппликацию подводного мира/; или декоратив­ной, включающей орнаменты, узоры /аппликация венка, подаренного Весной-Красной Снегурочке/.

Дети с удовольствием занимаются лепкой из пластилина. Задания по лепке довольно разнообразны: это может быть лепка сказочных пер­сонажей - людей, птиц, зверей /дети с большим   удовольствием   лепят орешки   для  белочки  прослушав фрагмент «Белка» из оперы

Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Султане»; фигурки мамы-козы с козлятами из детской

оперы  М. Коваля «Волк и семеро козлят» и др./.

Организуя подобные занятия, проявляю заботу не столько о приоб­ретении детьми каких-то определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, художественного творчества ребенка.

После каждого занятия организуется коллективный просмотр выпол­ненных работ. Вместе с детьми подготовила серию выставок творческих работ ребят по произведениям С.Прокофьева, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова, В.Моцарта, Д.Кабалевского. Работы, представ­ленные на выставке, свидетельствуют о неистощимой детской фантазии, детском воображении: вот плывут по синей глади лебеди, вырезанные из бумаги / «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского/; а вот макет зим­него леса, выполненный из картона, ваты, еловых веточек /сцена из оперы «Снегурочка»/;  а рядом матрешка в русской народной одежде /«Озорные частушки» Р.Щедрина/... Я стараюсь вызвать у детей чувство наслаждения, любования музыкой и от него протянуть ниточку к рисунку, поделке, сюжетному рассказу, лепному изображению. Чем глубже вникает ребенок в музыкальный образ, тем интереснее и ярче он выражает свои чувства в рисунке, поделке. Даже у самых пассивных детей музыка про­буждает стремление запечатлеть услышанное, и рука тянется к каранда­шу, бумаге, краскам. Ребенок хочет выразить свой внутренний духовный мир.

 / из опыта работы /

 Залялеева Гульнур Ринатовна

 музыкальный руководитель

 МБДОУ д/с №39 «Аленка»

 пгт. Васильево  ЗМР РТ

 

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Младший дошкольный возраст

Месяц Тема
Октябрь

Птичка

Дождик

Декабрь

Ёлочка, посвети

Январь

Новогодний хоровод

Весёлые матрёшки

Игрушки А.Барто

Февраль

Самолёты летят

Март

Кукольный спектакль «К нам гости пришли»

Старший дошкольный возраст

Месяц Тема
Октябрь

Золотая осень

Осенняя печаль

Ноябрь

Беседа о вальсе

Январь

Мечты

Февраль

Золотой ключик или Приключения Буратино

Моё настроение

Март

Мама-это прекрасно!

Апрель

Сказка в звуках и красках («Море» Н.Римский-Корсаков)

Май

Ознакомление с жанром балета на материале музыки С.С.Прокофьева к сказке «Золушка»

0
стихи о осени
Выставка-конкурс "Святая пасха"
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
25.02.2021

В блогах

Конспект театрализованного досуга. Драматизация русской народной сказки "Теремок" с детьми младшей группы.

Подготовили  Воронина Л.Б., МАДОУ «Детский саД №441 «Кузнечик»,  Цель: Развивать речь и творческие способности у детей через инсценировку сказки «Теремок». Задачи: 1.Формировать умение передавать эмоциональное...

Конспект интегрированного занятия «Ярмарка народных умельцев» (подготовительная к школе группа)

  Цель: - развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. - Совершенствование умения при составлении декоративной...

Сюжетно- ролевая игра "Кафе"

Конспект образовательной деятельности в ходе режимных моментов с детьми старшей группы (культурная практика) Цель: Создать условия для обогащения содержания творческих игр...

Новое на сайте

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи

Игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи Компоненты звуковой культуры речи Игры, упражнения (название) Краткое содержание игры, упражнения Звукопроизношение Игра «Доскажи словечко» Ход: Воспитатель произносит фразу, но не договаривая её до конца, дети должны её закончить Например, Ра – ра...

Спортивный праздник для детей средней группы к 23 февраля «Папа лучший друг»

Спортивный праздник для детей средней группы к 23 февраля «Папа лучший друг» Цель: Расширять представления детей о государственном празднике, и защитниках Отечества. Продолжить формирование патриотических чувств. Задачи: Продолжить формировать представление об армии, о родах войск, о защитниках Отечества. Развивать...

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии»

Совместная деятельность родителей и детей «Миссия на Марс или Месяц под звездами фантазии» Цель: Создание условий для систематизации, обобщения и дополнения знаний детей старшего дошкольного возраста о космосе, путем использования интерактивной программы StarWalk 2. Приобщение родителей к...

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"»

Проект: «Детская-игровая STEAM-лаборатория "Гениальный малыш"» «Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, и усвоил, чем большее количество элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог