Блог педагога-психолога ДОУ

Имею высшее образование. В 2009 году окончила Арзамасский государственный педагогический институт им ...

Консультация для воспитателей группы раннего возраста ДОО "Первые дни ребенка в детском саду"

Прежде чем начинать непосредственную работу с детьми по облегчению адаптационного периода, требуется провести предварительную работу с воспитывающими взрослыми, и в первую очередь - с воспитателями групп раннего возраста, непосредственно с теми кто будет принимать и работать с малышами, так как именно они в это сложное время для малыша, привыкающего к новой обстановке, находятся в тесной связи с родителями и с детьми.

Консультация для воспитателей группы раннего возраста ДОО "Первые дни ребенка в детском саду"

Что такое адаптация?

Возраст ребенка с 1 до 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Адаптация – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание малыша к детскому саду.

Выделяю два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность, внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

1. Легкая адаптация – к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.

2. Адаптация средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до 2-х раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.

3. Тяжелая адаптация – характеризуется, во-первых, значительно длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений (заболевания с осложнениями, потеря веса, плохо спит и т. д.)

4. Сверхтяжелая адаптация – около пол года и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно он «не садовский ребенок».

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

1.Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длительность в среднем 1 месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев).

3. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса; временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Игровое упражнение «Продолжите фразу»

Педагогам предлагается продолжить 2 фразы с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя.

«Проблемы, осложняющие процесс адаптации малыша – это…»

«Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…»

После выполнения этого задания можно увидеть насколько разные позиции у этих трех сторон по одному и тому же вопросу.

Игровая деятельность

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – предметная игра. Основываясь на это задание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком.

Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности и привыканием ребенка к детскому саду. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю.

Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным внимаем. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения, типа темперамента и т. д.

Как показывают научные исследования и уже мои наблюдения, одним из важных факторов, облегчающим адаптацию детей, является тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, подстегивают (причем не только в садике, но и дома, не давая возможности побыть самими собой.

Игровое упражнение «Подбери игру по темпераменту»

Педагогам предлагается перечень различных игр и дается инструкция: «Подберите игры для детей в соответствии с их темпераментом: холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик. Обведите кружком игры, которые предпочитают сангвиники, галочкой пометьте игры для флегматиков, крестиком – для меланхоликов, точечкой – для холериков».

Предлагаемый перечень игр:

1. Игры-потешки: "Сорока-ворона", "Ладушки" и т.д;

2. Подвижные игры;

3. Ритмичные танцы;

4. Пазлы;

5. Рассматривание иллюстраций и настольные игры;

6. Лепка;

7. Мозайка;

8. Игра в мяч;

9. Танцы под веселую музыку;

10. Игры с водой и песком;

11. Игра с кеглями;

12. Экспериментирование с красками;

13. Веселые подвижные игры;

14. Хороводы;

15. Раскрашивание картинок;

16. Игры-эксперименты;

17. Конструкторы.

С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмичными танцами.

С ребенком-сангвиником стоит играть в веселые, подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале педагога всегда должен быть набор разноплановых и при этом не скучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят игрушки-животных, которые можно погладить и приласкать. Грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

1
Цветотерапия
Фото отчёт к новогоднему утреннику в младшей групп...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
23.09.2020

В блогах

Праздник осени в татарской группе

Ребёнок: Внимание! Внимание! Наш праздник начинается! И пусть веселье, улыбки и смех, Сегодня не кончаются. Алып баручы: Әтиләр һәм әниләр! Без әзер! Ә сез...

Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность общения с ней.

Консультация Влияние природы на здоровье ребёнка и безопасность общения с ней. Почему для здоровья ребенка так важен свежий воздух? Давайте анализировать. Знаете...

Спортивно-музыкальное развлечение «Здравствуйте, я Витаминка».

Спортивно-музыкальное развлечение «Здравствуйте, я Витаминка».   Цель: Формировать первичные навыки здорового образа жизни. Задачи: Повышать интерес детей к физической культуре. Воспитывать доброту и взаимовыручку...

Новое на сайте

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы

Презентация образовательного проекта «А из нашего окна...» для детей старшей группы Живут в России разные  народы с давних пор. Одним – тайга по нраву,  другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один – черкеску носит...

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро»

Сценарий совместного мероприятия с педагогами «При солнышке – тепло, при матушке добро» Цель: Привлечь педагогов к совместным мероприятиям. Развивать взаимоотношения между педагогами посредством включения в совместную деятельность. Повышать статус творческих отношений. Задачи: Оказать педагогам помощь в приобретении опыта проведения совместных мероприятий с...

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки»

Образовательное событие с проблемной ситуацией в младшей группе «Орешки для белочки» Программное содержание: 1. Художественно-эстетическое развитие Вызывать интерес к процессу лепки. Учить отрывать небольшие комочки от целого куска, раскатывать комочки в ладонях круговыми движениями. Развивать мелкую моторику рук. 2. Речевое развитие Обогащать словарный запас...

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка»

Анализ состояния условий по охране труда МКДОУ «Кисловский детский сад «Росинка» Дата основания: 1986 год. Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Кисловский детский сад «Росинка». Юридический адрес: Фактический адрес: Тел. Адрес электронной почты: сайт: www.doukislovo.ucoz.ru Учредитель:...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог