Блог о дошкольном образовании

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей и дидактические игры"

Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.

Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, неваляшки, разборные шары, вкладыши, пирамидки, матрёшки и многое другое. Детей привлекает красочность этих игрушек, забавность действия с ними. Играя, ребёнок приобретает умения действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями. И всё это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах увлекательных и доступных ребёнку.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связи между предметами и явлениями позволяет игра. Игра это потребность растущего организма. В игре развивается физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Игра укрепляет коллективные эмоции, коллективные переживания.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действием и правилами, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя (родителя).

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Играя, ребёнок приобретает умение складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, лото) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация), и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок и кубиков, и описание по картинке.

В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов, как память, усидчивость, даёт простор для проявления самостоятельности. А так же дидактические игры и занятия необходимы для умственного развития маленьких детей. Учёные отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В раннем возрасте ребёнок постигает действительность посредством чувственного восприятия и ощущения в ходе действий с предметами. В процессе специально организованной деятельности он учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы. Воспитатель (родитель) формирует у детей представления о сенсорных эталонах и способах обследования предметов.

Во время занятий у ребёнка воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит воспитатель (родитель).

Дидактические игры в одних случаях выступают своеобразной формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий; в других – дидактические игры широко используются в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель (родитель) в одно время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.

В руководстве дидактическими играми следует выделить три этапа: подготовка игры, её проведение, анализ результатов. Воспитатель предварительно должен изучить, осмыслить весь ход игры, её правила, методы руководства и свою роль. Если тщательно подготовиться к игре, то само её проведение не вызовет у него затруднений. Мера участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи и игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия воспитанников советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а так же допущенных ошибок, что не получилось и почему. Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и её ход.

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю (родителю) воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра хороша ещё и тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается, радоваться успехам товарищей.

Дидактические игры и занятия имеют определённое значение и в нравственном воспитании детей. У них постепенно развивается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привлекает к совместной деятельности другого ребёнка: вместе посмотреть игрушку, картинку, вместе ходить, танцевать, петь и т.д. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.

0
"Путешествие на машине времени"
  Святки
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.01.2021

В блогах

Скоро в школу

Ребенок без пяти минут первоклашка? Не будем повторять буквы или счет — лучше поиграем! Сюжетно-ролевая игра — самое полез­ное занятие для...

Паспорт экологической тропы "В гостях у Топтыжки"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Жаворонок» города Абакана       Паспорт экологической тропы «В гостях у Топтыжки»   Средняя группа компенсирующей направленности «Умка»                         Оглавление Основные характеристики экологической тропы……………………………3 Формы...

Консультация для родителей "Наказание ребенка"

  Иногда нам приходится наблюдать, как за шалости или провинности родители телесно наказывают ребенка – шлепают по ягодицам или ставят его...

Новое на сайте

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру...

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода»

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «День освобождения Конзавода» Цель: расширение знаний детей о подвигах земляков в Великую Отечественную войну и в мирное время. Программные задачи: - закреплять знания о боевом прошлом родного края, великих подвигах земляков, известных всей...

«Пальчиками играем-речь развиваем»

«Пальчиками играем-речь развиваем»

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ

Социально–коммуникативное развитие детей раннего возраста через создания эмоционально развивающей среды в группе ДОУ Каждый ребенок нуждается в полноценном развитии детей. В соответствии с ФГОС ДО социально – коммуникативное развитие является одним из пяти важнейших направлений воспитательно-образовательной работы...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог