Консультация для педагогов ДОУ "Особенности развивающих игр"

Особенности развивающих игр.

Развивающие игры, которые при всём своём разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора – механика и т.д.
  2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или в устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапозон трудностей: иногда от доступных 2х – 3х – летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут привлекать интерес в течение многих лет (до взрослости).
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е., развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
  6. Нельзя поэтому объяснять ребёнку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Ребёнок должен сам найти решение, осуществляя его практически, ребёнок учится всё брать сам из реальной действительности.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребёнок решил задачу. Если он не смог этого сделать с первого раза, возможно, он ещё не дорос, не созрел и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  8. Решение задачи видится ребёнку не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е., в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  9. Большинство развивающих игр предполагают не только те задания, которые описаны в руководстве к игре, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е., заниматься творческой деятельностью.
  10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идёт наиболее успешно.

В развивающих играх – в этом и заключается их главная особенность – удаётся объединять один из основных принципов обучения от «простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности «самостоятельно», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Этот союз позволяет разрешать в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

- развивающие игры могут дать «толчок» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно;

- развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- играя, в эти игры со своими детьми, папы и мамы незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать малышу, самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Эти особенности соответствуют всем пяти основным условиям развития способностей!

Именно благодаря этому, развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации уже имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

К развивающим играм относятся:

«Логические блоки Дьениша», «Палочки Кюизенера», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Кирпичики», «Кубики для всех» - Б.П. Никитина «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Пифагор», «Весёлый квадрат» и др. игры В.В.Воскобовича и т.д.

                         

0
Конспект занятия по лепке в группе раннего возраст...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
30.05.2020

Комментарии

Педагогика
27 мая 2020
И мне плиз ответы
ТРИЗ – игры для дошкольников (материал для педагогов)
27 мая 2020
Спасибо за вашу работу. Только начинаю ТРИЗить.
Мастер-класс с родителями
26 мая 2020
Интересный мастер-класс для родителей!Возьму на заметку.

В блогах

Конспект интегрированого занятия в средней группе   «Путешествие в волшебный лес» 

Конспект интегрированого занятия в средней группе   «Путешествие в волшебный лес»  Интеграция образовательных областей:  Познание, коммуникация  Программное содержание:  - расширение представлений о весне;  -воспитание бережного отношения к природе, умения...

«Скоро в школу мы пойдём»»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Задачи: 1.Знакомство детей со школой и профессией учителя; 2.Создание предметно-развивающей среды для...

Сценка для праздника "8 Марта"

Сценка для праздника 8 марта Действующие лица: Роль исполняет взрослый: Ведущий Роли исполняют дети: Таня Мама Бабушка  В центре зала или...

Новое на сайте

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

Методическое пособие «Волшебный зонтик»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы

Обучение дошкольников элементам игры в шахматы «Шахматы – это по форме игра, по созерцанию – искусство, а по трудности овладения - наука… Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка». Тигран Петросян. Действительно, шахматы с...

Авторская сказка о правилах дорожного движения «О зайчонке»

Авторская сказка о правилах дорожного движения «О зайчонке» В лесу на сказочной опушке Живут веселые зверушки, Смеются, бегают, играют, Науки в школе изучают.   А мудрый ворон, их учитель Твердит им: «Правила учите! Вам в жизни могут пригодиться, Но только нужно не лениться».   Все звери...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог