Консультация «Мнемотехника для начинающих. Конспект занятия «Осень» с использованием технологии мнемотехники»

8 октября 2021 года на заседании Методического объединения педагогов ГКУЗ Специализированный дом ребёнка были затронуты некоторые аспекты работы по развитию речи детей с использованием современных технологий.

Консультация «Мнемотехника для начинающих. Конспект занятия «Осень» с использованием технологии мнемотехники»

Если ребенок молчит,

покажите ему картинку, и он заговорит.

Ушинский К. Д.

 

 

Цель: Знакомство педагогов с мнемотехникой, приёмами развития речи детей с помощью мнемотехники.

Задачи:

-расширить представление педагогов о приёмах работы по развитию речи с помощью мнемотехники;

-познакомить педагогов с методами работы по мнемоквадратам, мнемодорожкам и мнемотаблицам;

-познакомить педагогов с конспектом интегрированного занятия «Весна» с использованием технологии мнемотехники.

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. В настоящее время проблема развития речи одна из главных. Замена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и так далее.

- Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники:

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А.– предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Эта технология органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс и используется при реализации задач всех образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда ребёнок в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Абстрактные объекты, факты заменяются образами, имеющими визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. Зазубренная информация, исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием (с помощью приёмов мнемотехники). Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало. На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике. Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка. Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем. Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как происходит обучение

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу «от простого к сложному». Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемоквадраты, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и так далее. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Так проводится работа над словом. Благодаря мнемоквадратам дети быстрее усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

Отличный пример — простое и емкое стихотворение А. Барто «Мишка». Уронили мишку на пол (используют рисунок медведя на полу комнаты), Оторвали мишке лапу (готовят изображение животного без лапки). Все равно его не брошу, Потому что он — хороший (картинка с мальчиком или девочкой с игрушкой в руках).

 Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стихотворение.

В мнемотаблице можно изображать практически всё. В ней производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть, можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы позволяют выполнять более сложные действия: пересказывать различные произведения; заучивать стихотворения и сложные слова; отгадывать и загадывать загадки; находить к словам рифмы; придумывать сказки или рассказы; распределять предметы в группы по определенным признакам; изучать числа; знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания. Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова.

Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.

- Для дошкольников среднего возраста - таблицы на 6 клетках;

- Для дошкольников старшего возраста - таблицы на 9 - 12 клетках;

- Для подготовительного к школе возраста - таблицы на 12 - 15 клетках.

Чтобы мнемотаблица выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

- Чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

- Быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

- Соответствовать уровню развития детей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов:

Этап 1: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено (рациотехника)

Этап 2: Перекодирование информации - преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника)

Этап 3: Составление сюжета - отработка одного из методов запоминания

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Пересказ с опорой на символы (образы).

Многие методы мнемотехники основаны на том, что у малышей зрительная память развита намного лучше, чем слуховая. При знакомстве с любыми последовательностями уместно применять простой метод Симонида. Во многих сказках для самых маленьких по сюжету герои появляются друг за другом и выполняют одни и те же действия. Например, при чтении «Репки» или «Колобка» можно подобрать картинки с изображением всех главных персонажей. Подготовленный «реквизит» размещают рядом и в процессе знакомства с произведением используют для наглядности. Выслушать и запомнить сказку, рассказ или стихотворение легче в такой последовательности. Взрослый читает ребенку текст. Делать это нужно неспешно, с небольшими паузами, чтобы малыш успевал понять информацию. Произведение следует продекламировать повторно. В нужных местах делают передышку в чтении, чтобы вместе изучить броские картинки. Повторно рассматривают рисунки вместе с ребенком, уточняют их значение в контексте. Если в процессе обсуждения ребенок не понимает значение каких-либо других слов, то к ним уместно подобрать новые картинки. Текст нужно еще раз прочитать, разделив на небольшие смысловые отрывки. Осталось дать ребенку возможность повторить то, что он смог запомнить. В процессе его пересказа рассматривают картинки, при необходимости подсказывают сложные слова или продолжение текста.

 Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой

Мнемотехникой может заниматься человек от 3 до 99 лет. С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки. В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

1. Последовательность. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.

2. Нормирование. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.

3. Красочность. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо – голубое, снег – белый и так далее. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.

4. Разнообразие. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.

5. Эмоциональность. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.

6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок. Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь хороших результатов в развитии связной речи дошкольников:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры.

Например, игра «День-ночь». Карточки с тематическими изображениями помещают перед ребенком. После произнесенного слова «Ночь» малыш закрывает глаза. В это время взрослый меняет одну из карточек или убирает ее. После фразы «День наступил» ребенок открывает глаза и определяет, какого изображения не хватает (или какая карточка лишняя). Различные задания можно придумывать самостоятельно, корректировать в зависимости от интересов и предпочтений ребенка.

Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. Мнемотехника позволяет обучать детей полезным и нужным знаниям в игровой форме. Она облегчает учебный процесс и вносит в него разнообразие. А также является средством формирования устной коммуникации детей, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.

Список использованной литературы.

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.

4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников.

5. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.

6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

7. Широких Т. Д. Учим стихи-развиваем память. «Ребенок в детском саду», 2004, №2, с.59-62.

Комплекс материалов для занятий по теме: «Осень» с использованием технологии мнемотехники

Комплекс материалов составлен из отдельных блоков. Каждому блоку соответствует один мнемоквадрат. Педагог может использовать несколько любых мнемоквадратов для закрепления признаков осени с учётом образовательных задач, возраста и уровня развития детей.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с осенними явлениями в природе.

Задачи:

- Формировать у детей первые связанные представления об осени: желтеют листья, идут дожди, улетают птицы, солнышко светит редко и так далее с использованием мнемоквадратов.

- Расширять активный словарь детей, совершенствовать грамматическую структуру речи. Развивать внимание, память, мыслительные операции, наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности.

- Совершенствовать восприятие детей, умение активно использовать осязание, зрение, слух, обогащать сенсорный опыт детей, развивать мелкую рук.

- Развивать желание у детей играть вместе с воспитателем в подвижные игры, во время игры согласовывать слова с движениями.

- Воспитывать уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.

Предварительная работа: Наблюдение во время прогулок за сезонными изменениями в природе, за птицами, за облаками, небом, ветром, листопадом. Чтение художественной литературы, отгадывание загадок на тему «Осень» и «Перелетные птицы». Рассматривание иллюстраций «Признаки осени», прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц», «Звуки природы».

 

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня поговорим о сказочном времени года осени!

Показ мнемоквадрата «Солнце и тучи»

Воспитатель: Миновало лето.

Осень наступила.

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется —

Тучка вся расплачется.

С наступлением Осени солнышко светит всё реже, всё чаще на небе появляются тучки и идёт дождь.

Показ мнемоквадрата «Дождик»

Физкультурная минутка «Тучи»

Вдруг закрыли небо тучи,

(Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий.

(Прыжки на носочках, руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведёт повсюду слякоть.

(Приседаем, руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

(Идём по кругу с высоким подниманием колена)

 

Показ мнемоквадрата «Зонтик»

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Осенью он часто нужен –

Если лупит дождь по лужам,

Если небо в черных тучах,

Он для нас помощник лучший.

Над собой его раскрой

И навес себе устрой! (Зонтик)

Воспитатель читает стихотворение:

Дождь льет с самого утра,

Льет как будто из ведра,

И как крупные цветы

Распускаются зонты.

Показ мнемоквадрата «Осенняя одежда»

Воспитатель: Вот и осень наступила,

Дождик капает с утра.

Но погоды не боится

Озорная детвора.

Мы по зонтику возьмем

И во двор гулять пойдем.

А в резиновых сапожках

Не промокнут наши ножки.

 Игра «Резиновые сапожки надеваем мы на ножки»

Материал для игры: Вырезанные из клеенки лужи

Ход игры: Делаем движения, как будто надеваем настоящие сапожки.

Надели «сапожки» - оправляемся ходить по «лужам» (стараемся идти так, чтобы наступать только на «лужи», не наступать на пол).

Показ мнемоквадрата «Ветер»

Воспитатель читает стихотворение «Осень»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал.

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый – резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист осинки

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения:

Где гулял ветер? Что он делал? Какие листики считал? Дубовый лист, с какого дерева упал? Кленовый? Рябиновый? В стихотворении рябиновый, какой лист? (Резной) У березки, какой? Золотой – это, какого цвета? Какой же листик был последний? Что с ним сделал ветер?

Воспитатель читает ещё раз, раздавая детям модели листочков

Игра с прищепками «Ветер срывает листья с дерева»

Материал для игры: Деревянные шпатели с прикрепленными к ним прищепками красного, желтого, зеленого цветов.

 Ход игры: Вот подул осенний ветер. Подуйте, как ветер. Сорвал ветер с деревьев все листочки. Снимайте прищепки с палочки.

Показ мнемоквадрата «Осенние листочки»

Воспитатель: Я сегодня шла в детский сад и нашла вот эту волшебную корзину. Давайте откроем ее и посмотрим что в ней. (Открываю корзину, достаю листья и рассыпаю их на ковре).

Зашумела листьями осень золотая,

Закружила листьями, весело играя,

Вот листок березы, вот листок рябины,

Вот листочек тополя, вот листок осины.

А кленовый листок нам под ноги сразу лег.

Ребята, что это?

Дети: Листочки.

Воспитатель: Какие они по цвету? (Ответы детей: красные, желтые, зеленые).

А в какое время года бывают такие листочки?

Дети: Осенью.

Воспитатель: Как еще можно назвать эти листочки.

Дети: Осенние.

Воспитатель: Сколько листочков у нас на ковре?

Дети: Много.

Игра «Собери листочки и разложи их по цвету»

Материалы для игры: Вырезанные из картона листья желтого, красного и зеленого цветов и таких же цветов вазы (подносы)

Ход игры: - Вот сколько много у нас листочков разного цвета. Давайте соберем их и сложим в букет.

В эту вазу несите листочки вот такие. (Показ). Какого они цвета? Желтого. В желтую вазу соберем желтые листочки. Вот эта ваза какого цвета? Красного. В красную вазу будем собирать красные листочки. А вот эта ваза какого цвета? Зеленого. В зеленую вазу собирайте листочки зеленого цвета.

Отгадывание осенней загадки:

1. Листья желтые летят,

Падают, кружатся,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто …(Листопад)

Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Красивый осенний букет соберём.

(Вертят кистями рук с растопыренными пальцами)

Лепка барельефная «Листики осенние»

Материал для лепки: Пластилин желтого, красного и зеленого цветов, листы бумаги с нарисованным деревом.

Воспитатель читает стихотворение:

Красавица Осень пришла, и принялась за дела:

Деревья сменили наряд, и закружил листопад.

Листья нарядные, разные, зеленые, жёлтые, красные.

Листья летят и летят и, улетая, кружат,

- Посмотрите, как грустно деревьям без листиков. Давайте сделаем нашим нарисованным деревьям листики из пластилина. Отрывайте маленькие кусочки, прикладывайте к веточке и прижимайте сверху пальчиком.

Показ мнемоквадрата «Овощи и фрукты»

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какой урожай собирают в огороде осенью?

Дети: Картошку, капусту, свеклу, морковь…

Воспитатель: А какой урожай собирают в садах осенью?

Дети: яблоки, груши, сливы.

Воспитатель: Молодцы! Отгадайте загадки.

1. Она медленно растет, листок к листочку прибавляет и в крепкий их вилок свивает. (Капуста)

2. Он лежит меж грядок, зелен да сладок. (Огурец).

3. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).

4. Сидит дед, во сто шуб одет. (Лук).

Игра «Есть у нас огород»

Дети встают в круг, ведут хоровод, поют: «Есть у нас огород, в нем капуста растет, вот такой ширины, вот такой ужины, вот такой вышины, вот такой низины. Огород, огород, что еще там растет?.». 

Ведущий ребенок называет следующий овощ, игра продолжается.

Игра «Разложи овощи и фрукты»

Материалы для игры: Две корзинки, муляжи овощей и фруктов

Ход игры: Все муляжи овощей и фруктов разложены на полу.

Дети под музыку раскладывают овощи и фрукты в отдельные корзинки.

Показ мнемоквадрата «Грибы»

Воспитатель: Вот мы с вами и на лесной полянке. Присаживайтесь на стульчики-пенечки. Ребята, посмотрите в осеннем лесу выросло много грибов.

 Игра «Соберём грибы»

Материалы для игры: Две корзинки, муляжи грибов

Ход игры: Все муляжи грибов разложены на полу.

Дети под музыку раскладывают грибов в корзинки.

Дидактическое упражнение «Большие и маленькие грибочки»

Вот перед вами грибочки. Они разные. Вот большой грибок. А вот маленький грибок. Покажите мне большой грибок. Покажите маленький грибок. Положите большой грибок на стол. Положите маленький грибок сверху на большой. А теперь положите маленький грибок на стол и накройте его сверху большим грибом. Спрятался маленький грибок. Большой гриб накрыл маленький так, что маленький гриб не видно. Где маленький грибок? Вот он, под большим грибочком.

Показ мнемоквадрата «Лесные звери»

Воспитатель: Ребята, а как нужно вести себя в лесу? (Можно шуметь, кричать, сорить?)

А какие животные живут в лесу? (Дети перечисляют диких животных, живущих в лесу). 

Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие, лесные).

А где же они все, почему так тихо в лесу? Оказывается, у лесных зверей сейчас много забот, они готовятся к зиме.

Показ картинок с животными (медведя в берлоге, белки в дупле и другие)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько запасов белка припасла на зиму.

Игра «Помоги белочке разобрать запасы»

Материалы для игры: Две корзинки, муляжи грибов и шишки

Ход игры: Ребята, а нам белочка прислала корзинку, посмотрите что в ней лежит? (шишки, грибочки). Давайте поможем белочке разобрать запасы по корзинкам, в одну корзинку соберем грибочки, а в другую шишки.

Молодцы, ребята, собрали запасы для белочки! А, давайте, теперь согреем ручки и поиграем с шишками.

Самомассаж с использованием шишек:

Дети берут по шишке и начинают движением вперёд-назад двигать её между ладошками, затем вращать круговыми движениями и в последнюю очередь одной рукой берут шишку и начинают ритмичными движениями дотрагиваться до другой ладошки.

1, 2, 3, 4, 5 - будем шишками играть,

Будем шишками играть, между ручками катать (катаем между рук)

В ручку правую возьмём и сильней её сожмём! (сжимаем шишку правой рукой)

В ручку левую возьмём, и сильней её сожмём! (сжимаем шишку левой рукой)

Вот как мы их помнем, и вот так мы их потрем.

Игра «Собери орешки для белочки»

Материалы для игры: Орехи, игрушка «белка», пластиковая бутылка с вырезанным «дуплом».

Ход игры: Посмотрите, кто это прыгает? Кто пришел к нам в гости? Это белка.

Скачет белочка по веткам.

Соберёт орешки деткам.

Все бельчата-сладкоежки

Обожают грызть орешки.

- Давайте поможем белке собрать орехи. Вот у меня один орех. А сколько орехов у вас? Много орехов. Я возьму свой один орех и положу в дупло беличьего дерева. Вот так. А теперь вы складывайте орехи в дупло. У вас орехов много. Вот будет белка рада!

Подвижная игра «Лиса и зайцы»

Материалы для игры: Маски зайчат, кукла Би-ба-бо-Лиса

Ход игры: «Покружились, покружились — в зайчиков все превратились».

Воспитатель надевает на руку куклу Лисы би-ба-бо, а остальные ребята «превращаются» в зайчиков.

«По лесной полянке разбежались зайки

Вот какие зайки, зайки - побегайки!

Вот бежит лисичка, рыжая сестричка,

Ищет, где же зайки, зайки - побегайки.

Вот зайки!

«Зайчики» под легкую музыку прыгают, «лиса» в конце игры догоняет «зайчиков», а они убегают от нее.

 

Воспитатель: Жёлтых листьев всюду много.

Ищет мишенька берлогу.

Ёж забрался в норку спать –

Так и будут зимовать.

Игра «Мишка косолапый по лесу идет»

Мишка косолапый по лесу идет.(Идут по кругу, «вперевалочку»)

Шишки собирает, песенки поет. (Наклоняются, «собирают шишки»)

Шишка отскочила прямо мишке в лоб. (Ударяют себя в лоб рукой)

Мишка рассердился и ногою топ. (Топают ногой)

Больше он не будет, по лесу гулять. (Грозят пальчиком)

Сядет на машину и поедет спать. (Изображают поездку на машине)

Показ мнемоквадрата «Перелётные птицы»

Воспитатель:- В природе есть пора, когда земля надевает самые дорогие наряды. Листья на деревьях становятся какими? (желтыми, красными, коричневыми), а потом опадают и шуршат под ногами.

-Ребята, как называется это время года? (Осень)

Воспитатель читает стихотворение:

«Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется -

Это время года осенью зовется». (М. Ходякова)

Дидактическое упражнение «Птицы»

Воспитатель:

-Осень приготовила вам подарок. (разрезная картинка птицы)

-Картинка была целая, но вот осенний ветерок подул, и она разлетелась на части. Если вы её соберете, то узнаете, с кем мы сегодня познакомимся и подружимся. (Дети собирают)

-Что получилось? (Эта птица).

-Давайте посмотрим на строение птицы и ответим, что есть у этой птицы?

(Голова, клюв, туловище, крылья, и хвост)

-Птицы все похожи друг на друга?

Подвижная игра «Птички»

Ну - ка, птички, полетели (медленно бегут друг за другом)

Полетели и присели, (медленно приседают)

 Поклевали зернышки, (двигают головой)

Поиграли в полюшке (кружатся на месте)

Водичку попили (двигают головой)

Перышки помыли, (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Снова полетели. (медленно бегут друг за другом)

Дидактическое упражнение «Зимующие и перелётные птицы»

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, птицы разделились на две группы.

- Как вы думаете, почему? Затрудняетесь в ответах?

- Давайте вспомним, что едят птицы весной и летом? (Мошки, комары, насекомые)

- Много сейчас мошек, комаров?

- Птицам не хватает корма. Поэтому многие улетают в тёплые края и их называют перелётные птицы. Эта группа птиц на зелёном фоне.

- А те птицы, которые остались зимовать – они на голубом фоне.

А сейчас послушайте стихотворение, которое написал В. Приходько

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

-Сегодня мы отправимся в гости к птицам, которые остались у нас зимовать. (Дети идут по осенним листьям).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники (мнемотаблицы) во второй группе раннего возраста на тему «Осень»

Цель: обобщить знания об осени, заучить стихотворение Н. Зайцевой «Осень»; рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу с помощью воспитателя.

Задачи:

- Способствовать пониманию смысла художественного произведения, умению называть явления и действия, происходящие в нем;

- Продолжать расширять и обогащать словарный запас по теме;

- Способствовать развитию зрительной памяти через мнемотаблицу;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

  • разгадывание загадок.
  • чтение художественной литературы:

Н. Сладков. «Осень на пороге»;

К. Лукашевич. «Осень»;

В. Сутеев. «Яблоко»;

заучивание наизусть стихов об осени;

  • чтение потешек осенней тематики.
  • Пальчиковые игры: «Собираем листочки», «Вышли пальчики гулять», «Ходит осень в нашем парке», «Осень, осень к нам пришла».
  • Дидактические игры: «Составь листик», «Кто больше назовет действий (качеств)»
  • Подвижные игры: «Листопад», «Такой листок, лети ко мне».
  • Игры на развитие речевого дыхания: «Осенние листочки на дереве висят».

Рассматривание картин об осени. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Оборудование:  Мнемоквадраты с изображением весенних признаков. Мнемотаблица к стихотворению.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

 

Организационный момент

На окно в группе наклеен кленовый листок. Воспитатель привлекает внимание детей к окну.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это на окне? Подойдите, пожалуйста, к окну, и скажите, что вы видите?

Дети: Листочек.

Воспитатель: Какой листочек?

Дети: Осенний, желтый, кленовый.

Воспитатель: Молодцы! Это Осень прислала нам письмо!

(Дети вместе с воспитателем знакомятся с листочком, воспитатель читает текст на листке).

-Я, Осень золотая, в гости к вам спешу, листочек посылаю, и встречи с вами жду!

Основная часть

Воспитатель: Ребята, а кто хочет рассказать об осени, какая она?

Дети: Солнечная, золотая, дождливая, красивая, тёплая, холодная, грустная.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Я сегодня приготовила для вас картинки с изображением осени. (Обращает внимание на стенд с мнемоквадратами по теме «Осень») Давайте назовем признаки осени, которые изображены на этих картинках. Ребята, а что происходит осенью с деревьями, с травой, с погодой? (Дети: - листочки краснеют, желтеют, падают на землю; трава желтеет, вянет; на улице стает холодно).

Поощрять ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы знаете все признаки осени. А сейчас послушайте, как об осени рассказала Наталья Зайцева в своем стихотворении.

Листья, листья кружатся,

На дорожках лужицы.

Мы корзиночки возьмём,

За грибами в лес пойдём.

Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?

Дети: Об осени.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется явление, когда с деревьев падают листья?

Дети: Листопад.

Воспитатель: Правильно. Давайте поиграем в игру «Листопад».

Физкультурная минутка «Листопад»

По дорожкам мы гуляем (Шаги на месте)

И листочки собираем (Наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (Прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Мы дорожки подметаем (Имитация движений)

Листья в кучи собираем (Наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (Прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Ох, устали («Обтереть пот со лба»)

Отдохнем (Присесть)

И домой скорей пойдем (Шаги на месте)

Воспитатель: Ребята, к стихотворению об осени я приготовила вот такие картинки. Они помогут нам запомнить и рассказать стихотворение.

(Воспитатель обращает внимание детей на интересные схемы (мнемотаблицу)

Работа над стихотворением по МНЕМОТАБЛИЦЕ

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под эту часть стихотворения.

Листья, листья кружатся,

Дети: Первая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано.

Дети: Как кружатся листья.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми:  Листья, листья кружатся,

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под другую часть стихотворения.

 На дорожках лужицы.

Дети: Вторая картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано. Дети: Лужицы на дорожках.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: На дорожках лужицы.

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

Мы корзиночки возьмём,

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано. Дети: Дети берут корзинки

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: Мы корзиночки возьмём,

Воспитатель: Давайте попробуем найти, какая картинка подходит под следующую часть стихотворения.

За грибами в лес пойдём.

Дети: Нижняя картинка.

Воспитатель: Правильно, что на ней нарисовано. Дети: Грибочки в лесу.

Воспитатель: Давайте вместе повторим.

Воспитатель с детьми: За грибами в лес пойдём.

Воспитатель: А сейчас давайте попробуем вместе рассказать стихотворение. А картинки нам будут помогать.

 Дети вместе с воспитателем рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Листья, листья кружатся,

На дорожках лужицы.

Мы корзиночки возьмём,

За грибами в лес пойдём.

Затем 1-2 ребенка самостоятельно рассказывают стихотворение.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, к нам кто-то в гости идёт.

(Под музыку входит Осень.)

Воспитатель: Ребята, это осень к нам пришла.

Осень: Здравствуйте, ребята! Вы листочек мой нашли? Письмо прочитали?

Молодцы! Я решила зайти к вам в гости. Когда я шла к вам, то по дороге насобирала осенние листочки. Посмотрите, какие они красивые. А хотите мы с ними поиграем?

Подвижная игра «Мы – листики осенние»

Мы, листики осенние, на веточках сидели.

(Дети стоят в кругу с листочками в руках.)

Ветер дунул, засвистел, мы и полетели!

(Дети разбегаются.)

Мы летели, мы летели.

(Дети бегают, помахивая листочками.)

И на землю тихо сели.

(Дети приседают на корточки, поднимают листочки над головой.)

Ветер снова набежал. И листочки все поднял.

Повертел их, покружил. ( Дети кружатся.)

И на землю опустил. ( Приседают.)

Осень: А ещё я услышала, ваше красивое стихотворение, оно мне очень понравилось.

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем нашу гостью Осень! Давайте мы с вами прочитаем для неё наше стихотворение.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает стихотворение

Осень: Молодцы, ребята! Я, очень рада, что приходила к вам в гости. Мне очень понравилось с вами играть и слушать замечательное стихотворение. Вы много знаете об осени. Я дарю вам игру «Осень, осень, в гости просим!» Играйте и вспоминайте об осени. Но мне пора, до новых встреч!

Воспитатель: Скажем спасибо, нашей гостье. До свидания! (Осень уходит).

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, кто к нам в гости приходил?

Дети: Осень

Воспитатель: А как называется стихотворение, которое мы сегодня рассказывали Осени?

Дети: - «Осень».

Молодцы, ребята! Сегодня вы сможете рассказать это стихотворение дома родителям.

0
Ластик для рисования в технике «Сухая кисть»
Консультация для родителей "Развиваем речь ребенка...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
22.10.2021

В блогах

Уход за комнатными растениями

Sample Image

В дошкольном возрасте одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире является природа. В каждой группе детского сада есть...

День Земли

Sample Image

Цель денного мероприятия это углубление экологических знаний у  детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все...

Коррекционные часы

Коррекционный час лексическая тема №1 «Наш детский сад»   Понедельник Задачи: 1. Развитие внимания, памяти, мышления. 2. Совершенствование мелкой моторики рук, зрительно -...

Новое на сайте

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы. Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс. Задачи. 1. Повысить...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, учить рассуждать, анализировать, делать выводы. Какие же опыты провести...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать условия для полноценного социального развития детей: предоставлять ребенку возможность проявлять социальную мотивацию, способность самостоятельно выбирать адекватный...

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»

Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»