Сайт для воспитателей детских садов




Бондаренко Светлана Николаевна еще не указала никакой информации ...

«Ключевые компетентности дошкольного детства»

Использовать технологию определенной программы — не означает работать по программе. Технологии универсальны, а мировоззрение (образовательные ценности), цели, педагогические стратегии (организационные формы, методы и приёмы) — разные. Главное - понимание того, что любая технология позволяет развивать всех детей группы и каждого ребёнка в отдельности эффективно и очень интересно.

 

«Ключевые компетентности дошкольного детства» Можно ли назвать ростками нового такие формы работы с детьми, как тематические проекты, совместное планирование дня взрослыми и детьми или утренний групповой сбор? Скорее всего, нет. Они появились и укрепились достаточно давно и прочно. Например, утренний сбор пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой ещё в восьмидесятые годы прошлого века. В российской образовательной практике аналогом этой формы работы является «утренний кружочек» программы «Золотой ключик» (Е. Е. Кравцова, Г.Г.Кравцов и др.) и «утро радостных встреч» программы «Радуга» (Т. 11. Доронова и др.). Предтечей тематических проектов можно назвать интегрированные комплексные занятия, вошедшие в практику в конце восьмидесятых и успешно используемые многими педагогами вне зависимости от реализуемых образовательных программ. А ныне и сами проекты стали привычным явлением.

И всё же найти в современной методической литературе описание методики организации и проведения группового сбора или методики включения детей в совместное со взрослыми планирование тематического проекта почти невозможно.  Для того что бы описать методику организации и проведения группового сбора — самой органичной формы становления и развития у детей ключевых компетентностей — мы обратимся к практическому опыту международной образовательной программы Step by step (российское название — «Сообщество»). Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять себя другим, заинтересовывать собой, своими идеями. Общение — та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат . Вся жизнь человека среди других людей — сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). Человек тем более понятен и убедителен, чем увереннее может объяснить, донести до окружающих свои мысли, чувства, желания, планы, идеи. Школьные учителя, оценивая уровень развития речи и коммуникативных навыков выпускников детского сада, говорят: «умеет/не умеет высказать мысль; свободно/не свободно говорит». Так вот, готовность, умение свободно и самостоятельно формулировать, высказывать, аргументировать суждения по разным темам и составляет понятие коммуникативной компетентности.

 Личность развивается в деятельности. Дети дошкольного возраста скорее практики, чем теоретики. Освоение ими окружающего мира и культуры происходит не только посредством общения со взрослыми и сверстниками, но прежде всего в самом тесном контакте с предметами и объектами сначала ближайшего, а затем и удалённого окружения. Многообразие предметов, объектов, явлений, возможных действий и их следствий воспринимается, осмысливается и становится частью

внутренней культуры человека. Коммуникация сопровождает деятельность, а деятельность строится по своим канонам — в ней есть цель, средства и материалы, план действий, результат. Деятельность может быть эффективной, результативной и бесполезной. От чего это зависит? Во многом от того, насколько человек владеет навыками целесообразности и планирования. Всё это относится к деятельностной компетентности.

И коммуникация, и деятельность (игра и общение в игре, учение и учебное общение и т.п.), как правило, подразумевают вовлечённость в них по крайней мере двух участников, чаще всего их, конечномного больше. И все они — с разными интересами и потребностями, с разными возможностями. У всех разные социальные роли — воспитатель, мама, старший брат, партнёр по игре... Следовательно, и коммуникации, и деятельность будут протекать в разных партнёрствах по-разному, всякий раз в них будут выстраиваться свои отношения. Умение встраиваться в социальные отношения, выстраивать собственные, поддерживать их — это сфера проявления социальной компетентности.

 Взаимодействие с окружающим миром и другими людьми имеет не только позитивные стороны. Каждому человеку приходится учиться защищать себя, свое физическое (и психическое) здоровье. Сначала вполне простыми способами — пользоваться доступными средствами гигиены (вовремя мыть руки, прикрывать нос и рот при чихании и кашле и пр.); предупреждать возможность утомления (рассматривать книжку и строить что-либо из конструктора в тех местах, где достаточно света, переключаться с активных игр на более спокойные), не пить холодную воду из-под крана, выбирать одежду в соответствии с погодой и так далее. Детям дошкольного возраста вполне доступны и органичны перечисленные варианты поведения, составляющие основу здоровьесберегающей компетентности.

Ребёнок действует — и получает знания, набирает опыт, формирует своё отношение к происходящему. Действует всё более уверенно. Каждый ребёнок получает свой жизненный опыт, обусловленный социальной ситуацией, возрастными возможностями, интересами и потребностями, мироощущением и формирующимся мировоззрением. Личный опыт каждого уникален и интересен.

В этом смысле групповой сбор в детском саду — время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповой сбор -- это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей.

Говоря о компетентности, мы исходим из следующих определений: компетенция — круг полномочий, прав, то есть категория, определяющая вид деятельности; компетентность — способность успешно действовать, достигать значимого результата, то есть категория личностная. Способность успешно действовать, или компетентность, складывается из активности, ответственности, умения осознанно использовать знания и многого другого. Компетентность проявляется индивидуально в зависимости от степени заинтересованности ребёнка, его склонности, способности к тому или иному виду деятельности, что обеспечивает индивидуализацию результатов образования.

Наличие компетентности у ребёнка можно определить по фактам проявления им инициативы, самостоятельности, осознанности действий в типично детских видах деятельности.  В настоящее время в целом достигнуто понимание того, что ключевые компетентности не могут быть сформированы только на каком-то определённом этапе образования, например в старших классах школы или вузе, так как процесс формирования личности непрерывен и начинается задолго до её вступления в школьную жизнь. Более того, компетентности не могут быть приобретены только в рамках формального образования (прямого обучения). В равной, если не в большей, степени они формируются в неформальном образовании.

Для детей дошкольного возраста неформальное (преобладающее) образование — это весь спектр взаимодействия с объектами и предметами окружающего мира, общение со взрослыми и сверстниками в быту, в играх, в творческих и других видах деятельности.

Проявление ребёнком компетентности позволяет взрослым опираться на достижения, сильные стороны его личности. Ежедневные игры, общение, участие в совместных делах обеспечивают каждому ребёнку возможность реализации его компетенций (прав), приобретения и демонстрации начал ключевых (базовых, общечеловеческих) компетентностей.   Самым естественным образом эти виды ключевых компетентностей формируются во время группового сбора.

Компетентности

Реализация компетентностей

Социальная

умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (знакомыми и незнакомыми взрослыми, сверстниками, старшими, младшими) в различных ситуациях, способности принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними, анализировать действия и поступки, управлять своим поведением, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, включаться в разговор и поддерживать его, выбирать стиль общения и т.д.

выборе места для действия, выбор партнёра для совместной деятельности — сверстника, воспитателя, другого взрослого.

Коммуникативная

возможность понимать речь других, стремление сделать понятной свою речь.

игры, в общение, обмен новостями.

Информационная

навык использования различных источников информации для достижения целей.

обращение к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержании проектов, способов действий.

Деятельностная

способность поставить цель, спланировать и осуществить результативное действие индивидуально или в сотрудничестве с другими.

выбор и планирование дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу.

Здоровъесберегающая

умение самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья — производить гигиенические действия, использовать средства, адекватные ситуации (например, мыть руки и менять одежду по мере загрязнения, переходить к иному виду деятельности, предотвращая или снимая утомление, избегать опасных моментов).

самостоятельное регулирование активности: отдых, свободный выбор позы, длительность и скорость выполнения конкретного дела.

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для успешного существования в семье, детском саду, школе, в профессии, в жизни общества.

1
Проект "Природа - наш зелёный друг"
Конспект непрерывной образовательной деятельности ...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
13.11.2019

Календарь публикаций

Подождите минутку, пока генерируется календарь

Комментарии в блогах

Анализ НОД по ФЭМП в подготовительной группе
11 ноября 2019
добрый вечер , как приятно найти за столько километров своего земляка.
консультация для родителей по экспериментированию
04 ноября 2019
Очень интересные эксперименты, особенно для детей!!! Большое спасибо!!!
«Этих дней не смолкает слава»
03 ноября 2019
Интересная подача материала. Обязательно возьму на заметку. Спасибо!
Квест - игра "По тропинкам осени"
03 ноября 2019
Очень интересная форма проведения. Спасибо!

В блогах

   В нашем детском саду ежегодно проводятся мероприятия по пожарной безопасности  в каждой возрастной группе.   В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение б...
Картотека дыхательной гимнастики для 1 и 2 младших групп. Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю вам игровой комплекс дыхательной гимнастики  (для детей с 2-х лет) ....
СОБЩЕНИЕ Тема: «Методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания дошкольников» В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи...
  Ум ребенка- на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятель...

Новое на сайте

Итоговое занятие в старшей группе «Путешествие в подводное царство»

Итоговое занятие в старшей группе «Путешествие в подводное царство» Цель: обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности. Задачи: Образовательные: - продолжать расширять представление детей о многообразии природных явлениях, о сезонных изменениях в природе;...

Макет «Русская изба»

Макет «Русская изба» Цель: Вызвать интерес к прошлому, желание узнавать новое, воспитывать любовь к малой родине. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с убранством русской избы, рассказать о старинной русской мебели, домашней утвари. Развивающие: Развивать интерес к народным обычаям...

Консультация для родителей: «Как научиться кататься на коньках»

Консультация для родителей: «Как научиться кататься на коньках» На легком морозце покататься на лыжах или коньках очень приятно и полезно для здоровья. Но что делать, если в детстве вы так и...

Консультация для родителей: «Как выбрать коньки»

Консультация для родителей: «Как выбрать коньки» Катание на коньках– любимый вид активного отдыха детей и взрослых. Во время катания начинают работать почти все группы мышц, увеличивается поступление в организм кислорода, что способствует укреплению...

Добавить запись в блог Заказать свидетельство
Top