Консультация «Мнемотехника для начинающих. Конспект занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники»

17 марта 2021 года прошло заседание методического объединения педагогов и воспитателей ГКУЗ Специализированный дом ребёнка. Одна из тем заседания была посвящена использованию технологии мнемотехники в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Консультация «Мнемотехника для начинающих. Конспект занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники»

Если ребенок молчит,

покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

 

Цель: Знакомство педагогов с мнемотехникой, приёмами развития речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи:

-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;

-познакомить педагогов с методами работы по мнемоквадратам, мнемодорожкам и мнемотаблицам;

-познакомить педагогов с конспектом интегрированного занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных. Замена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее.

- Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники:

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А.– предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребёнок в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало. На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике. Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка. Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем. Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как происходит обучение

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу «от простого к сложному». Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и так далее. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Так проводится работа над словом. Благодаря мнемоквадратам дети быстрее усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

Отличный пример — простое и емкое стихотворение А. Барто «Мишка». Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты), Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки). Все равно его не брошу, Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

 Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение.

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть, можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы позволяют выполнять более сложные действия: пересказывать различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова; отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания. Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

- Для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;

- Для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9 - 12 клетках;

- Для подготовительного к школе возраста - таблицы на 12 - 15 клетках.

Чтобы мнемотаблица выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

- Соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено (рациотехника)

Этап 2: Перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника)

Этап 3: Составление сюжета - отработка одного из методов запоминания

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Пересказ с опорой на символы (образы).

Многие методы мнемотехники основаны на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности. Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

 Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет. С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки. В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

1. Последовательность. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

2. Нормирование. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

3. Красочность. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо – голубое, снег – белый и так далее. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.

4. Разнообразие. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.

5. Эмоциональность. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.

6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, игра «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя). Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие. А также является средством формирования устной коммуникации детей, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Список использованной литературы.

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.

5. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7. Широких Т. Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.

Комплекс материалов для занятий по теме: «Весна» с использованием технологии мнемотехники

Комплекс материалов составлен из отдельных блоков. Каждому блоку соответствует один мнемоквадрат. Педагог может использовать несколько любых мнемоквадратов для закрепления признаков весны с учётом образовательных задач, возраста и уровня развития детей.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.

Задачи:

- Формировать у детей первые связанные представления о весне: тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, ярко светит солнышко и так далее с использованием мнемоквадратов.

- Расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать внимание, память, мыслительные операции, наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности.

- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обогащать сенсорный опыт детей, развивать мелкую рук.

- Развивать желание у детей играть вместе с воспитателем в подвижные игры, во время игры согласовывать слова с движениями.

- Совершенствовать навыки рисования кистью.

- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.

Материалы к занятиям: Набор мнемоквадратов с весенними приметами, макет солнца и лучики, контурное изображение луж, картинка-фон «Бегут ручьи», кисти, неразливайки, синяя краска, коробка с корабликами, таз с водой, кукла, зимняя и весенняя одежда для куклы, маски – шапочки воробьёв, пуговицы разных цветов и величины, картинка с изображением весенних цветов, картинка-фон с изображением леса, силуэтные картинки медведя, ежа, змеи, пчелы.

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом, снегом, сосульками. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Весна» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций «Признаки весны», прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки весны».

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам придёт гостья. А кто она – отгадайте!

Рыхлый снег на солнце тает, ветерок в ветвях играет

Звонче птичьи голоса. Значит, к нам пришла … - Весна

Звучит музыка, входит Весна.

Весна: Здравствуйте дети!

Вы ребята, не скучайте весну красную встречайте!

Снег и холод прогоню, тепло с юга принесу.

Побегут кругом ручьи, брызнут солнышка лучи.

Воспитатель: Дети кто к нам в гости пришел? Вы узнали? (Ответы детей)- Весна. Посмотрите, какая Весна красивая. Во что она одета? сарафан) – Какого цвета? (зеленого). – Что у нее на голове? (венок из цветов)

Воспитатель: Ты, Весна - Красна, в гости, с чем к нам пришла?

Весна: Я принесла вам много подарков! А чтобы вы меня лучше узнали и запомнили, я все подарки нарисовала на картинках (показывает набор мнемоквадратов с признаками весны)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весна»

Весна: Я принесла солнце ясное. (Показывает солнышко без лучиков) Что такое?

Солнышка лучики потерялись,

Все по полям, по лесам разбежались.

Не встречались вам в пути? Помогите их найти.

Проводится игра «Собери солнышко»

Дети ходят по группе, находят лучики и крепят их к солнцу.

Воспитатель: А какое солнышко у вас получилось? (Лучистое, яркое, теплое)

Весна: Вот спасибо помогли солнцу лучики нашли.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Солнышко»

Протянуло солнышко лучики свои

На моё окошечко в весенние деньки.

Воспитатель: С приходом весны на улице становится теплее. Ярче светит солнце, греет землю и от этого тает снег.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Тающий снег»

Весна: Ребята, а вы видели на прогулке сосульки? Помните, как они образуются? Правильно – снег на крышах тает, и появляются сосульки - острые и тонкие, а потом начинается капель! Кап-кап, кап- кап!

Проводится игровое упражнение «Весна»

«Кап – кап – кап» - капель звенит  (хлопаем в ладоши)

Словно с нами говорит (хлопаем ладошами по коленям)

Плачут от тепла сосульки (собираем слёзы в ладошку)

И на крышах талый снег (гладим себя по голове)

А у всех людей весною, (покружились вокруг себя)

Это вызывает смех! (улыбаемся)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Плачущие сосульки»

Воспитатель: Что появляется на крышах? (Сосульки)

- А, как называется, когда капают сосульки? (Капель)

Весна: Солнышко весну нам подарило, оно греет, нас согревает, снег тает, и появляются на улицах лужи. Ребята, а можно ходить по лужам? (Нет)

-А почему? (Ноги промочишь и заболеешь)

-Правильно. Давайте будем перепрыгивать через лужи, чтобы не замочить ноги.

Проводится подвижная игра «Через лужи»

На полу раскладываются вырезанные из прозрачной клеенки маленькие лужи, через которые нужно перепрыгнуть.

Весна: - Молодцы все справились, никто не намочил ножки!

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лужи на дорожке»

Воспитатель: Весна - Красна, с чем еще ты к нам пришла?

Весна: С водою талой, с игрой забавой.

Рисование красками «Бегут ручьи»

Весна: - Возьмите в руки кисточки, обмакните сначала в воду, затем в синюю краску. Теперь проведите прямые горизонтальные линии от снега — снег растаял и превратился в ручейки.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Бегут ручьи»

Весна: (подходит к емкости с водой) Я Весна - волшебница.

Я рукою поведу, снег я в воду превращу. (снимает покрывало)

Воспитатель: Давайте, посмотрим какое волшебство, совершила Весна? (Превратила снег в воду)

Проводится «Игра с водой»

Весна: - Посмотрите, у меня есть коробочка. Давайте посмотрим, что в ней! (-Кораблики) - Из чего сделаны кораблики? (-Из бумаги)

-А давайте поиграем с корабликами! Запустим их в воду.

- Возьмите все по одному кораблику и опустите на воду свои кораблики.

Воспитатель: Сколько корабликов плавает? (много).  Подуем на них:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на поднятых парусах.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Кораблик»

Воспитатель: Была зима и люди носили теплую одежду. (Показывает куклу в теплой зимней одежде). Теперь стало тепло и такая одежда уже не нужна. Нужна другая одежда. Подберите подходящую для весны одежду и оденьте в нее куклу.

Проводится дидактическая игра «Переодень куклу»

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Весенняя одежда»

Весна:  Очень радуются моему приходу птицы. Воробьи собираются в стаи, чирикают громче. Вороны чаще чистят оперение, купаются в лужах. Гомон птиц становится слышнее: они чувствуют весну.

Воробей с берёзы на дорогу – прыг!

Больше нет мороза – Чик – чирик!

Вот журчит в канавке быстрый ручеёк.

И не зябнут лапки – Скок, скок, скок!

Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в воробьев? Сейчас мы с вами поиграем в игру (надевают шапочки воробьев).

Покружились, покружились в птичек малых превратились!

Проводится подвижная игра: «Птички»

Мы летим, мы летим, крылышками машем

Прилететь скорей хотим к милым рощам нашим! (Дети бегают, машут руками).

Посидим у ручейка и попьем водицы (приседают и пьют воду)

Прилетели мы домой, будем веселиться! (машут крыльями)

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Птичка»

 Весна: Кто прилетает к нам из теплых краев? (прилетают птицы)

 - А какие птицы прилетают в наш город? ( ласточки, грачи, скворцы)

Воспитатель: (читает стихотворение и показывает на мнемоквадраты )

Солнышко- солнышко, золотое донышко.

Зазвенел в лесу ручей, прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают и цветочки подрастают!

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Цветы»

В середине весны на веточках появляются маленькие комочки. Это почки. Из них скоро появятся первые листочки. А кое – где, на открытых участках уже появились первая травка и первые весенние цветы.

Проводится игра с пуговицами «Весенние цветы»

Воспитатель: На картинке с цветами найдите место пуговицам. Подбирайте пуговицы по цвету и величине.

Весна: Ребята, а в лесу животные тоже рады весне. Медведь проснулся в берлоге, заяц поменял белую шубку на серую. Лиса, волк и белка тоже меняют теплую шубку на легкую.

Проводится дидактическое упражнение «Разбуди спящих зверей»

- Зимой спали медведь, еж, змея, пчелы. Наступила весна, солнышко стало согревать землю, стало тепло. Возьмите солнышко и положите на картинку. Пора просыпаться всем, кто спал зимой. Разбудите их, скажите: «Весна пришла!» «Вставать пора!». Не слышат, скажите громче. Похлопайте в ладоши, потопайте ногами. Разбудили. Медведя посадите возле дерева. Ежика посадите под куст, змею положите на камень, а пчела полетела вверх к цветам на деревья.

На магнитную доску крепится мнемоквадрат «Лесные звери»

Воспитатель: Какие вы молодцы ребята! Давайте вспомним, что мы сегодня делали? О чем говорили? Какие вам запомнились признаки весны?

Проводится игра «Весенние словечки»

Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю:

1. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)

2. Грязный, рыхлый, холодный, подтаявший … (снег)

3. Длинная, прозрачная, холодная, сверкающая … (сосулька)

4. Быстрый, звонкий, весёлый… (ручей)

5. Перелётные, весёлые, дружные … (птицы)

7. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава) .

(ответы детей с опорой на мнемоквадраты)

- Как хорошо вы знаете все приметы весны. Давайте скажем Весне спасибо.

Весна: Ну что ж, ребята, мне пора уходить,

За цветами и травами следить!

Чтоб они росли и распускались,

Чтобы птицы трелью заливались.

До свидания, друзья, через год вернусь к вам я!

Дети: - До свидания!

Воспитатель: Молодцы! А мы скоро пойдем на прогулку и постараемся найти все приметы весны на нашем участке!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Весна»

Цель: рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.

Задачи:

- Способствовать пониманию смысла художественного произведения, умению называть явления и действия, происходящие в нем;

- Продолжать расширять и обогащать словарный запас по теме;

- Способствовать развитию зрительной памяти через мнемотаблицу;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: Рассматривание картин о весне. Отгадывание загадок о весне. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Оборудование:  Мнемоквадраты с изображением весенних признаков. Мнемотаблица к стихотворению.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу. Какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Почему вы так думаете? Какие признаки весны вы знаете?

Дети: Тает снег, снег стал грязным, черным, ярко светит солнце.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я сегодня приготовила для вас картинки с изображением весны. (Обращает внимание на стенд с мнемоквадратами по теме «Весна») Давайте назовем признаки весны, которые изображены на этих картинках.

Дети: Ярко светит солнышко. Тает снег. Текут ручьи.

Основная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете все признаки весны. А сейчас послушайте, как о весне рассказывал писатель А. Леонтьев в своем стихотворении.

Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Кап – кап! Тают белые снежинки.

Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.

Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Кап – кап!

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: О весне.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется явление, когда с крыш тают и капают сосульки и снег?

Дети: Капель.

Воспитатель: Правильно. Я превращаю вас в маленькие капельки. Поиграем в игру «Весенняя капель».

Физкультурная минутка «Весенняя капель»

Солнце стало пригревать, (Поднять руки вверху над головой)

Стали капельки стучать. (Потрясти ладошками над головой)

Капля – раз, капля – два, (Медленно прыгать на месте)

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей. (Бег на месте)

Побежали ручейки. Их попробуй, догони!

Воспитатель: Ребята, к стихотворению о весне я приготовила вот такие картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение.

(Воспитатель обращает внимание детей на интересные схемы (мнемотаблицу)

Работа над стихотворением по МНЕМОТАБЛИЦЕ

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под эту часть стихотворения.

Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Дети: Первая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как падают слезинки.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! С крыши падают слезинки.

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под другую часть стихотворения.

Кап – кап! Тают белые снежинки.

Дети: Вторая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как тают снежинки

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! Тают белые снежинки.

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

Кап – кап! Солнышко по крыше скачет.

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как солнце скачет по крыше.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! Солнышко по крыше скачет

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как плачет зима.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Кап – кап! А зима сидит и плачет.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем вместе рассказать стихотворение. А картинки нам будут помогать.(Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Затем 1-2 ребенка самостоятельно рассказывают стихотворение).

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Что вас сегодня удивило на занятии?

Дети: Солнце может скакать по крыше.

Меня удивило слово «проталины».

Меня удивили яркие картинки о весне.

Мне понравилось стихотворение о весне.

Воспитатель: Сегодня вы сможете рассказать это стихотворение дома родителям.

1
Конспект по математике в подготовительной группе К...
Занятия с детьми с 9-10 месяцев - игры с крупами
 

Комментарии 1

Хорошая консультация, спасибо автору! Всё чётко, ясно и понятно. Просто меня давно интересует мнемотехника и возможность её использования в разных областях. Не так давно моя коллега защищалась на категорию по данной теме, используя этот приём в формировании элементарных математических представлений и была критично встречена приёмной комиссией. А ведь метод прекрасный, так как в игровой форме дети лучше запоминают материал!

Хорошая консультация, спасибо автору! Всё чётко, ясно и понятно. Просто меня давно интересует мнемотехника и возможность её использования в разных областях. Не так давно моя коллега защищалась на категорию по данной теме, используя этот приём в формировании элементарных математических представлений и была критично встречена приёмной комиссией. А ведь метод прекрасный, так как в игровой форме дети лучше запоминают материал!
Гость
07.12.2021

В блогах

Программа платных услуг развития логического мышления и математических способностей «Маленькие знатоки» …

Пояснительная записка Направленность программы «Маленькие знатоки» -по содержанию является: социально  - педагогической; -по функциональному назначению: учебно - познавательной; -по форме организации: групповой; -по времени реализации:...

рифмованные двустишия для детей

Рифмованные двустишия на договаривание слов, которые обозначают действия (от 2,5 до 3 лет) Не все маленькие дети смогут отгадать незаконченное слово...

Стихотворение "Осенняя песня". Слушаем музыку осени.

Стихотворение «Осенняя песня»   Области применения:   1. Восприятие музыки. Перед прослушиванием музыкальных произведений на тему осени. П. И. Чайковский "Времена года", А. Вивальди...

Новое на сайте

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно – творческий. Сроки реализации проекта: 12.04.21г. – 16.04.21г. Проблема: Что такое космос? Наверно не каждый взрослый знает ответ на этот...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов: «Мой дом, моя семья» «Мой детский сад» «Мой город Орск» «Моя страна Россия» «С чего начинается Родина» Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств...

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста Слайд 2 Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Поэтому необходимо научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на...