Кризис 3-х лет: стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.

                              

Кризис 3-х лет: стратегия и тактика взаимодействия с ребенком.

Воспитатель: Погарцева Дарья Викторовна.

                                                                                        

                                                                                             

Кризис трёх лет имеет определенные характеристики;

Негативизм. Его возникновением первым характеризуется наступление кризиса. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что говорят ему взрослые: он не хочет что-нибудь делать только потому, что это предложил кто-нибудь из взрослых., т.е. это реакция не на содержание действия, а на сам факт предложения взрослым этого действия. Ребенок может отказываться делать даже то, что ему особенно приятно, это будет значить, что при столкновении мотивов победил негативизм. Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, т.е. негативизм адресован человеку. Во-вторых, появляется способность действовать наперекор своему аффекту.(В раннем детстве наблюдается полная зависимость поведения от аффекта). Итак, негативизм - это такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации - это признак развития. Упрямство. Это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. От обычной настойчивости упрямство отличает два момента: первый - отношение к мотивировке (сходное с негативизмом), т.е. ребенок может настаивать на том, чего ему вовсе и не хочется; второй - новое отношение к самому себе - ребенок поступает так, потому что он так сказал, и держится своего решения до победного конца. До наступления кризиса такого отношения к самому себе не наблюдалось. Строптивость. Эта тенденция скорее направлена против норм воспитания, против образа жизни, сложившегося к трем годам, чем против конкретного человека или конкретного указания - она безлична. Ее отличительное свойство - тенденциозность, т.е. проникнутость скрытым бунтом против всего, что раньше окружало ребенка. Своеволие. Оно заключается в проявлении гипертрофированной тенденции к самостоятельности. Теперь ребенок хочет все делать и решать сам. Это желание часто неадекватно возможностям ребенка, что вызывает конфликты со взрослыми. Протест-бунт. Поведение ребенка приобретает вид протеста, словно ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Ссоры и конфликты становятся привычным делом. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что раньше было привычно, интересно, дорого. Могут обесцениваться нормы поведения (ребенок вдруг начинает грубить и ругаться), старые привязанности к вещам (ребенок может сломать недавно любимую игрушку), и т.п. Деспотизм в семье с одним ребенком и ревность в семье, где двое и больше детей. Ребенок стремится проявлять деспотическую власть над членами семьи. Он диктует свои условия: чего он не хочет, что хочет; что будет делать, чего не будет; что должны и чего не должны делать все вокруг. Та же тенденция к власти в семье, где несколько детей служит источником ревности к другим детям.

Эти симптомы указывают на возросшую активность и самостоятельность

ребенка, они вращаются вокруг оси «Я» и окружающих его людей –

изменяются отношения ребенка к окружающим его людям и к собственной

личности. Происходит скачок в направлении социального отделения от

близких взрослых.

Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, того, что затрагивает самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов. Это часто служит причиной невротических реакций детей, например, энурезы, ночные страхи, заикания, обострения негативизма и упрямства вплоть до гипобулических припадков.

В кризисе трех лет происходит внутренняя перестройка по оси социальных отношений. Негативизм надо отличать от простого непослушания, а упрямство от простой настойчивости, так как причины этих явлений разные: в первом случае - социальные, во втором - аффективные. Семизвездие симптомов кризиса говорит о том, что новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми. Кризис трех лет протекает как кризис социальных отношений ребенка.

Это выводы Выготского. От себя еще хочется добавить, что со стороны взрослых тоже должны произойти изменения (только в отличие от ребенка - сознательные и произвольные). Самое главное - удовлетворять потребность ребенка в самостоятельности. В этом случае кризис будет проходить в более мягкой форме.  

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз! Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета". Спокойный тон общения, без раздражительности. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:достигнуто не своим трудом.не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).из жалости или желания понравиться. НАДО ХВАЛИТЬ:за поступок, за свершившееся действие.начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА: ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки). после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват). когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался. когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

наказание не должно вредить здоровью. если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя. за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. надо наказывать и вскоре прощать. если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Что же делать родителям?

Разрешить ребёнку действовать самостоятельно, при этом контролируя его.

Причем, контролировать нужно не столько самого малыша, сколько

пространство вокруг него. Например, он хочет самостоятельно осуществлять

покупки – следите, чтобы он взял то, что необходимо; хочет накрыть на стол

– пусть берёт негорячую тарелку. Подобное поведение по отношению к

ребёнку позволит ему чувствовать себя уверенно.

Часто попытки малыша быть самостоятельным нервируют родителей: им

гораздо проще и быстрее сделать всё самим. Но если вы не позволите ему

сделать это сейчас, то в будущем рискуете получить ленивого и

несамостоятельного ребёнка. Пусть ребёнок делает так, как умеет, и не

забудьте похвалить его. Насмешки и ирония абсолютно недопустимы. Но

существует и другая крайность в поведении взрослых. Радуясь, что малыш

становится самостоятельным, они предоставляют ему гораздо больше

свободы, чем ему по силам освоить. Несмотря на стремление ребёнка к

самостоятельности, активное присутствие взрослых рядом с ребёнком

обязательно. Не стоит также постоянно поправлять его - это вызовет либо

бурный протест, либо отказ от выполнения этих действий. Наберитесь

терпения: отложите попытки поправить действия малыша до того, как они

станут более уверенными. Только в этом случае у ребёнка сложится

правильное представление о взаимоотношениях с родителями.

Ребёнку в этом возрасте самому непросто. Его стремление к независимости

не отменяет желания чувствовать себя в безопасности, поэтому

доброжелательное присутствие взрослого человека и привычная атмосфера

необходимы ребенку для внутреннего комфорта.

Родительское собрание во второй группе ДОУ.


Цель: 

Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.

Используемое оборудование: 

 видеозапись с фрагментами детских капризов и проявлений упрямства, карточки с практическими ситуациями (4 шт), памятки (на каждого родителя)

Краткое описание: 

Это собрание для родителей, чьи дети посещают среднюю группу ДОУ и воспитателей. Оно проводится в форме круглого стола, что позволяет обсудить наиболее острые и волнующие их проблемы воспитания детей дошкольного возраста. При этом почти каждый родитель принимает активное участие в обсуждении, делится своими наблюдениями, высказывает дельные советы.

Тема: Детские капризы и упрямство


Цель: Обучение родителей способам преодоления детских капризов и упрямства.
Задачи:
1. Помочь родителям определить причины капризов и упрямства детей.
2. Формировать у родителей умение предупреждать и преодолевать их.
3. Развивать навыки общения родителей с ребенком.

Ход:
Родителям предлагается посмотреть видеофрагмент, в котором запечатлены сцены капризов и непослушания детей.
Воспитатель: «Сталкивались ли вы с подобными проблемами? Расскажите, как это было?»
Родители приводят примеры из собственного опыта, по желанию могут поделиться своим опытом поведения в таких ситуациях.
Воспитатель: «В чем, на ваш взгляд заключаются причины капризов и упрямства детей? Могут ли родители провоцировать такое поведение ребенка?»
Родители предлагают свои версии.
Воспи обобщает и конкретизирует высказывания родителей:
1. Склонность к капризам может быть связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим – импульсивность и несдержанность.
2. Гипоопека – стиль семейного воспитания, при котором родители слишком много позволяют ребенку. Следовательно, количество запретов и требований к ребенку минимально. Поэтому ребенок, чувствуя вседозволенность, может использовать капризы и упрямство как способ добиться желаемого.
3. Гиперопека – стиль семейного воспитания, при котором ребенок постоянно находится под усиленным контролем и вниманием взрослого. Уровень самостоятельности ребенка крайне низок. Поэтому такое поведение - это способ ребенка самореализоваться, получить «порцию» самостоятельности.
4. Неадекватная оценка возможностей ребенка со стороны родителей (считают его маленьким и несамостоятельным). Таким образом ребенок пытается доказать свою состоятельность.
5. Капризы и упрямство могут быть проявлением возрастного кризиса ребенка. Он внезапно перестает делать то, о чем его просит взрослый (возникает стремление противоречить, делать обратное тому, что ему говорят).
6. Они могут быть вызваны безнадзорностью, безразличием окружающих к делам и поступкам ребенка. В этом случае такое поведение – попытка преодолеть окружающее его безразличие, вызвать ответное действии, обращенное лично к нему.
Воспитатель предлагает родителям поделиться своим опытом в преодолении и предупреждении капризов и упрямства детей: «Как вы поступаете в ситуациях, когда Ваш ребенок капризничает или отказывается Вас слушаться?»
Выслушиваются ответы 2 -4 родителей.
Воспитатель благодарит родителей за представленные примеры, отвечает на возникшие вопросы.
Затем предлагает родителям проиграть возможные ситуации капризов и непослушания детей, найти оптимальные пути их разрешения. Одна группа родителей – исполняет роль детей, другая группа – роль родителей.


Ситуации:


В магазине ваш 3-летний сын закатывает скандал, выпрашивая дорогую игрушку, которую на данный момент вы не можете купить. Как поступить в данной ситуации?
Мама и ребенок гуляют на детской площадке уже около 1,5 часов. Время идти домой. Ребенок начинает капризничать и уговаривать маму еще погулять. Как поступит мама?
Девочка 6 лет отказывается обедать, хотя в течение дня она ничего не ела. Мама несколько раз обращается к ребенку и уговаривает поесть. Дочка не слушает ее, продолжает смотреть мультфильмы. Что вы предпримете в такой ситуации?
Семья в гостях. Время идти домой. Дети заигрались и не хотят прекращать игру, несмотря на просьбы родителей. Что Вы предпримите?


Воспитатель: «Воспитывая ребенка, нельзя забывать, что послушание детей не самоцель, а способ, при помощи которого формируется сознание человека, дисциплинированность, подготовленность к жизни в обществе. Помните, что воспитание послушного ребенка зависит от Вас. Любите своих детей такими, какие они есть!»


В конце собрания каждому родителю предлагается памятка с рекомендациями по преодолению капризов и упрямства.


Рекомендации «Как справиться с детскими капризами и упрямством»


Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А. Сухомлинский)
2. Не завышайте требований к своему ребенку.
3. Давайте ребенку самостоятельность и свободу, но будьте всегда рядом.
4. Хвалите ребенка, похвала никогда не бывает лишней.
5. Перед походом в магазин обговорите с ребенком предполагаемые покупки.
6. Если ребенок капризничает, не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и успокоится.
7. Для самых маленьких детей можно использовать прием отвлечения и переключения.
8. Взрослым необходимо давать ребенку право выбора («Ты хочешь съесть суп или второе?»).
9. Используйте прием авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите на его негативное поведение.
10. Оцените ситуацию, в которой возник конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку.
11. Если Вы о чем-то попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это проконтролировать. Если просьба не выполнена. Ребенок может быть лишен чего-либо.
12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со стороны всех взрослых.
13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться.
14. Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они являются достоянием избалованных детей.

10 заповедей для родителей


Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.г.Выготский Л.С. Кризис трех лет. Вопросы детской психологии. Санкт-Петербург, 1997.г.Севостьянова Е.О Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ. Москва 2006.г.Метенова Н.М. Родительские собрания в детском саду. 2-ая младшая группа. Москва 2008.г.Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей.- М.: «Издательство Скрипторий 2003».2008.г.
0
Диагностика обследования лексического строя речи.
Святочные посиделки
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
03.08.2020

В блогах

Конспект занятия "Путешествие в подводное царство"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана детский сад комбинированного вида № 85 «Улыбка»       Конспект интегрированной НОД для детей подготовительной...

Досуговая деятельность для детей подготовительной группы с ЗПР

Тема досуга: праздник «Морское путешествие» Возрастная группа: подготовительная Цель: закрепление представлений об обитателях морей и океанов через досуговую и игровую деятельность Задачи: Развивать у...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог