Консультации для воспитателей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

«Безопасность детей на дорогах»

 Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждого дошкольного учреждения.

От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения на улице и как применяет их в реальной ситуации на дороге, зависит его здоровье. Об этом должны помнить и педагоги, и родители.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения охватывает все виды деятельности, формы которых различны: организованная образовательная деятельность детей, прогулки и экскурсии, развлечения. Их основная задача – привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать, сформировать соответствующую модель поведения.

Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, автобусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице. Для правильной организации работы с детьми педагогу надо хорошо знать правила движения по улице пешеходов и транспорта, дорожные знаки, требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и на транспорте. В работе с детьми учитывать имеющиеся у них знания и умения, постепенно и последовательно ставить перед ними новые задачи, обогащать, закреплять и систематизировать их представления о правилах движения по улицам и дорогам.

Необходимо использовать совместную деятельность, которая включает в себя игры, упражнения, проблемные ситуации, театрализованные постановки: через настольный, ку­кольный, теневой театры, где дети не только показывают свои знания по данной проблеме, но и передают настроение ге­роев, выражают свое личное отношение к ситуации, которая ра­зыгрывалась в сценарии. Игровой материал, напольные и настольные макеты помогают детям самостоятельно моделировать различные ситуации на дорогах.

В играх дети учатся конструировать машины, различают кабину, двери, окна и т. д., в сюжетных играх типа «Поехали на машине», «Пошли на праздник», «Водители» обращать внимание детей на передвижение в заданном направлении.

В работе с детьми по данной проблеме используются беседы, проводится чтение художественной литературы и инсценировки литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.

В старшем дошкольном возрасте разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в после­довательную и стройную систему представлений. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД.

Организуя викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, дети называют и практически используют имеющиеся знания правил движения по улицам. С детьми также проводятся на территории детского сада целевые прогулки с элементами улицы, с понятиями «проезжая часть дороги», «переход», узнают, что пешеходов и транспорта есть специальные правила движения, которые все обязаны соблюдать. Дети узнают значение сигналов светофора: зеленый свет разрешает проезд по улице и переход через нее, красный запрещает, желтый сообщает о том, сигнал сейчас изменится.

Во время прогулок дети могут ответить на различные вопросы, например: Где едут машины? Из каких частей состоит машина? Какие машины проезжают по улице? Где ходят люди? Можно ли играть на дороге? Почему опасно играть на улице и дороге? И т.д. Вернувшись с прогулки, дети делятся впечатлени­ями. Свои наблюдения они передают впоследствии на занятиях по изобразительной деятельности, рисуют перекресток, машины, регулировщика, светофор, зна­ки, указатели, закрепляют полученные знания в играх.

Таким образом, у детей постепенно накапливается опреде­ленный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. Благодаря проектной деятельности взаимодей­ствие с родителями приобретает качественный характер. С родителями проводятся беседы родителям о порядке перевозки детей в машинах, автобусах, на ве­лосипедах, санках, в колясках в разные времена года, при различной погоде. Не торопиться, не перебегать улицу, не закрываться зонтиком при пере­ходе улицы. Также знакомим родителей с месторасполо­жением детского сада относительно проезжей части дороги, улиц и переулков, указывая на наиболее опасные места.

В родительском уголке необходимо оформить ин­формацию, которая напоминает, что:

  • - нельзя перебегать дорогу перед близко проходящим транс­портом, так как это может повлечь за собой несчастный случай;
  • - следует уступать дорогу движущемуся транспорту, если нет перехода
  • - надо помнить, что водитель и пешеход являются равно­правными участниками движения;
  • - взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварий­ность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происше­ствий;
  • - важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число до­рожно-транспортных происшествий происходит по вине пеше­ходов.
  • - причины ДТП: переход перед близко идущим транспортом, переход в запрещенном месте, невнимательность пешеходов, хождение по проезжей части при наличии тротуара.

И всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых.

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

Физиологические:

Ребенок до 8 лет ещё плохо распознает источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны.

Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребенка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребенок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне, что составляет примерно 1/10 часть поля зрения взрослого человека. Остальные машины слева и с права остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1с. Ребенку требуется для этого 3-4 секунды. Ребенок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребенку требуется до 4 секунд, а взрослому на этого нужно лишь четверть секунды.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Психологические:

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребенок убежден, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как игрушечные).

Разделение игровых и реальных условий происходит у ребенка уже в школе постепенно.

Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина.

Ребенок не осознает ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведет его поступок доля других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается.

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка». Как правило, речь идет о негативных привычках, а вернее об отсутствии положительных. Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания о ППД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребенку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребенка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Первая младшая группа.

Содержание работы:

Знакомить с видами транспорта (автобус, трамвай, грузовик, поезд, легковая машина); учить называть и различать составные части транспорта (руль, колеса, кабина, кузов, двери, окна, вагоны). Дать детям представления о том, для чего нужна грузовая машина («На ней перевозят песок картошку, дрова, капусту») и легковая машина («На ней ездят люди»), что поезд ездит по железной дороге (по рельсам). Знакомить с профессиями людей, управляющих транспортом (машинист, шофер). Дать детям представления о том, что узкая дорожка для людей, широкая дорожка – дорога для транспорта. Знакомить с цветами: красным и зеленым, со светофором. Детям при этом можно пояснить, что красный и зеленый цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зеленый разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный-зеленый» пояснять детям, что если показываем красный кружок – надо стоять, а если зеленый – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зеленый сигнал светофора.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ.литературы: А.Барто «Грузовик». Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля «Уважайте светофор». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Машины едут», «Бегите ко мне», «Поезд», «Воробушки и автомобили».

Дидактические игры:

«Собери машину» (из 4-х частей), «Поставь машину в гараж», «Светофор», «Найди свой цвет» (Закреплять умения находить предметы зеленого и красного цвета), «Найди и собери» (На знание частей машины», «Угадай на чем повезешь», «Найди машину, которую назову», «Правильно-неправильно», «Разрешено – запрещено».

Развивающая среда:

Набор транспортных средств. Иллюстрации с изображением транспортных средств, картинки с изображением частей машины. Кружки красного и зеленого цвета, макет пешеходного светофора.

Атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм (разноцветные рули, шапочки разных видов машин, нагрудные знаки, жилеты с изображением того или иного вида транспорта и т.д.).

Во второй младшей группе продолжать знакомить детей с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутными такси). Закреплять знания детей о том, какой транспорт ездит по дороге, а какой по рельсам, чем отличаются грузовые и легковые машины.

 Дети второй младшей группы уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребенка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам.

Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, постепенно знакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте, должно стать привычкой.

В этой группе нужно знакомить детей со значением светофора, со всеми цветами: КРАСНЫМ, ЖЕЛТЫМ И ЗЕЛЕНЫМ, с дорожными знаками «Пешеходный переход», «Осторожно: дети». Необходимо объяснить, чем различается проезжая часть дороги и тротуар. Знакомить с правилами поведения на улице.

Формы работы: Рассказ воспитателя о видах транспорта (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: А.Барто «Грузовик», В.И. Мирясов «Легковой автомобиль», «Грузовой автомобиль», «Автобус», «Троллейбус» и др., С.Михалков «Если цвет зажегся красный», «Зайка-велосипедист», «Улица шумит». С.Маршак «Светофор», Б. Заходер «Шофер» и др. Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – водители», «Мы едем на автобусе», «Путешествие на поезде». Просмотр кукольного спектакля. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за игрой детей старших групп на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры: «Собери машину», «Светофор», «На чем едут пассажиры», «Найди такую же картинку» (на знание транспорта), «Угадай на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – неразрешено» и др.

Развивающая среда:

Простейший макет улицы (желательно крупный): тротуар, проезжая часть, светофор.

Картинки с рамными видами транспорта, с изображениями частей машины, с изображением опасных ситуаций на дороге (мяч на дороге, катание детей с горки на санках около дороги и т.д.).

Трехцветный светофор.

Атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм (руль, маски, шапочки и т.д.).

Средняя группа:

Содержание работы:

В средней группе необходимо закреплять знания об общественном транспорте, знакомить со специализированным транспортом: пожарной машиной, милицейской машиной, скорой помощью.

Знакомить с дорожными знаками: пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход, подземный переход, двустороннее движение, дети. Правилами поведения в общественном транспорте. Знакомить, какие правила безопасного поведения нужно соблюдать на дороге. Ориентировать в том, что движение машин может быть односторонним и двухсторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знакомить детей с «островком безопасности», с его назначением. Познакомить с перекрестком.

Продолжать знакомить с назначением светофора и всех его сигналов.

Кроме того, дети 4-5 лет должны четко представлять, что когда загорается зеленый сигнал светофора для пешеходов и разрешает им движение, для водителей в это время горит красный – запрещающий сигнал светофора. Когда загорается зеленый сигнал для водителей и разрешает движение автомобилей, для пешеходов вспыхивает красный сигнал.

Во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребенок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернуть голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины контролировать ситуацию слева, а с середины дороги - справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

Формы работы:

 Рассказы воспитателя о видах транспорта, о правилах безопасного перехода улиц (с использованием иллюстраций). Чтение худ. литературы: произведений С.Михалкова, Н.Носов «Автомобиль», Дорохов «Заборчик вдоль тротуара», С.Усачев «Домик у перехода», «Дорожная песня», В.Головко «Правила движения», В.И. Мирясов (стихи про транспорт).

 Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Я – шофер», «Пешеходы и водители», «Перекресток» и др. Просмотр кукольного спектакля. Проведение спортивного праздника «Зеленый огонек». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами. Игры с макетами микрорайона, на транспортной площадке.

Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили».

Дидактические игры:

«Найди свой цвет», «Собери светофор», «Можно – нельзя, правильно – неправильно», «Правила поведения», «Путешествие на машинах», «Дорожные знаки», «Знай и выполняй правила поведения» и др.

Развивающая среда:

Макет транспортного светофора (плоскостной).

Макет светофора с переключающимися сигналами, действующий от батарейки.

На макет улицы необходимо нанести пешеходный переход, островок безопасности.

Крупные и мелкие дорожные знаки.

Картинки на классификацию видов транспорта.

Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения».

Фланелеграф:дорожные знаки, машины.

Старшая группа:

Содержание работы:

Детей старшей группы знакомить с информационно-указательными, предупреждающими и запрещающими дорожными знаками, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части на перекрестке.

 Изучать работу регулировщика. Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Учить свободно ориентироваться на дороге.

Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт», А.Дорохов «Зеленый, желтый, зеленый», А.Усачев «Дорожная песенка», Я.Пушунов (про транспорт), С.Михалков «Скверная история». В.Кожевников «Светофор» и др.

Рассматривание картин «Улицы города». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Я шофер», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Проведение подвижных игр: «Поезд», «Воробушки и автомобили», «Цветные автомобили». Развлечения по правилам дорожного движения.

Дидактические игры:

«О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятан знак?». «Перекресток», «Наша улица», «Умные знаки», «Какие бывают машины», «О чем говорит…», «Дорожные знаки для пешеходов», «Красный, желтый, зеленый» и др. 

Развивающая среда:

Макет перекрестка. Желательно, чтобы этот макет был со съемными предметами, тогда дети смогут сами моделировать улицу.

Набор дорожных знаков, в который обязательно должны входить такие дорожные знаки, как информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания». Хорошо иметь мелкие знаки на подставках, для работы с макетом, и более крупные знаки на подставках для творческих, ролевых игр.

Кроме того, если в старшей группе знакомят с работой регулировщика, в уголке БДД должны быть схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ГИБДД, фуражка, шапочки-машины или жилеты-машины.

Подготовительная группа:

Содержание работы:

В подготовительной группе ребята встречаются с проблемными ситуациями на дорогах (так называемыми дорожными «ловушками»), знания детей о правилах дорожного движения уже систематизируются.

Детей подготовительной группы знакомить с особенностями труда водителей различного вида транспорта и правилами поведения водителей на дороге; о том, что есть на дороге «островок безопасности», с его назначением; с особенностями движения транспорта на перекресте, с работой регулировщика; знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знакомить со всеми дорожными знаками: информационно-указательными, запрещающими, предупреждающими и предписывающими, со знаками сервиса. Дать знания о назначении поста ГИБДД на дороге, о работниках ГИБДД. Учить использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях на транспортной площадке, на макетах микрорайонов.

Формы работы: Рассказ воспитателя о правилах безопасного перехода улиц. Чтение худ. литературы: -//-, Кожевников «Светофор», И.М.Серяков «Дорожная грамота», «Законы улиц и дорог», Я.Пишумов «Это улица моя» и др.

Рассматривание картин «Улицы города», «Кем быть?». Сюжетно-ролевые игры: «На Перекрестке», «Автобус», «Пешеходы и водители» и др. Обыгрывание ситуаций на транспортной площадке. Игры-моделированиятс макетом «Перекресток» и макетом «Микрорайон». Занятия по аппликации, рисованию, конструированию, развитию речи. Наблюдения за машинами, за работой регулировщика – экскурсия на перекресток. Встречи с сотрудниками ГИБДД. Литературные викторины, КВН, развлечения по ПДД. Проведение подвижных игр: «Воробушки и автомобили» и др.

Дидактические игры:

«Дорожные знаки», «Поставь знак», «Улица» и др.

 Содержание развивающей среды более усложняется:

Собирается картотека «опасных ситуаций» (для их показа можно сделать импровизированный телевизор, или компьютер).

Организовывается окно выдачи водительских удостоверений детям, которые сдали экзамен по ПДД.

Хорошо иметь фланелеграф – для моделирования ситуаций на дороге, а также наборы иллюстраций по различным темам, сюжетные картины с проблемными дорожными ситуациями.

Настольно-печатные игры (игры с правилами – «ходилки», лото, домино и т.д.).

Альбомы с фотографиями: «Моя улица», «Мой двор» (с рассказами детей, с отметками опасных мест, где необходимо выть внимательными и осторожными – это поможет ребятам научиться анализировать свои действия).

В каждой группе – детская художественная литература по тематике дорожного движения.

Работа с родителями:

Воспитание и обучение дошкольников безопасному поведению на улице может быть эффективным при условии, если работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма проводить совместно с родителями.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на улице возможно применение различных форм взаимодействия и общения с родителями.

В одних случаях это могут быть консультации или дискуссии на родительских собраниях, индивидуальные беседы в часы, когда родители приходят за детьми, о проводимых в детском саду занятиях по ПДД. Можно знакомить родителей с материалами по ПДД через наглядную информацию в «уголке безопасности».

Уголок для родителей должен содержать:

Информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе.

Причины дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Рекомендации родителям по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.

Перечень и описание игр, направленных на закрепление у детей уже имеющихся знаний по Правилам дорожного движения.

 Рассказы детей о поведении на дороге.

Уголок может быть оформлен так:

Единый стенд (размер зависят от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30*65 см).

Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.

Книжка-раскладушка (или ширмы).

Памятки и т.д.

Представленный на стендах материал можно распределить по рубликам, например «Внимание, дети!» и «Какие опасности могут быть по дороге в детский сад», «Для Вас родители» и др. Рубрики и наиболее значимая информация должны быть выделены яркими, привлекающими внимание детей красками (обычно оранжевого, красного, желтого цветов). Материалы «уголка безопасности должны быть актуальными, полезными, интересными и хорошо оформленными. Для этого целесообразно использовать фотографии, красочные иллюстрации.

«Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Для этого важно знать,что:

*начиная с 3-4 лет:

- дети могут отличить движущуюся машину от стоящей, но о тормозном пути еще представления не имеют, уверенные, что машина может остановиться мгновенно;

*начиная с 6 лет:

- обладают все еще довольно ограниченным углом зрения: боковым зрением видят примерно две трети того, что могут обнаружить взрослые;

- большинство не определяют,что движется быстрее: велосипед или спортивная машина;

- еще не умеют правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного (мяч, катящийся по проезжей части может отвлечь их от всего остального);

*начиная с 7 лет:

- уверенно отличают правую сторону дороги от левой;

*начиная 8 лет:

- уже могут реагировать мгновенно, т. е. тут же останавливаться, когда их окликнут;

- у них начинают формироватьсяосновные навыки езды на велосипеде: теперь дети постепенно учатся объезжать препятствия, делать крутые повороты;

- они могут определить, откуда доносится шум;

- учатся понимать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (знают, что автомобиль кажется тем больше, чем ближе он находится);

- могут отказываться от начатого действия: ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар;

- но по-прежнему не распознают возможные опасные ситуации.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на ООД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

Так, организуя целевые прогулки в младшей группевоспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора,на разные виды транспорта: легковые, грузовые автомобили, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми «в улицу» старших детей.

Примерная тематика целевых прогулок

Младшая группа:

*знакомство с дорогой;

*наблюдение за работой светофора;

*наблюдение за транспортом;

*пешеходный переход.

Средняя группа:

*знакомство с дорогой;

*сравнение легкового и грузового автомобилей;

*наблюдение за светофором;

*правила перехода проезжей части по регулируемому пешеходному переходу.

Старшая группа:

*элементы дороги;

*правила поведения на дороге;

*наблюдения за транспортом;

*прогулка пешехода;

*переход;

*перекресток;

*сигналы светофора;

*наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

*прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

Подготовительная к школе группа:

*улицы и перекрестки;

*правила дорожного движения;

*наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;

*наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

*значение дорожных знаков;

*правила поведения на остановке и в общественном транспорте;

*пешеходный переход (подземный, надземный и наземный);

*пешеходный переход регулируемый и нерегулируемый;

Программа целевых прогулок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в средней группе становится более широкой. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными Правилами дорожного движения,с понятиями: «проезжая часть»«одностороннее и двустороннее движение»«пешеход»«переход»«светофор» и т. д.

В старшей группе целевые прогулки по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма организуются несколько раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.

На целевых прогулках по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в подготовительной к школе группе дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания о работе инспекторов ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Основное отличие целевых прогулок по ПДД в ДОУ от ООД, проводимого на игровом участке или игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдение за поведением пешеходов.

Целевые прогулки

«ЗНАКОМСТВО С УЛИЦЕЙ» (младшая группа)

Цели:

- уточнить представления об улице, проезжей части, тротуаре, грузовых и легковых автомобилях, автобусе;

- дать элементарные знания о правилах поведения на улице;

- уточнить понятие «пассажир», закрепить его употребление в речи.

«На улице нашей машины, машины,

Машины-малютки, машины большие.

Спешат легковые, фырчат грузовые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу».

Я. Пишумов

«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СВЕТОФОРОМ» (младшая группа)

Цели:

- уточнить представление о сигналах светофора;

- закрепить знания правил перехода проезжей части.

«Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горим и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно!

Желтый свет – предупрежденье,

Жди сигнала для движенья.

Свет зеленый говорит:

«Пешеходам путь открыт!»

В. Кожевников

«ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» (средняя группа)

Цели:

- учить находить пешеходный переход;

- познакомить с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу;

воспитывать внимательное отношение к переходу улицы.

«Полосатая лошадка,

Ее зеброю зовут,

Но не та, что в зоопарке,

По ней люди все идут.

Полосатая лошадка

Через улицу ведет,

Здесь нам очень осторожно

Можно сделать переход.

Не спеша, а первым делом

Влево,вправо погляди:

Нет машин – шагаем смело!

Есть машины – стой и жди!»

«ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ» (старшая группа)

Цели:

- закрепить названия и назначение дорожных знаков;

- определить, какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие для – пешеходов;

- убеждать в необходимости соблюдать правила дорожного движения.

«Город, в котором

С тобой мы живем,

Можно по праву

Сравнить с букварем.

Вот она, азбука,

Над головой:

Знаки развешены

Вдоль мостовой

Азбука улиц,

Проспектов, дорог,

Город дает нам

Все время урок.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда».

Я. Пишумов

«ПЕРЕКРЕСТОК» (подготовительная к школе группа)

Цели:

- уточнить знания о перекрестке,

- познакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток;

- закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.

«Делаем ребятам предостережение –

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойны были за рулем водители!»

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

*Отправляясь на экскурсию или на прогулку по улицам городавоспитатель обязан точно знать число детей, которых он берет с собой (обязательно сделать пометку в журнале экскурсий). Оставшиеся по каким-либо причинам дети в детском саду, по указанию заведующей находятся под присмотром определенного сотрудника.

*Группы детей разрешается водить только по тротуару (а не по дороге вдоль тротуара). Нужно следить, чтобы дети шли строго по двое, взявшись за руки.

*Дети очень любознательны, в пути могут увлечься чем-нибудь, отстать или уклониться в сторону.Поэтому группу детей всегда должны сопровождать двое взрослых: один идет впереди, другой – сзади.

*Переходить через улицу надо на перекрестках или в местах, где имеются знаки перехода, по пешеходным дорожкам и при зеленом сигнале светофора.

*Переходить через улицу надо не спеша, спокойным ровным шагом.

*Переходить через улицу надо напрямик (а не наискось, потому что это ближайший путь на противоположную сторону.

*При переходе улицы на перекрестке надо обращать внимание не только на зеленый сигнал светофора, но и на приближающийся транспорт. Прежде чем сойти с тротуара необходимо пропустить машины.

*В тех местах, где нет тротуара, надо ходить по левой стороне, навстречу транспорту, и при его приближении уступать ему место, отходя к краю дороги.

*Воспитателям нужно брать с собой красный флажок, и в случае, когда дети не успели перейти улицу, поднятием вверх флажка дать сигнал водителю остановиться и пропустить остальных детей.

*Большое значение имеет обучение детей правилам уличного движения. Это следует делать систематически и настойчиво, сообразуясь с особенностями детского возраста.

*Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием преподать их детям.

0
ЭССЕ " Моя профессия воспитатель"
Педагогический проект по профилактике детского ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
31.07.2021

В блогах

Дети – наше будущее

Как бы ни казалась нам фраза, что дети — это наше будущее избитой и банальной, она имеет глубокий смысл. Для всех и каждого из нас дети —...

"Экологическое воспитание дошкольников"

Формирование основ экологической культуры у детей, осознанного понимания взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов, развитие наблюдательности, познавательного интереса, проведение опытно-...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Аленушкино подворье»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 ОАО «РЖД»     Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Аленушкино подворье»   Приоритетная образовательная область...

Новое на сайте

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «Приключения в Денежном королевстве»

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора перед педагогом или специалистом наиболее выгодных методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, его...

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия «Круговорот воды в природе» в подготовительной к школе группе

Психологическая подготовка детей к школе

Психологическая подготовка детей к школе В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение и радостное и волнительное одновременно. Переходный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог