Консультация для родителей «Ох, коварные сестрички эти вредные привычки!»

21 ноября 2022 года в группе «Бусинки» отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребенка прошла консультация для родителей

Консультация для родителей

«Ох, коварные сестрички эти вредные привычки!»

 

Вредные привычки – навязчивые действия,

отрицательно сказывающиеся на поведении ребёнка,

его физическом и психическом развитии.

Энциклопедия

Привычка представляет собой часто повторяющуюся модель поведения, не требующую от человека длительных раздумий. К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки, и возраст здесь играет малую роль. Очень трудно найти взрослого человека или ребёнка, у которого совсем нет вредных привычек. К примеру, некоторые мамы и папы «грешат» пристрастием к никотину, алкоголю, чрезмерно сладкой или жирной пище.

Одни привычки не вызывают беспокойства родителей, а другие требуют их повышенного внимания. Некоторые привычки исчезают самостоятельно без особых усилий. Но есть и те, что остаются навсегда и даже наносят вред ребенку и окружающим его людям. Они носят название вредных привычек.

Какими бывают детские вредные привычки?

К первой группе относят те ритуалы, которые появляются из-за дефицита родительского внимания, ласки, чрезмерно строгого воспитания, жестоких наказаний. Кроме того, патологические привычки могут возникнуть у малыша, который был отлучён от груди слишком рано. Желая успокоить себя, ребёнок начинает:

- грызть или кусать ногти (губы, кутикулы, щёки);

- сосать пальцы (постельное бельё, собственную одежду);

- ковыряться в пупке;

- качать головкой;

- накручивать или даже выдёргивать волосы;

- манипулировать интимными частями тела (детский онанизм);

- биться головой об подушку.

Второй вид привычек – следствие ненадлежащего воспитания ребёнка. Родители не прививают необходимые культурно-гигиенические навыки или сами демонстрируют нежелательное поведение. К вредным непатологическим привычкам психологи относят следующие ритуалы:

- ковыряние в носу;

- чавканье;

- обилие слов-паразитов;

- нецензурная речь и так далее.

Всё в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Он может бессознательно злиться на родителей, оставивших его одного, может испытывать сильные негативные чувства к бабушке, вдруг занявшей место любимой мамы. Следом накатывает волна стыда за такие мысли, и малыш срывает чувства на собственном теле: грызет ногти, накручивает на пальчик волосы, то есть на подсознательном уровне пытается причинить себе боль. Вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого. В этой ситуации специалисты советуют ни в коем случае не одергивать малыша, не делать ему замечания, а тем более наказывать: ведь он так уже себя наказывает. Тогда, может быть, не стоит обращать внимания на такое поведение? Нет, как раз стоит - только свое внимание, а не внимание ребенка! И, прежде всего, нужно критически отнестись к тому, как вы воспитываете его, каков ваш стиль общения с ним.

Причины возникновения вредных привычек

Детская психика очень пластична и сильно подвержена различного рода воздействиям. Любое даже незначительное нарушение или изменение в окружении ребенка может оказывать влияние на его поведение. Основными причинами возникновения вредных привычек, то есть навязчивых стереотипных действий, у малышей являются:

- Личностная тревожность;

- Излишнее эмоциональное напряжение;

- Перевозбуждение;

- Стрессовые ситуации (ссоры родителей, разлука с близким человеком, болезнь и так далее);

Дисгармония детско-родительских отношений (излишняя строгость, эмоциональная холодность, непоследовательность в воспитании);

- Недостаток внимания и заботы;

- Проблемы в общении со сверстниками;

- Малыш также может перенять привычку от близкого человека или просто от другого ребенка в детском саду или на площадке.

Вредные привычки часто безобидны: они быстро формируются, но так же быстро исчезают. Но иногда патологически навязчивые действия могут являться симптомами серьезных нарушений психического развития и взаимоотношений с миром.

Справиться с плохими привычками в повседневной жизни очень трудно. Появляется раздражительность, гнев, желание найти радикальный способ изменить «неправильное» поведение. Чаще всего родители стремятся ограничить, контролировать во всех детей. Однако подобные реакции взрослых воспринимаются ребенком как враждебные и пробуждают в нем ощущение одиночества и отчаяния. Кода эти эмоции становятся невыносимыми, ему ничего не остается, как избавится от них привычным подручным способом – пососать палец …

Вредная привычка сосать палец

Самой распространенной привычкой в раннем и младшем дошкольном возрасте является сосание пальца. Ее корни находятся в младенчестве, когда сосательная потребность определена физиологически. Позже, когда малыш испытывает тревогу или находится в состоянии стресса, он возвращается к этой привычке - таким способом кроха успокаивается. Дети могут сосать не только пальцы, но и, например, рукава кофт, края одел, мягкие игрушки и другие вещи. Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. Бывает, что малышу очень сложно расстаться с соской. Эта привычка может иметь как физиологические (компенсация отсутствия грудного вскармливания в младенческом возрасте), так и психологические причины (желание привлечь внимание, тревожность, нарушения стиля семейного воспитания).

  • Возникает с 3 месяцев в любой неприятной для ребенка ситуации, когда ребенок уже сам может палец в рот себе положить.
  • Возникает с 5-6 месяцев, когда усиливается влияние психологических факторов.
  • Возникает, когда происходит резкое ограничение соски до 1,5-2 лет.

Основные психологические факторы:

  • Нежеланный ребенок, что проявляется отсутствием ласки и нежности со стороны матери.
  • Нежелание матери заботиться о ребенке, когда малыша передают на воспитание в детский дом, приемным родителям, няням.
  • Когда матери нет рядом длительное время. Сосание пальца для ребенка здесь – это способ успокоения.
  • Частые конфликты между родителями.
  • Алкоголизм и другие формы зависимости у родителей.
  • Когда ребенок предоставлен сам себе.

Если ребенок держит палец во рту – значит, он чувствует внутренний дискомфорт.

Специалисты советуют предпринять следующие шаги:

Прежде всего, нужно понять причину сосания пальца, т.е. что стоит за этим. Ребенок может этим компенсировать недостаточный контакт с мамой, ему еще плохо без мамы, его эмоциональное состояние здесь нестабильно.

  • Придумайте, что можно предложить ребенку взамен этой вредной привычке, доставляющей удовольствие. Уложив ребенка в кроватку, можно рассказать какую-нибудь сказку, но обязательно с хорошим концом. А затем напомнить ему о всех его хороших поступках. Это поможет ему стать таким, каким вы хотите его видеть. Затем скажите, что пора спать, пожелайте спокойной ночи, попробуйте включить тихую музыку. Например, «Колыбельная» Брамса, «Лунный свет» Дебюсси, «Аве Мария» Шуберта обладают успокаивающим действием. Можно, например, читать книжки на ночь, если ребенок большой, при этом книгу в руках будет держать сам ребенок.
  • Установить эмоциональный и доверительный контакт с ребенком. Если вам приходиться ненадолго расстаться, поцелуйте по очереди все его пальчики и попросите сохранить поцелуй до встречи.
  • Позаботиться о своевременном успокоении, если он волнуется, и снятии беспокойства.
  • Разумно использовать соску в раннем возрасте.
  • Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка. Использовать при общении с малышом подвижные и эмоционально насыщенные игры.

Что НЕ НУЖНО делать?

  • Не надо пугать ребенка страшными историями про мальчиков и девочек. Например, одна мама пугала, что в животике у ребенка заведутся червяки.
  • Не нужно слишком ограничивать действия и проявления ребенка.
  • Не нужно устраивать скандал, кричать на ребенка по поводу его вредной привычки – тем самым вы вгоняете его еще в большее беспокойство.
  • Не намазывайте палец ребенка горчицей, зеленкой или чем-то иным горьким, кислым.
  • Не пытайтесь при каждом случае строго запретить ребенку сосать палец.
  • Не отбирайте резко соску в раннем возрасте (например, в 1-1,5 года, когда ребенок уже подрастет).

Вредная привычка грызть ногти

Грызение ногтей, так же как и сосание пальца, является инфантильным поведением, то есть частичным возращением ребенка на более раннюю стадию своего развития. Чаще всего оно встречается в старшем дошкольном возрасте. Грызя ногти, малыш может давать выход агрессии, снимать напряжение, раздраженность, переполняющие его чувства и просто получать удовольствие от этого процесса. Эта привычка обычно формируется очень быстро и приобретает непроизвольный характер, поэтому с ней сложно бороться. Вообще, любая патологическая привычка ребенка для родителей должна быть сигналом (как красная лампочка загорается), что ребенку плохо. Первая реакция у большинства – «нельзя», «запретить». Но здесь нужно сделать иное.

Что делать родителям?

  • Если грызение ногтей связано с вымещением агрессии, научить ребенка адекватным способам выражения своей агрессии: пинать ногами подушку, кулаками стучать в стенку, кричать, использовать музыкальные инструменты, коробочки - кричалки, надувать мыльные пузыри, потопать ногами, надувать шарики, порвать бумагу, попрыгать.
  • Позволяйте ребенку выражать свой гнев, выкидывать его наружу.
  • Отказаться от упреков и наказаний за грызение ногтей. Не концентрируйте внимание ребенка на его привычке. Не ругайте кроху и не пытайтесь бороться с вредной привычкой напрямую.
  • Найти причины, по которым возникла эта вредная привычка
  • Переключайте и отвлекайте внимание ребенка во время грызения ногтей на другие занятия. Придумайте для него различные способы релаксации и снятия напряжения;

Что НЕ НУЖНО делать?

  • Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
  • Нельзя говорить ребенку про грызение ногтей
  • Нельзя запрещать грызть ногти. Почему? Потому что так он успокаивается, снимает напряжение. Нельзя проявлять непоследовательность в воспитании ребенка. Т.е. то наказывать его, то жалеть.
  • Нельзя сдерживать агрессию и гнев внутри ребенка.
  • Не будьте слишком требовательны к ребенку.

В большинстве случаев, чтобы побороть вредную привычку ребенка, достаточно уделять малышу чуть больше внимания и формировать у него уверенность в собственных силах.

Вредная привычка - привычка кусаться

Кусание – это атавизм, врожденная реакция, свойственная всем детям. Поэтому родителям и воспитателям потребуется время, внимание и огромное терпение, чтобы ребенок изжил то, что заложено в него природой.

Причины: это происходит, когда ребенок:

  • Находится в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта (например, ему жарко или он голоден);
  • Защищает свою игрушку или оберегает свою (по его разумению) территорию;
  • Хочет что-то получить и не знает, как это сделать по-другому;
  • Еще не умеет сочувствовать другим людям;
  • Пытается привлечь к себе внимание, которого ему не хватает;
  • Подвергается строгому (физически) наказанию родителями.
  • Испытывает гиперопеку («чрезмерное давление любовью») со стороны взрослых;
  • В семье рождается второй ребёнок.

Специалисты предлагают следующие инструкции по искоренению

  • Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.
  • Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между вашими нежными укусами и своими.
  • Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет. Например, вежливо попросить словами или рукой. Научите драчуна договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если ребенок кусается, очевидно, такое поведение в семье ненаказуемо или, несмотря на осуждение, приносит ему желаемый результат.
  • Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.
  • Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
  • Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно. Когда ребенок случайно сделал вам больно, обязательно скажите ему об этом.
  • Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
  • Взрослым необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок начинает кусаться, и, по возможности, предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.
  • Не спускайте глаз во время игры с тех детей, которые склонны кусаться и драться. Если вы видите, что малыш приближается к другому ребёнку с ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложите ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что «'кусаться нельзя!»

Ребенок дошкольного возраста обычно не хочет отказываться от своих привычек и сопротивляется попыткам родителей устранить их. Поэтому взрослым необходимо проявлять внимание и терпение.

Вредная привычка - мастурбация в детском возрасте

Родители, которые «застукали» своего ребенка за мастурбацией, часто пугаются и не знают, как правильно на это реагировать. В первую очередь, давайте разберемся в причинах этого явления.

- К категории физиологических причин можно отнести неудобную и слишком тесную одежду, раздражение, опрелости, слишком тщательное соблюдение гигиенических норм, заболевания половых органов и нервной системы.

- К психологическим причинам относится любопытство, исследовательский интерес, стресс, проблемы в семье, недостаток внимания, большое количество запретов.

Ранняя детская мастурбация не связана с фиксацией на сексуальном поведении. Она возникает в результате интереса ребенка к собственному телу. До 3 лет мастурбация является для малыша одним из способов снять накопившуюся энергию. Маленький ребенок активно и много двигается, его тело находится в напряжении, значительная часть энергии скапливается в интимных местах. Рано или поздно кроха понимает, что с помощью прикосновений к ним можно дать выход этой энергии.

Не ругайте малыша и старайтесь не акцентировать внимания на его действиях, но обязательно объясните, что гениталии – это интимное место и прикасаться к ним можно, только когда ребенок наедине с собой. Помогите ребенку найти более походящий способ снять напряжение (различные виды физической активности, подвижные игры и так далее).

С 3 до 5 лет мастурбация может быть более осознанной. Вероятнее всего, подобные действия связаны с интересом к собственному телу и половой идентификацией. Кроме того это тот возраст, когда ребенку приходится сталкиваться с ревностью по отношению к своим родителям, отвержением и запретами (малыш понимает, что он вне родительской пары). Будьте терпеливыми и признавайте право ребенка на чувства, не замалчивайте возникающие проблемы в семье, а обсуждайте их с малышом. Если Вы застали ребенка за онанизмом, возможно, он просто забыл, что в данный момент не один, и не отдает себе отчет о происходящем. Просто напомните крохе: «Твоя рука сейчас в интимном месте».

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети начинают заниматься мастурбацией осознанно с целью получения удовольствия (не сексуального характера). Психологи не считают это патологией (как и отсутствие мастурбации). Важно открыто поговорить с ребенком, какое отношение к этому процессу именно в вашей семье. Если Вы считаете, что такое поведение с моральной точки зрения недопустимо, скажите об этом прямо, но не запугивайте малыша. Если Вы относитесь к этому, как к естественному процессу, постарайтесь доступно объяснить ребенку свою позицию. Обязательно сделайте акцент на том, что мастурбация является интимным поведением, поэтому нельзя заниматься этим в присутствии кого бы то ни было. Если после Ваших бесед ребенок старше 5 лет продолжает совершать эти действия открыто, стоит обратиться за консультацией к психологу, так как это может говорить о проблемах психического развития малыша. Наказания за мастурбацию приводят к снижению самооценки, формированию чувства вины, а также различным комплексам.

Выводы

Вредные привычки, наличие которых обычно сильно беспокоит родителей, появляются у детей не на пустом месте. Для ребенка сосание пальца, грызение ногтей и другие патологические привычки - это способ снятия эмоционального напряжения, возможность справиться с тревогой и различными переживаниями. Концентрирование внимания малыша на его навязчивых действиях и прямые запреты только способствует закреплению привычки. Кроха начинает видеть в этом средство привлечения внимания.

Ребенок не игрушка! Нельзя по мановению волшебной палочки вложить в него собственные мысли, чувства, взгляды. Вместо «доброго и вечного» можно посеять страхи, неврозы, агрессию. Нельзя убрать внешние проявления проблемы, не ликвидировав ее причины. Родителям детей с вредными привычками необходимо с терпением и бережностью относиться к своему ребенку и постараться помочь ему справиться со своими внутренними переживаниями.

Список использованной литературы:

1.Змановский Ю. Ф. «К здоровью без лекарств»

2. Карепанова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

3. КудрявцеваВ. Г., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления»

4. Стеркина Р. Б., Князева О. Л., Авдеева Н. Н. «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста»

0
Семинар-практикум для педагогов «Использование зд...
Конспект занятия по познавательно – исследовательс...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
01.02.2023

В блогах

Родительское собрание в старшей группе с детьми ОВЗ на начало учебного года.

Sample Image

  Составила: Марина Борисовна Зубцова- воспитатель высшей категории МБДОУ Детский сад № 450 « Сибирская сказка», г.Новосибирск. Тема: Направления в развитии и...

Игры Поволжья

Подготовительная к школе группаРазвлечение совместно с родителямиТЕМА « Игры Поволжья» (физическое развитие)Цель: Популяризация народных игр среди дошкольников и их родителей.Приоритетная...

Гулливер в стране лилипутов. (Дж. Свифт, худ. В. Шевченко)

Sample Image

  Интерактивная 3D книга, для детей, в картинках, с эффектом перелистывания страниц Гулливер в стране лилипутов. (Дж. Свифт, худ. В. Шевченко) http://ru.calameo.com/read/0040716190ac3e8563562      

Новое на сайте

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди, чтобы ей угодить! Проходит время, сменяют друг друга эпохи, меняются её эталоны. Но некоторые вещи...

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар»

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие. Проблема: У детей недостаточно знаний о профессии повара; нет представлений о профессиональных навыках, необходимых...

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий спортивного развлечения по ПДД «Знатоки правил дорожного движения» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Продолжать закреплять знания правил дорожного движения у дошкольников в целях воспитание безопасного образа жизни. Задачи: - Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном...

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования»

Методическая разработка «Коррекция и развитие мелкой моторики в процессе рисования» Упражнения с карандашами: учат напрягать и расслаблять мышцы; развивает умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое; развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы...