Сайт для воспитателей детских садов




Автор Сорокина Светлана Борисовна пока ничего не указал(а) о себе ...

Консультация для педагогов «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ, ПРИМЕРЫ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Технология – греч.слово – означает «мастерство, искусство» и «закон науки» - это наука о мастерстве.

Существуют разные виды технологий: образовательные технологии и педагогические технологии. В чем их отличие?

Образовательная технология (технология в сфере образования) - это совокупность научно и практически обоснованных методов и инструментов для достижения желаемого результата в любой области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким, чем "педагогическая технология" (для педагогических процессов, ибо образование включает, кроме педагогических, еще разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Понятие "педагогическая технология" относится (что очевидно) ко всем разделам педагогики.

На данный момент существует несколько определений пед. технологии, мы выберем на сегодня самую развёрнутую:

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной) и технологией сотрудничества.

Условия, необходимые для овладения и реализации технологий:

  • понимание педагогом идеологии технологии, (что это? Для кого? Как мне комфортно с этим работать?)
  • технологическая компетентность педагога.

Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.

Примеры использования педагогических технологий в детском саду:

 

  1. Здоровьесберегающие педагогические технологии

применяются в различных видах деятельности дошкольников и подразделяются на:

  • технологии сохранения и стимулирования здоровья; 
  • технологии обучения ЗОЖ;                                                                    
  • коррекционные технологии.

- Давайте вспомним, какие формы организации здоровьесберегающей работы вы применяете в своей педагогической деятельности? (Ответы педагогов)

- Хочу представить Вашему вниманию, те технологии, которые, возможно, будут новыми для Вас.

 

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 

Технологии Н. Ф. Базарного:

Технология – «режим динамических поз», или вертикализация позы – т.е. смена позы детей. Дети находятся на ковриках, поддержания физической, психической активности умственной сферы. Способствует физическому развитию, улучшает обмен веществ, иммунную систему, ростовые размеры, идет развитие координации всех органов:

  • зрительно-ручной моторики;
  • телесно – координаторной;
  • психоэмоциональной сферы;

 

Массаж ладоней массажными шариками по методу Су – Джок терапии.


Метод Су-Джока – автор южно-корейский профессор Пак Чже Ву.

Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Су – это кисть, Джок – стопа. Большие пальцы рук и ног изображают голову. 2-й и 5-й пальцы - руки, 3-4 – проекция ног.

Достоинства терапии Су-Джок.

  • Высокая эффективность. Эффект часто наступает через несколько минут.
  • Абсолютная безопасность при применении стимуляции точек соответствия приводит к излечению. Неправильное применение никогда не приносит вред человеку.
  • Универсальность – можно лечить любую часть тела, любой орган любой сустав.

Кончики пальцев и ладони необходимо массировать до стойкого ощущения тепла – это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм.

Пример: Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, от хвоста и к голове (катать вперед - назад)

Долго зайцы так скакали (прыгать по ладони шаром),

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку)

Мимо змеики проползали (вести по ладошке),

«С добрым утром!»- им сказали»,

Стала гладить и ласкать,

Всех зайчат зайчиха мать (Гладить шаром каждый палец)


А сейчас позвольте познакомить вас с ещё одним методом кинезиология.

  Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определённые двигательные упражнения. Основоположниками кинезиологии являются  американские педагоги-психологи, доктора наук Пол и Гейл Деннисоны. Научно доказана очень высокая эффективность этого метода при работе с детьми с нарушениями речи и низкой познавательной активностью.

 Упражнение с педагогами:

«Кулак-ребро-ладонь»

«Кулак-ребро-ладонь» - четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх, 

Ладошки вниз, 

А теперь их на бочок- 

И зажали в кулачок.

Технологии обучения здоровому образу жизни

-Утренняя гимнастика

- Серия занятий «Азбука здоровья». 

- Самомассаж 

Коррекционные технологии

  • Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Начинать надо с упражнений для губ.
  • Музыкотерапия. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия эффективна с детьми в дошкольном и младшем школьном возрасте, она используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказка позитивно настраивает детей на рабочий лад с первых минут занятия. Сказка помогает усвоить моральные нормы через отождествление себя с положительным героем, а придуманная ребенком сказка, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

 

  1. Использование технологии мнемотехника

в образовательном процессе ДОУ

 

"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

К.Д.Ушинский

МНЕМОТЕХНИКА - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи   системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.

Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий. Рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас.   В работе можно использовать мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация).     На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для   пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек   можно знакомить детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.

Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях по математике, ИЗО.

Например:

Упражнение «Чтение письма по рисунку» - дети получают письмо -схему, которое они должны расшифровать. («Письмо весне»)

Игры:  «Цепочка слов»,  «Кто больше запомнит слов» «10 слов» и т.п.

Примеры - картинки

  1. Личностно-ориентированные технологии обучения

Особое место в личностно-ориентированном обучении отводится интерактивным технологиям.

Интерактивные методы позволяют учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы детей.

  1. «Микрофон». В рамках согласованной помощи воспитатель активизирует слабоактивных воспитанников в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.
  2. «Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья были расставлены в форме большого круга. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Воспитатель излагает проблему, которую следует решить. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга» излагает свой проект решения. Это решение может быть зафиксировано на доске (или ватмане).
  3. Работа в парах. Двое делаю одно дело или принимают общее решение. Работа в парах с делегированием – дети сообща решают, кто выступит с принятым совместно решением.
  4. Незаконченное предложение - первый начинает, затем по цепочке развивается сюжет.
  5. Броуновское движение – движение участников по всему пространству с целью сбора информации по предложенной теме.(н/р: Найди предметы круглой формы)
  6. Дерево решений – дети делятся на группы, обсуждают вопрос, делают свои рисунки, затем меняются местами и дорисовывают у соседей свои идеи.

 

  1. Технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания

 

Индивидуализация обучения – это: организация учебно-познавательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей;

 

 

 

  1. Технология развивающего обучения

 

 Термин «развитие» понимается как целостное развитие каждого ребенка, что предполагает максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие его способностей, ин­тересов и склонностей, формирование культурной, высоконрав­ственной, творчески активной личности.

Традиционное обучение сначала дает детям образец, а затем мотивирует его воспроизведение. Развивающее обучение не дает готовых образцов. Оно способствует возникновению потребно­сти у ребенка в новом понятии или способе действия, организу­ет, направляет и поддерживает собственную деятельность детей по овладению знанием, организовывает самостоятельную фор­мулировку детьми своего «открытия». (использовать Приложение)

 

  1. Технология ТРИЗ

Чтобы детям быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание используется ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – технология Генриха Сауловича Альтшуллера.

Цель техно­логии ТРИЗ – развитие у детей с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, нестандартность, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Главное – не просто развивать фан­тазию, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инстру­мент по становлению у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои проблемы. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».

Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального эффекта. 

Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять проти­воречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

На­пример, давая детям знания о свойствах дерева, воспита­тель может начать с вопроса: «Что было бы, если на Земле не было бы деревьев?» Дети предлагают варианты своих суждений.

Затем спросить: «Чем же полезно дерево?» Опять спектр ответов, в которых могут повторяться, но вместе с тем раскрываться и новые свойства и качества деревьев. Це­почка вопросов продолжается: «Если дерево так полезно, если из него можно сделать столько вещей, зачем человек научился добывать металл, изобрел пластмассу? Какие свой­ства дерева не нравились человеку?

Чем дерево неудобно? Зачем люди выращивают лес и создают парки? Качества всех деревьев одинаковые или отличаются? Чем могут от­личаться деревья? Какие предметы из дерева можно на­звать?» Затем проводятся опыты, во время которых выяс­няются свойства дерева: тонет или не тонет в воде; горит – не горит; пропускает воду или нет; окрашивается или нет и др.

Таким образом, занятия проводятся как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования дерева как вещества и дают понять, что де­рево можно заменять другими материалами, которые ис­пользуются при изготовлении посуды, мебели.

 

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

– Как уберечь продукты от мышей?

– Как не намокнуть под дождем?

– Как мышам достать сыр из-под носа кота?

– Как выгнать лису из зайкиной избушки?

– Как потушить пожар, если в доме нет воды?

– Как не дать медведю залезть на теремок и развалить его?

– Как оставить кусочек лета в зиму?

– Чем можно рисовать на асфальте?

– Надо размешать сахар в стакане с горячим чаем, когда ложечки нет. Что делать?

– Как проникнуть в комнату, не открывая дверей?

– Как достать сосульку с крыши?

– Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?

Напомним правила мозгового штурма:

  • исключение всякой критики;
  • поощрение самых невероятных идей;
  • большое количество ответов, предложений;
  • чужие идеи можно улучшать.

 

  1. Технология саморазвития по М. Монтессори

Единственный, кто понимает ребенка, – это другой ребенок.

М. Монтессори

Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей обучения – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Такой обыденный бытовой пример, который хорошо иллюстрирует этот принцип: за обедом ребенок сообщает, что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

  • попросить подать ему ложку. Тем самым, учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;
  • обратиться за помощью к другому. Тем самым, учась находить партнера для решения своей проблемы;
  • попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: «Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета».

 

ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ И ИНТЕНСИФИКАЦИИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

 

К технологиям активизации и интенсификации познавательной деятельности детей относятся:

– технология проблемно-задачного обучения (задачная технология),

– проблемно-развивающая технология обучения (технология проблемного обучения),

– игровые технологии обучения,

– технология обучения детей исследовательской деятельности.

 

  1. Технология проблемно-задачного обучения

 

Технология проблемно-задачного обучения или задачная технология обучения предполагает применение проблемно-заданного подхода на основе использования сис­темы познавательных и практических задач, проблемных во­просов, ситуаций.

Виды ситуационных задач:

– ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное);

– ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;

– ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей, что, кстати, часто встречается на практике;

– ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучае­мых своей парадоксальностью и необычностью;

– ситуация-предложение, когда педагог высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идее, что вовлекает детей в активный поиск;

– ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоя­тельность какой-либо идеи, какого-либо решения;

– ситуация-несоответствие, когда она не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления, и многие другие.

ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация с детьми занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблем­ных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разре­шению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?

Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия.

 

  1. Игровые технологии обучения

 

Характерные особенности педагогической игры

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вер­бицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностя­ми альтернативных решений, предполагаемых результатов, крите­риями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

  1. Технология исследовательского обучения

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для осуществления исследовательской деятельности реко­мендуется следующий алгоритм действий (Савенков А. И.).

Шаг 1. Актуализация проблемы – выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить.

Шаг 2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием.

Шаг 3. Определение цели исследования (нахождение отве­та на вопрос о том, зачем проводится исследование). Пример­ные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные фор­мулировки целей проектов обычно начинаются словами «раз­работать», «создать», «выполнить».

Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).

Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Ги­потеза – это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?».

Шаг 7. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, прове­рить гипотезы, сделать выводы.

Шаг 8. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия (соотнесение собственных выводов с получен­ными выводами, с процессом проведения исследования, с существующими ранее знаниями и данными).

Шаг 9. Указать возможные пути дальнейшего изучения про­блемы.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возрас­та типы исследования .

  1. Опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений.
  • Состояние и превращение вещества.
  • Движение   воздуха, воды.
  • Свойства почвы и минералов.
  • Условия жизни растений.
  1. Коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых отношений.
  • Виды растений.
  • Виды животных.
  • Виды строительных сооружений.
  • Виды транспорта.
  • Виды профессий.
  1. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира).
  • Стороны света.
  • Рельефы местности.
  • Природные    ландшафты и их обитатели.
  • Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4.Путешествие по «реке времени» – освоение временных от­ношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

  • Прошлое и настоящее    человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет – пирамиды).
  • История  жилища и благоустройства.

 

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

  1. Проектная технология

Проект – способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Как педагогическая технология проектная технология направлена:

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Типы проектов:

  1. Игровые:

— «Игра-путешествие в подводное царство»;

— сюжетно-ролевая игра «Театр»;

— игра «Строим город будущего»;

— «Путешествие в древний мир»;

— «Строим сказочный снежный городок».

  1. Творческие:

— осенний (весенний, зимний) вернисаж;

— музыкальная сказка (по выбору);

— настольный театр (придумывание сказки, изготовление персонажей, декораций и показ спектакля малышам и родителям);

— «Веселая ярмарка»;

— создание фильмотеки рисованных диафильмов;

— фестиваль искусств «Весенняя капель».

Познавательные:

— журнал «Почемучка».

  1. Исследовательские: дети экспериментируют, а за­тем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

Структура исследовательского проекта на примере проекта «Путешествие почухломскому озеру». Постановка целей. 1й день: беседа с детьми, вопросы, определениеинтересных мест, организация подготовки. 2й день:целевая экскурсия к Чухломскому озеру. 3й день: обмен впечатлениями, обсуждение того, как оформить и представить результаты путешествия. (Игра «Я расскажу, а вы отгадайте)

  1. Информационные (информационно-практико-ориентированные): цели: собрать информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты. Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.
  2. Приключенческие: структура данных проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая. Взрослый предлагает воспитанникам проблему. Дошкольники проектируют свои действия, ориентируясь на заданные условия, на игровую позицию. Игровая позиция включает как мировоззренческий аспект развития ребенка, так и свойства его личности. Игровые (приключенческие) проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.
  3. Практико-ориентированные: данные проекты отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

По приоритетному виду деятельности:

  • «игровые» – детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
  • «экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
  • «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах;
  • «конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
По характеру контактов в проектной деятельности выделяют:
  • индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним ребенком под руководством педагога,
  • групповой проект выполняется несколькими участниками проектирования, которые являются соавторами,
  • осуществляется внутри одной возрастной группы,
  • в контакте с другой возрастной группой,
  • внутри ДОУ,
  • в контакте с семьей,
  • учреждениями культуры,
  • общественными организациями (открытый проект).

По продолжительности проекты бывают

краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня),

среднесрочный (2-3 занятия),

долгосрочные (от 1 недели до 3 месяцев).

Таким образом, проект – это "пять П": проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация.

Технологии группового обучения (КСО и ГСО)

 

  1. Технология коллективного способа обучения

Коллективная форма обучения означает такую организацию обучения, при которой все участники работают друг с другом в парах и состав пар периодически меняется (общение происходит либо с каждым отдельно, либо по очереди). В итоге получается, что каждый член коллектива работает по очереди с каждым, при этом некоторые из них могут работать индивидуально. Только такая работа отвечает современному понятию коллективной работы.

Можно выделить следующие виды работы в отдельно взятой паре: обсуждение чего-либо, совместное изучение нового материала, обучение друг друга, тренировка, проверка.

На коллективных учебных занятиях в разновозрастных и разноуровневых группах у воспитанников развиваются навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

 

  1. Технология группового обучения

 

Групповая технология – это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности детей является групповая. При групповой форме деятельности группа воспитанников делится на группы для решения конкретных учебно-познавательных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или педагога.

К групповым технологиям в дошкольном образовании можно отнести групповое занятие и дидактические игры. При правильном педагогическом руководстве эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Примерные правила:

- объединяйтесь по группам быстро и тихо;

- принесите необходимые материалы;

- говорите тихо;

- слушайте когда кто-то говорит;

- знайте ваше задание;

- оставайтесь в вашей группе, пока вам не указано делать другую работу.

 

 

 

  1. Технология «ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА»

 

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей.

Существует ряд функций портфолио:

  • диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени),
  • содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
  • рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

 Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.  Вариантов портфолио очень много. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Содержание разделов  заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.  

Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста. Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и до­стижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

 

  1. Технология коллективной творческой деятельности

 

Технология коллективной творческой деятельности, разработанная И.П.Ивановым и известна также как «орлятская педагогика».

Можно говорить о некоторых принципах организации коллективного дела как творческого. Это принципы состязательности, игры, импровизации, которые работают потому, что они опираются на глубокие психологические основания: потребности человека в самоутверждении, самовыражении, общении.

Конкретных же форм КТД великое множество.

Трудовые дела: атака трудовая, десант трудовой, подарок друзьям.

Познавательные дела: вечер – путешествие, город весёлых мастеров, защита фантастических проектов, турнир знатоков.

Художественные дела. Концерт – «молния». Кукольный театр. Литературно-художественные конкурсы.

Спортивные дела: веселая спартакиада, спартакиада народных игр, «Тайна» («Следопыты») и т.д.

Короткова Н.М. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. 2002. №5. С. 42-47.

0
"Царь в гостях у детей" (мартовский праздник)
КОНСПЕКТ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА «ДЕТСКИЕ ОЛИМПИЙСКИ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
24.02.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для старших дошкольников
17 февраля 2019
Хорошо оповещена работа с воспитанниками, есть дидактический материал, цель, ход выполнение задания...
Методики дошкольного образования
16 февраля 2019
Добрый вечер, можно ответы
«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »
14 февраля 2019
Ваша позиция в работе с родителями поможет применить некоторые приёмы и подходы. Спасибо за перспе...
Методики дошкольного образования
12 февраля 2019
Добрый день, а можно ответы на этот тест

В блогах

Цель: развитие логического мышления. Задачи: закреплять навыки порядкового и обратного счета в пределах десяти; развивать образно-пространственное воображение; развивать умение объединять объекты в гр...
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук»        Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры ...
Взаимодействие воспитателя ДОО с родителями воспитанников старшего возраста по формированию у детей  внутренней позиции школьника. (из опыта работы)   Степень готовности к школьному обучению...
В нашей группе стало доброй традицией проведение новогодних выставок совместно с родителями.Так,в канун Нового года,родителям и детям было предложено сделать поделку на тему "Символ года2019".Целью э...

Новое на сайте

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках»

Консультация для родителей «Домашний театр на палочках» Существует множество вариантов различных театров, которые очень нравятся детям и взрослым. На многих сайтах встречаются интересные статьи о театрализованной деятельности и изготовление театра своими руками, так называемый...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по математическим тропкам» Цель занятия: сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога. Задачи: Обучающие: Упражнять в решении логических задач и задач на смекалку; Воспитывать интерес к занятиям...

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Тема: «Природа…

Конспект НОД. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природыТема: «Природа - наш дом» Цель: формирование гармоничных отношений между родителями и детьми в процессе общения и совместной деятельности. Задачи: привлечь родителей к активному участию в...

Конспект НОД. «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы. Тема: «Разные…

Конспект НОД. «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природыТема: «Разные цветы» Цель: Формирование у детей представления о разнообразии цветов, растущих в природе и в дет. саду. Дать представления о том, почему одни цветы могут...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top