Консультация для родителей : «Особенности умственной активности у дошкольников».

  Консультация для родителей : «Особенности  умственной активности у дошкольников».

У вас растёт ребёнок. И, конечно, вы пристально следите за его развитием, радуетесь его успехам, огорчаетесь неудачам. Вам хочется, чтобы малыш вырос не только здоровым, но и умным, способным.

Вы учите ребёнка, начиная с момента рождения (путём показа действий с предметами, подсказывания сюжетов игр ответов на вопросы, помощи в рисовании и т. д.). Но наступает момент, когда для полноценного умственного развития становятся необходимыми систематизированные и обобщённые  знания, т.к. интересы детей расширяются, мышление становится более обобщённым, глубоким и последовательным.

Любых родителей, конечно, волнует вопрос: а достаточно ли для своего возраста развит их ребёнок, можно ли это проверить? Но дети разные и семьи разные, условия разные. Трудно дать общий рецепт оценки интеллекта детей, он тоже проявляется по - разному. Само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Значительно важнее не сами знания, а то, как ребёнок умеет ими пользоваться, применять их при решении тех или иных задач.

Степень любознательности, умственной активности дошкольника - один из важнейших показателей его умственного развития. Одного количества задаваемых вопросов недостаточно. Очень часто ребёнок спрашивает не потому, что чем-то заинтересовался, а просто, чтобы привлечь внимание взрослого, пообщаться с ним. Что касается проявлений умственной активности в собственных рассуждениях ребёнка, то здесь опять следует отличать встречающуюся у некоторых детей бездумную болтливость от  подлинных попыток строить догадки об окружающих явлениях. Не беда, если рассуждения ребёнка даже при этом условии часто бывают неверны и приводят к неоправданным выводам - он ещё слишком мало знает и слишком привык свободно фантазировать. Главное не выводы, а само стремление понять. То же можно сказать о детском экспериментировании: важно само стремление «попробовать», провести опыт.

Когда ребёнок играет, следует проследить, насколько богаты и разнообразны его замыслы, легко ли он переносит в игру впечатления, полученные от окружающей жизни, как использует игрушки и другие предметы.

У детей с низким уровнем умственного развития игры однообразны, они сводятся к многократному повторению элементарных действий с предметами. При хорошем развитии ребёнок строит развёрнутый сюжет игры, охотно использует не только игрушки, но и самые различные предметы, придавая им игровое значение. Замыслы ребёнка достаточно устойчивы, они дополняются и обобщаются в ходе самой игры.

Было бы ошибочно считать, что все дошкольники в равной мере проявляют свои умственные способности во всех видах своей деятельности. В зависимости от многих причин и от условий воспитания один ребёнок больше увлекается играми и рисованием, другой – конструированием; один интересуется машинами, а другой – животными и растениями. И, конечно, проявление умственного развития следует искать в первую очередь в тех областях, которые привлекают данного ребёнка.

Нужно иметь в виду, что интересы детей и степень овладения разными видами деятельности изменяются с возрастом. Точный возраст формирования тех или иных умственных  качеств указать трудно, т.к. дети обладают разными темпами развития. Обычно темпу развития придают весьма большое значение. И это , безусловно,  оправдано, когда речь идёт о задержках- ребёнок вовремя не переходит к сюжетной игре, не овладевает сюжетным рисованием, не усваивает простейших математических представлений и т.д.Причины могут быть как в области условий и особенностей воспитания, так и в области дефектов мозга и нервной системы.

Необычно быстрый темп развития часто представляется окружающим чем-то вроде чуда. Им кажется, что ребёнок сам неведомо как грамотой, математикой. Однако на самом деле его всему этому учат взрослые. Конечно у разных детей разный уровень обучаемости, и то, что один ребёнок схватит с полунамёка, потребует от другого длительных усилий.

Итак, любознательность, умственная активность, уровень овладения основными видами детской деятельности и степень обучаемости могут рассматриваться в качестве основных показателей умственного развития дошкольника. Следует помнить, что умственное развитие  тесным образом зависит от условий воспитания и обучения ребёнка и изменяется с изменением этих условий.

У всех здоровых детей резервы умственного развития чрезвычайно велики, и задача родителей – всячески способствовать их реализации, не нарушая гармоничности этого развития, обеспечивающей ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.

Составитель: воспитатель Рылова  Л.Е.

г. Моршанск

2013г.

Используемые ресурсы:

Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Л.А.Парамонова; М.: Просвещение, 1988.

Диалоги о воспитании. Книга для родителей. Под редакцией В.Н.Столетова, сост. О.Г.Свердлова. М.: Педагогика, 1985.

Воспитателю о работе с семьёй. Пособие для воспитателя детского сада. Л.В.Загик, Т.А.Куликова, Т.А.Маркова и др.; под редакцией Н.Ф.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1989.

Диалоги о воспитании. Книга для родителей. Под редакцией В.Н.Столетова; Сост. О.Г.Свердлова. М.: Педагогика, 1985.

0
Сценарий утренника День защитника Отечества.
«Конспект интегрированной образовательной деятельн...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
20.03.2023

В блогах

открытое занятие по развитию речи в старшей группе детского сада.

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.«Зимняя СКАЗКА О лете». СОСТАВИЛА: Коваленко Л.Н...

Планирование организованной деятельности на прогулке в средней группе в мае.

  Планирование организованной деятельности на прогулке в средней группе в мае.       Выполнила воспитатель Воронина Л.Б. МАДОУ «Детский сад №441«Кузнечик» Нижний Новгород 2020       Прогулка №1 на 6 мая (среда) ...

Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе «Светит солнышко»

Ход НОД. Я:Солнце по небу гуляло, и за тучу забежало.Глянул заинька в окно, стало заиньке темно. А сороки - Белобоки, поскакали по...

Новое на сайте

Проект «Чем пахнут ремесла»

Проект «Чем пахнут ремесла»

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста

Дидактическая игра «Супермаркет» в группе среднего возраста Аннотация: Дидактическая игра «Супермаркет» будет интересна детям среднего возраста. Данная игра направлена на развитие наблюдательности, речи, расширения знаний об окружающих предметах и продуктах в магазине. Игра предназначена для индивидуальной работы...

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера. Тема «Книги сказок»

Конспект НОД по технологии ТРИЗ с использованием кругов Эйлера Тема «Книги сказок» Цель: закрепление литературных знаний с помощью геометрических схем - кругов Эйлера. Задачи: развивать умение классифицировать персонажей сказок и объединять по группам; закреплять знания русских народных сказок; развивать логическое...

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда (Для детей старшего возраста)