Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению социального опыта «Личностью не родятся, личностью становятся»Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению социального опыта

27 февраля 2020 года в ГКУЗ Специализированый дом ребенка прошла педагогическая конференция, посвященная вопросам развития социального опыта детей раннего и младшего дошкольного возраста. С основным докладом выступила воспитатель Стрельцова Ж.Ю.

Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста по обогащению социального опыта

 «Личностью не родятся, личностью становятся»

А. Н. Леонтьев

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. С первых дней своего рождения ребенок окружен другими людьми, поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом. По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн) младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой.

Ребенок смотрит на окружающий его мир широко раскрытыми глазами. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Задача взрослых помочь маленькому человеку стать Человеком с большой буквы. Процесс социализации ребенка -дошкольника протекает наиболее полно при следующих условиях:

- благоприятная социальная ситуация развития;

- посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;

- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.

В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития детей. Это направление работы реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Социальный опыт ребенка – это «всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром». Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями:

– социальный опыт ребенка идет стихийно, так как, ребенок с самых первых шагов выстраивает свою собственную индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт;

– овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение;

– социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Исключительно важное место в формировании социального опыта ребенка занимает дошкольное образование. «Конечно, дошкольник ещё не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он приучится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности».

На что же должна быть направлена деятельность педагога с целью формирования социального опыта ребенка в ДОУ. Важнейшей основой полноценного социального опыта ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку.

Основные принципы в формировании социального опыта ребенка в ДОУ:

- индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;

- воспитание в ребёнке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;

- развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

- развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;

- становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность.

  • Игровая деятельность — дает ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
  • Исследовательская деятельность — дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
  • Изобразительная деятельность — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
  • Предметная деятельность — удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
  • Наблюдение — обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
  • Коммуникативная деятельность (общение) — объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
  • Двигательная деятельность — активизирует самостоятельную деятельность ребенка, повышает двигательную активность.
  • Конструктивная деятельность — дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Хорошо известно, что ребенок может присутствовать на определенном занятии, манипулировать предметами и материалами, но при этом ничуть не приращивать своего социального опыта. Успешно социализирует та деятельность, которая обеспечена специальными педагогическими условиями. Она должна:

– воспроизводить жизненные ситуации, опираться на детские впечатления повседневной жизни;

– вызывать личную заинтересованность ребенка и понимание им социальной значимости результатов своей деятельности;

– предлагать ребенку активное действие, связанное с планированием деятельности, обсуждением различных вариантов участия, с ответственностью, с самоконтролем и оценкой; предполагать взаимопомощь, вызывать потребность в сотрудничестве.

Первый уровень предметного содержания социального опыта ребенка дошкольного возраста складывается вокруг знания о том, «как делать»: как есть ложкой, как переходить улицу, как завязывать шнурки, как слушать сказку, как рисовать и так далее. В этом содержательном наборе социального опыта ребенок нуждается сразу после рождения и в течение всей жизни, опыт с годами расширяется в разнообразных действиях ребенка, как спонтанных, так и специально организованных взрослыми. Второй уровень предметного содержания социального опыта ребенка связан с формированием «вторичного знания», получаемого в общении, знания «как делают другие». Ребенок включает в свой опыт не только то, что было продуктом его собственной деятельности, но и то, что сделали другие люди. Но это произойдет лишь при условии, что действия «другого» или сам их «продукт» как-то эмоционально затронут ребенка: заинтересуют, вызовут любопытство, удивление или тревогу, страх. В противном случае ребенок лишь заучит то, что ему сказали взрослые, организовавшие обучающую ситуацию. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Социальный опыт ребенок формируется в тесном взаимодействии «ребенок-взрослый». И чем осознанней организован этот процесс, тем он будет эффективнее. Воспитатель может действовать по-разному, использовать различные «способы воспитывающего действия»:

- «Воздействовать» на ребенка, и тогда маленький человек будет представляться ему мягким воском; взрослый будет ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении подопечного;

-«Противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами;

- «Содействовать», значит помогать;

-«Взаимодействовать», то есть, сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руке».

Рассмотрим некоторые методы, которые служат накоплению детьми социального опыта.

1.Педагогическое требование: прямые, краткие, категоричные команды, указания, запрещения, или облеченные в юмористическую форму намеки и советы, и искренне высказанное доверие, которое ребенок воспринимает, как указание действовать именно так.

Использование педагогического требования в качестве метода воспитания должно учитывать следующие условия:

1. Педагогическое требование нельзя предъявлять сгоряча или из простого желания добиться немедленного послушания ребенка. Он должен чувствовать и быть уверен, что ваше требование - не от раздражения и беспомощности, а от силы, уверенности и знания.

2. Всякое требование воспитателя должно быть им проконтролировано. И совсем необязательно, чтобы ребенок замечал этот контроль. Если какое-то требование нельзя проконтролировать, лучше его не предъявлять.

3. Строгих, жестких требований, если воспитатель по-доброму относится к детям, должно быть очень немного.

4. Включить маленького ребенка в деятельность насильно довольно просто - этому служат прямые требования сильной формы. Но это - обманчивая простота авторитаризма: ребенок подчинился только силе и власти педагога. При гуманном взаимодействии с детьми необходимо настоящее педагогическое искусство предъявления требований.

5. Наиболее результативно детей включают в деятельность те педагогические требования, которые они устанавливают вместе со взрослыми: «Правила доброго поведения», детские Конституции и всякие законы и заповеди, которые весело и интересно соблюдать, да и понятно, что требования эти разумны, полезны и необходимы.

2.Упражнение. Без длительных, систематических усилий, повторения отдельных действий и операций ребенок не научится, не только читать, писать, играть в мяч, мастерить из дерева или ткани, но и застегивать пуговицы, выполнять правила гигиены, этикета, уличного движения, сдерживать себя в споре, планировать свое время и бороться с желанием взять чужое. Результат упражнений - устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность метода упражнений зависит от определенных педагогических условий:

1. Упражнение должно быть доступным для данного ребенка, соразмерным его силам. Как недопустимы, например, для мальчика в 6 лет тренировки в подъеме штанги, так нельзя тренировать у малыша собранность с помощью жесткого режима, да еще с хронометражем.

2. Некоторая доля механических повторений действия в поведенческих упражнениях, конечно, необходима, но основная деятельность детей в ситуации упражнения требует осознанного, мотивированного участия. Ребенок, которого воспитатель приучает к новому действию, помогает ему выработать новые навыки и привычки, должен хорошо понимать, зачем ему такая привычка нужна, он должен очень захотеть ее иметь, стремиться к новой линии поведения.

3. В ситуации упражнения, особенно в самом начале освоения действия, где важны точность и последовательность, правильнее выполнить часть этих действий вместе с ребенком или с группой детей, обращая их внимание на достижения каждого. Еще Л. С. Выготский убеждал, что «всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды – сперва, как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная». Эта закономерность свойственна и формированию поведенческих привычек.

4. Упражняя детей, воспитатель должен организовать контроль за всеми их действиями и в каждом необходимом случае - помощь. Как это сделать, чтобы не обидеть ребенка, не спугнуть его первый робкий успех, помочь справиться со страхом, что ничего не получится, подбодрить - область человеческого и педагогического творчества самого воспитателя.

3.Поручение - один из самых эффективных способов организации любой деятельности детей. Следует помнить, что дошкольники особенно трепетно относятся к поручениям своего воспитателя, для них это момент счастья, переживание своей значимости для любимого педагога, подтверждение авторитета в глазах товарищей.

Когда ребенок получает поручение, он попадает в очень важную в воспитательном смысле систему «ответственных зависимостей». Любое поручение имеет две стороны: меру полномочия (тебе доверили, тебя попросили, от тебя этого ждут, кроме тебя это никто не сможет сделать, от тебя зависит успех общего дела) и меру ответственности (от тебя требуется усилие воли, требуется отложить свои занятия и найти время, довести порученное дело до конца). Понятно, что, если какая-либо из этих сторон организована слабо, поручение не будет «работать», то есть попросту его воспитательный эффект окажется ничтожным или даже вызовет раздражение, протест, нежелание выполнять поручение.

При организации метода поручения следует обеспечивать некоторые специальные педагогические условия:

1. Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл, «На пользу - кому, на радость - кому» - такой принцип поиска смысла ребячьих дел обосновал замечательный ленинградский ученый-педагог, автор методики коллективной творческой деятельности И. П. Иванов. Если самому воспитателю не очень ясно, для кого дети должны рисовать красочные открытки, следует или отменить задуманное дело, или лучше срочно найти живые объекты приложения детского творчества, тепла и заботы.

2. Метод поручения, особенно продолжительного, требует от воспитателя организации «первичного успеха». Детям часто без помощи взрослых хорошо не выполнить даже интересную затею. И тогда пусть придут на помощь мамы и папы (воспитатель должен их специально посвятить в свои планы).

3. Важным условием при организации поручений является их сменяемость. Совершенно недопустимы «пожизненные» поручения, о смене которых воспитатель попросту забыл. Дети к ним теряют интерес.

4. Педагогическое мастерство воспитателя, использующего метод поручения, проявится и в том, какой выбор поручений он предложит детям. Условие простое: их должно быть столько, чтобы хватило на всех.

4. Пример. Этот метод воспитания призван организовывать образец деятельности, поступков, образа жизни. Действие этого метода строится на естественном психологическом механизме подражания. Подражание, особенно в годы детства, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. Суть метода положительного примера в том, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким, иметь такие черты характера и так поступать. Пример-идеал определяет активность ребенка и направление этой активности: те качества, что ему нравятся в герое, он хочет иметь и сам. Соотнесение себя с избранным в качестве примера человеком - это работа ребенка со своим будущим.

В воспитательном процессе важны разные виды педагогически организованного примера.

Пример великого человека. Этот вид примера действует как очень высокая форма идеала. Великий человек (ученый, писатель, герой) уже прожил жизнь, достиг признания людей, состоялся как личность. На его примере детям важно показать, как он шел к своим достижениям: каким был в детстве, о чем мечтал, как учился, чем увлекался, как преодолевал жизненные трудности и недостатки своего характера.

Методически иначе организуется пример взрослого. Как правило, для детей примером являются их родители, старшие члены семьи. Очень важен и пример педагога (воспитателя детского сада, учителя). Задумывались ли вы над тем, что для современного ребенка педагог - первый из взрослых, чей труд он основательно наблюдает и с кем профессионально сотрудничает. Родители, даже замечательные труженики и профессионалы в своей области, проявляют себя далеко за стенами дома, и современный, особенно городской, ребенок наблюдает их только в бытовых отношениях.

Большое значение в воспитании имеет и пример сверстника. Во многих ситуациях жизни детям полезно присматриваться к своим ровесникам: одногруппникам, приятелям во дворе, героям книг и фильмов. Их поступки понятнее, чем у взрослых, мотивы действий похожи на твои собственные, а трудности узнаваемы.

Воспитателю следует также помнить, что для успешного взросления каждому ребенку хотя бы один раз в жизни нужно пережить ситуацию, когда он стал примером для других. Не может в занятиях, значит - в труде, в спорте, в пении или танцах, в улыбчивости или щедрости. Чем разнообразнее деятельность детей, которую организует воспитатель, тем больше у каждого из них возможностей хоть в чем-то стать примером для товарищей.

5. Ситуации свободного выбора. Природа этого метода моделирует момент реальной жизни. Ведь в жизни люди постоянно встают перед выбором: поступить так или иначе, сказать или промолчать, сделать или забыть. Для становления социального опыта ребенка чрезвычайно важно, чтобы он умел действовать не только по требованию и прямому указанию взрослого, в рамках его конкретного поручения, где все определено, не только ориентируясь на пример, образец, но и самостоятельно, мобилизовав свои знания, чувства, волю, привычки, ценностные ориентации, мог принять решение.

Во всех случаях действие воспитателя будет организовано разными способами:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

Выбор способа определяется целью, содержанием деятельности (игра потребует одних методов, разговор по душам – других), особенностями ребенка и его «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский), личными и профессиональными качествами самого воспитателя.

Формирование социального опыта детей осуществляется в ходе их игровой деятельности как ведущей деятельности. Особую роль в этом процессе играет сюжетно-ролевая игра. «Игра пронизывает всю жизнь ребенка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьезное дело. У него есть страсть, и ее надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко

Ведущие отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, Е. А. Смирнова, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, С. Г. Якобсон и другие) рассматривают игру как «одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности, средство приобретения социального опыта».

Игра - является средством и инструментом познания мира взрослых людей, их отношений, сферы деятельности, чувств, переживаний, эмоций. По словам крупного психолога А. В. Запорожца: в игре ребёнок активно воспроизводит привлекательные для него действия, взаимоотношения взрослых и тем самым приобщается к социальной жизни, становится в известном смысле её участником.

Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительные и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу.

Необходимо отметить то, что младшие дошкольники активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает детям в совместной с ним игре. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации. Это такие сюжетно – ролевые игры, как «Больница», «Зоопарк», «Семья», «День рождения» и другие. Характерная черта сюжетно - ролевой игры состоит в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, а в самом процессе выполнения действия. В процессе сюжетно-ролевой игры «ребенок начинает ориентироваться в общем смысле человеческой деятельности, в том, что любое предметное действие включено в систему человеческих отношений, направлено на других людей и оценивается как значимое или незначимое». Играя, ребенок открывает у себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникает новое отношение к самому себе, новые формы поведения. Эти переживания обобщаются, появляется своеобразная «логика чувств», формируется стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, социальный опыт детей. Игра является важным средством овладения правилами нравственных взаимоотношений со сверстниками, школой морали в действии, так как в ней ребенок дошкольного возраста активно воссоздает отношения между людьми; таким образом, создаются необходимые условия для осознания ребенком этих отношений. В игре ребенок приобретает опыт общения и культуры поведения, столь необходимые для жизни в обществе, в коллективе. Игры – драматизации по знакомым сказкам и рассказам («Брат и сестра», «Мамин день», «Смешные и грустные истории»), имитационные упражнения («Угадай по походке», «Кто это», «Передай другому» и другие развивают коммуникативные способности детей.

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности. Дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Первый шаг в сложный мир взрослых и сверстников ребенок начинает с того, что оглядывается на тех, кто с ним рядом. Диалогу с обществом ребенок учиться у взрослых (в первую очередь у мамы и папы). Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление определенного стиля поведения, но и на психологическое здоровье детей. Нарушения в семейных межличностных отношениях являются причинами так называемых «сбоев» в процессе социализации ребенка. В системе взаимоотношений «родители - ребенок» следует опираться на индивидуальные особенности детей, которые необходимо учитывать при выборе типа и стиля воспитательного воздействия в семье. Родители не всегда понимают, что эмоциональная разобщенность с ребенком, недостаточное общение в первые годы жизни в будущем может привести к непониманию, к недоверию, отчужденности в семье. Опыт первых отношений в семье является основой для дальнейшего развития личности ребенка и во многом влияет на особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей на протяжении всей жизни. Только семья способна решить много разных задач по удовлетворению социальных потребностей ребенка:

- потребность в эмоционально-положительных контактах, в любви, доброжелательном отношении, что создает чувство защищенности, внутренней гармонии с миром, ощущение ценности своей личности;

- потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, что стимулирует положительное самоутверждение, формирует чувство уверенности, развивает инициативу;

- потребность в познании достижений ребенка со стороны окружающих, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства, побуждает к активному, положительно-направленному выражению своих чувств к миру;

- потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и формирует интеллектуальную инициативу и познавательную активность ребенка;

- потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребенка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничество, способность к самовыражению, к регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития. Задача взрослых — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

Таким образом, процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении.

Список использованных источников:

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2011. - 402 с.

2. Дошкольная педагогика / Ядэшко В.И., Сохина Ф.А. - М., 2010. - 295 с.

3. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - М., 2011. - 200 с.

4.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. - М., 2012. - 330 с.

5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Психологический институт РАО МоиПН, 2011. - 115 с.

6. Мухина В.С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве // Психологический журнал. Переизд. - 2011. - №5.

7. Психология и педагогика социальной работы с семьей / Под ред. Карцевой Л.В. Учебное пособие, М., 2010. - 224 с.

8.Слабослицкая, М. В. Ценностное обогащение социального опыта как фактор социализации / М. В. Слабослицкая // Вестник ОГУ. – 2001. – № 2

9. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. Дошкольное воспитание. - 2011. - №7

0
"Детское конструктивное творчество с детьми старше...
Конспект занятия в первой младшей группе. (Лепка)
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
03.04.2020

Комментарии

Игровое пособие. Лэпбук. «Волшебные блоки Дьенеша». Описание игрового пособия.
18 марта 2020
как заказать лепбук "Волшебные блоки Дьеныша"?
Сказочки-шумелки "Весна-красна"
13 марта 2020
Татьяна Васильевна. Спасибо за интересный материал, воспользовалась им, сделала презентацию и вот чт...
Педагогика
10 марта 2020
Дайте пожалуйста правильные ответы на ваш тесты

В блогах

Подвижные игры на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста с мячом

Пятнашки с мячом Свободный конец веревки длиной 1 м, на другом конце которой привязан небольшой мяч, водящий привязывает к кисти своей...

В Югре подведены итоги окружного конкурса сочинений «Мой Дед – Герой!»

Sample Image

После конкурса многие старшеклассники Нижневартовска по-другому начали говорить о Великой Отечественной войне. В Югре подведены итоги окружного конкурса сочинений «Мой Дед...

Прогулка не пустяк

Консультация для воспитателей   "Прогулка не пустяк"   Подготовила Инструктор по  физическому воспитанию Шаламова  А.А.                  Прогулка станет эффективной частью педагогического процесса, если ребенок получит возможность свободно двигаться...

Новое на сайте

Конспекты занятий по развитию речи для старшей группы

Конспекты занятий по развитию речи для старшей группы

Выпускной утренник для подготовительной к школе группы «Скоро в школу мы идём!

Выпускной утренник для подготовительной к школе группы «Скоро в школу мы идём! Реб 1: Приглашаем всех на праздник Добрый, светлый, озорной! Праздник грустный и веселый — Наш дошкольный выпускной!!! Реб 2: Вот и настал прощальный час, Как много мы гостей позвали. Выпускников...

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы»

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «День Победы» С.1. Ведущая: 9 мая мы отмечаем великий праздник – День Победы. С.2. Много лет назад 22 июня 1941 года на нашу родину напали фашисты. И не только армия...

План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда»

План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда» Тип занятия: комплексный. Технология: рассматривание иллюстраций, слушание народных колядок, песен, разучивание рождественских закличек, колядок. Цель. Приобщение дошкольников к старорусским обычаям, играм, обрядам, русским народным праздникам. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с колядками. Обогащать духовный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог