Консультация для педагогов: «Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса у дошкольников.»

Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей. Уникальным средством, обеспечивающим сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, позволяющим формировать познавательный интерес, реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию, является проектная деятельность в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

            Познавательный интерес является одной из важнейших областей интереса, как процесса. Он ориентирован на свойство, присущее только человеку: узнавать мир, общество, находящееся вокруг него,  желание  ощутить его многообразие, отображать в сознании причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Именно в процессе ознакомления, изучения окружающего мира, определения собственного отношения к нему  формируется у человека свое видение, мировоззрение, мироощущение.

            Особенностью познавательного интереса считается его умение обогащать и активизировать процесс как познавательной, так и любой другой деятельности человека, так как познание лежит в основе каждой из видов деятельности. Какой бы вид деятельности человека не взять, каждый из них содержит в себе познавательное начало, процессы творческого поиска, способствующие значительному улучшению действительности. Познавательный интерес привносит в деятельность человека творчество, эффективность, значимость. Познавательный интерес, зарождаясь и укрепляясь на самых ранних этапах развития, продолжает логику своего развития далеко за пределами детского возраста. Важным для этого процесса является дошкольное детство, так как именно данный период возрастного развития в связи с формирующейся познавательной активностью обеспечивает существенный вклад в формирование основ мироощущения, мировосприятия  ребенка, фундамента многих личностных качеств, а, следовательно, и познавательного интереса.

            Ребенок в дошкольном возрасте уже проявляет готовность к  выбору содержания и вида деятельности, стремиться к самостоятельному поиску решения поставленных перед ним задач. Познавательная активность выражается в инициативности, любознательности к окружающему миру, позволяет дошкольнику обрести определенный индивидуальный опыт познавательной деятельности. Установлено, что к этому возрасту значительно возрастают активность и инициатива ребенка. Старший дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности ребенка, которая выражается в форме активной поисковой, исследовательской деятельности, направленной на обнаружение неизведанного. Поэтому ребенок чаще начинает задавать вопросы: «Почему?, Зачем?, Как?». В этом возрасте наступают моменты, когда ребенок переходит от вопросов к самостоятельному поиску ответов, использую при этом свой не очень богатый опыт. На данном этапе развития дошкольник способен провести и простейший «эксперимент». К характерной отличительной черте данного возраста можно отнести способность дошкольника внимательном рассматривать, изучать предметы и явления окружающего мира, самостоятельно находить интересующую его информацию, обращаясь с вопросами вопросы к взрослому, а также в непосредственном контакте с предметом (подойти, потрогать, попробовать)..

          При условии правильной педагогической и методической организации учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении, где воспитательная деятельность проводится целенаправленно и систематически, познавательный интерес может стать характерной чертой личности ребенка и оказывать огромное влияние на его дальнейшее развитие.

           На сегодняшний день одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Проектная деятельность рассматривается как самостоятельная деятельность ребенка, отвечающая его текущим и перспективным интересам.

         Под проектной деятельностью следует понимать создание педагогом таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или вместе с взрослым приобретать новый практический опыт, добывать его через поиск и эксперимент, анализировать и преобразовывать его.Проектная деятельность обеспечивает активизацию и поддержание интереса дошкольников к разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности – заложенная природой любознательность детей, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в простых ситуациях, получать и анализировать нужную информацию из различных источников, пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями, развивать критическое мышление.

       Проектная деятельность включает в себя:

- выбор заданий для детей в соответствии с формулированной проблемой; 

-планирование детской деятельности в соответствие с поставленной целью; 

-формы организации взаимодействия детей с педагогом и друг с другом;

-результат деятельности, полученный детьми при решении проблемы проекта;

-публичное представление (презентацию) результатов собственных действий и творчества, переживание ситуации успеха за все придуманное и воплощенное вместе с детьми.    

   Классификация проектной деятельности дошкольников  по своему характеру может быть познавательно-исследовательской,¾ игровой и творческой; 

по продолжительности -проекты краткосрочные (от 1 дня и более), среднесрочные( от 1 месяца ) и долгосрочные ( полгода, год ); 

по количеству участников проекты бывают индивидуальные, парные, групповые, фронтальные (коллективные).

        Проектная деятельность, как и любая деятельность, должна быть спланирована.Выделяют следующие этапы проекта:

 1) Погружение в проект - самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе педагог пробуждает в детях интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта.

 2) Организация деятельности - на этом этапе организуется деятельность детей, которая контролируется педагогом.

 3) Осуществление деятельности - после того как спланирована работа, пора действовать. На этом этапе проходит совместная и самостоятельная деятельность детей.

 4) Презентация результатов – этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Очень важно, чтобы каждое дело было завершенным, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно. Ощущение законченности появляется на презентации.

          Одним из самых сложных моментов в проектной деятельности для педагога – это выделить и сформулировать проблему для воспитанников так, чтобы у них появилось желание ее решить, чтобы у них возник стойкий интерес к поиску путей решения, неординарных и творческих. После того, как произойдет погружение в проблему, дети самостоятельно продолжат выполнение своей работы, поиск решения. В этот момент для педагога главное – поддержать инициативу и активность ребенка, ненавязчиво направить действия дошкольника в нужное русло, позволяя проявлять самостоятельность. Если в проектной деятельности школьников больший упор делается на исследовательскую активность учащихся, то проектная деятельность дошкольников более разнообразная и вариативна. Именно проектная деятельность дошкольника допускает элементы выдумки, фантазии, поощряется творчество. Здесь как раз желателен и даже настоятельно рекомендован игровой контекст с учетом возраста и опыта детей и в соответствии с ведущим видом деятельности. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, итогом которого творческие работы. Это эффективный инструмент развития познавательного интереса. Основанный на личностноориентированном подходе к обучению и воспитанию, формирует и развивает познавательный интерес к различным областям знаний, воспитывает навыки общения и сотрудничества. Проектная деятельность открывает возможности каждому ребенку обогатить свой собственный жизненный опыт, учитывает детские потребности и интересы, развивает самостоятельность, творческое мышление. Именно проектная деятельность не позволяет педагогический процесс зацикливать только на образовательном учреждении, а выводит его из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

        Педагогу  необходимо рассмотреть  и способы привлечения родителей к участию в образовательной деятельности, совместных мероприятиях, развивающих познавательный интерес детей, и познакомить родителей с методом проекта, заинтересовать взрослых, показать возможности данного средства для развития дошкольника.

 Список используемой литературы:

  1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008.
  3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
  4. Сырова И.А., Чеховских О.Г. Проектная и исследовательская деятельность в дошкольном образовательном учреждении: от идеи к реализации: Сборник методических материалов. – Самара: Изд – во СФМГПУ.-2009.-72с.
  1. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
  2. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
  3. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5, №6 2009
  4. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
0
Сценарий открытия детского сада
Конспект по познавательному развитию в ДОО " Мама...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2020

В блогах

Тема: «Здоровый образ жизни»

Туристическая прогулка «На тропе здоровья» Цель: формирование представлений детей о необходимости занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья, приобщение к здоровому...

Роль сказки

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный...

Праздник " осень на пороге"

Ведущий:          Ой, куда же мы попали? Нынче осень в нашем зале: Пожелтевшие листочки, Под кустом растут грибочки. Так красиво в нашем зале. Всех на праздник мы позвали. Дети...

Новое на сайте

Проект «На пороге школы»

Проект «На пороге школы»   Полную версию работы можно скачать здесь.

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества»

Сценарий «Праздничное путешествие на День Защитника Отечества» (Для детей 5 – 7 лет) Цель: Расширение представлений детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; создание праздничного настроения у детей и взрослых. Задачи: 1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине. 2. Формировать...

ООД в старшей группе по БДД

ООД в старшей группе по БДД Цель. Продолжать формировать представления детей о правилах дорожного движения на дорогах нашего города. Предварительная работа. – Беседы, экскурсии к дороге, изготовление светофора из бросового материала, рассматривание дорожных знаков. Материал. – Дорожные знаки...

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки»

Интегрированное открытое занятие «В гостях у хозяюшки» Герои: Хозяюшка, внук, Коза, козленок, Курица, 2 цыпленка. Гости в зале, детей нет. Звучит музыка «Утро в деревне» или «Петушок, погромче пой». Выходит Хозяюшка. Хозяюшка: (поет) Утром только зорька над землей встает, Звонко...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог