Блог учителя-логопеда Пичкуровой Ксении Александровны

Методические разработки, консультации, мастер-классы, советы логопеда.

Как подготовить ребёнка к школе?

Если ребёнок собирается поступить в 1 класс, то нет таких родителей, которые не испытывали бы чувства тревоги, волнения и беспокойства за своего ребёнка, связанного с новым этапом в его жизни. Это для родителей не только новый жизненный этап, но и повод для вполне обоснованных переживаний, потому что в жизни ребёнка меняется всё: режим дня, занятия и обязанности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Маленькому человеку нелегко даже просто приспособиться к новым условиям, а уж достигнуть успехов, осваивая современные школьные программы, и вовсе сложная задача. Нельзя при этом забывать, что в любых условиях для каждого ребёнка очень важно постоянно получать поддержку и одобрение взрослых и чувствовать себя любимым. И совершенно очевидно, что родителям придётся приложить немало труда и терпения, проявить много любви и внимания, чтобы их дети хорошо учились, а проблемы, которые неизбежно появятся, решились бы безболезненно, грамотно и не отражались на физическом и психическом здоровье школьников. Как правильно подготовить ребёнка к школе? Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас это не цель, а средства развития ребёнка. Главное – это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать. Поэтому самым важным элементом подготовки к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25-30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность и инициативу, творчество в любом виде деятельности.

Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будите отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни – подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки. Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие занятия. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания: - Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки. - Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных деталей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект. Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму – рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом, мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок. Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, целый набор новых впечатлений и эмоций. Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там тебя воспитают!» Чтобы у ребёнка возникало ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате, придумайте ему новые обязанности по дому и т.п. Много различных навыков у детей формирует детский сад. Навык, который в основном формирует школа – это навык письма. Как правильно сформировать навык письма? Письмо – это способ передавать мысли, а красивое письмо – это ещё и искусство, графика. Внушите ребёнку, что всё, что будет выходить из его рук, должно быть красивым. Красивый подчерк - это в какой-то мере выражает внимательное отношение к другим людям. В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Очень важно поставить руку, подготовить её к письму. Тут эффективна штриховка предметов, развивающая мелкие мышцы пальцев и кисти ребёнка. Правила штриховки нетрудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковые расстояния между линиями (штрихами). Сначала для штриховки можно использовать трафареты с геометрическими фигурами, потом с изображением предметов и животных, причём ребёнку особенно интересно составлять композиции из разных фигур. Штриховать можно не только параллельными линиями в разных направлениях, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами и петлями. Следующий этап формирования навыка письма – умение писать элементы письменных букв. Ребёнок должен усвоить, что элементы букв должны быть одинаковой высоты и ширины; если в буквах есть элементы, выходящие за верхнюю и нижнюю строки, они должны заканчиваться на одном расстоянии от строки сверху или снизу; расстояния между элементами букв и расстояния между буквами в слове должны быть одинаковыми, а все линии на письме – параллельными и ровными. Далее из выученных элементов ребёнок составляет буквы и учится их писать. На этом этапе очень важно, чтобы у него сформировался зрительный образ буквы. Игры для заучивания и запоминания графического изображения букв:

  • Смоделировать буквы из пластилина;
  • Буквы из счётных палочек или мозайки;
  • Буквы из ниток;
  • Буквы из проволоки;
  • Рисование букв палочкой на земле, на снегу;
  • Выкладывание букв из шишек, камешков, прутиков;
  • Буквы, нарисованные красками с помощью кисточки;
  • Буквы нарисованные красками с помощью пальцев;
  • Буквы нарисованные мелками, на запотевшем стекле;
  • «рисование» букв на руке, щеке, спине ребёнка;
  • «рисование» букв в воздухе, отгадывание букв;
  • Узнавание букв в газетах, книгах, журналах (найди букву …).

Ни в коем случае на этом этапе не требуйте от ребёнка писать быстрее, чем он может! Чрезмерное увеличение скорости письма приводит к тому, что ребёнок не успевает закрепить правильный способ написания буквы, и в результате закрепляются каракули. Что делать, если ребёнок пропускает буквы при письме? Одна из главных причин пропуска ребёнком букв при письме - несформированность образа слова. Младший школьник пропускает буквы в слове, если впервые слышит это слово, если не знает его значения, если ни разу не встречал это слово написанным. Существуют различные игры, формирующие у ребёнка образ слова и, стало быть, способствующие устранению пропуска букв в словах. Если вы будете регулярно играть в них с ребёнком, успех не замедлит себя долго ждать. «Магазин» Задача: «продать» определённые предметы, «рекламируя» их по каждой букве, причём слова на отдельные буквы должны принадлежать к той же тематической группе, что и «продаваемое» слово. Например: Ш – шпаргалка; К – класс; О – отличник; Л – линейка; А – азбука. «Напиши по – арабски» Задача: Написать слово наоборот или прочитать слово справа налево книга – агинк «Письмо по-древнерусски» Известно, что в Древней Руси писали только согласными буквами. Задача: записать слова только согласными, обозначая пропущенные гласные точками наверху: карандаш – к.р.н.д.ш. Можно написать слова только гласными: фломастер – о а е. Через некоторое время предложите ребёнку написать «по – древнерусски» не только слова, но и предложения, а то и целые тексты. Показателем мастерства считайте время в секундах и отсутствие помарок. «Неудачный робот» Если ваш ребёнок не дописывает слова или пропускает слоги, предложите ему игру. Робот запрограммирован так, что он пишет слово не полностью, а только какую-то его часть, остальные буквы отмечает чёрточками. Например, если школьник не дописывает концы слов, предложите ему запись слова только с двумя последними буквами : _ _ _ _ _рь – декабрь. «Волшебный диктант» Иногда ребёнок вместо одной буквы пишет другую, например, И заменяет на У, О – на У, Ш на Щ, И – на Ц. В этом случае используйте игру «Волшебный диктант». При различении букв И – У договариваемся, что слова, в которых есть буква И, обозначаем *; слова, в которых есть буква У, обозначаем +; остальные слова обозначаем . Тогда предложение Мыши на крыше платочками машут и пляшут, будет выглядеть так: * *+*+. Родителям на заметку! Если вы заметили, что ребёнок постоянно пропускает буквы или слоги, меняет их, то торопитесь обратиться за помощью к логопеду. Он даст более подробные рекомендации по устранению данных ошибок

0
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компен...
Необходимость дыхательной гимнастики.
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
04.08.2021

В блогах

Праздник воды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Азамат» комбинированного вида городского округа город Кумертау Республики Башкортостан СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ВОДЫ Тема: «День Нептуна». Подготовила:  старший...

"Пришла Масленица- Прощай , Зима!"(вторая младшая группа)

Sample Image

«Пришла Масленица - прощай, Зима!». Для детей всех групп детского сад. Подготовили: воспитатели: Видикер. Н.Н., Макарова Н.И. Пояснительная записка: В нашем детском саду...

Коллективная работа ко Дню Космонавтики "Ракета летит в космос"

Sample Image

 12 апреля вся наша страна отмечает  замечательный праздник " День космонавтики". Мы тоже с детьми тщательным образом готовились к этому...

Новое на сайте

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт»

Сценарий зимнего спортивного праздника на улице с родителями. «Традиция. Семья. Спорт» Цели: показать детям привлекательность зимнего времени года, развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов. Задачи: • Закрепить знания и навыки, полученные на занятиях по...

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в...

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад»

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие в осенний сад» (Возраст детей: 3-4 года) Цель: Создание условий для разучивания стихотворения «Листопад» В. Мировича. Задачи: 1. Побуждать детей выразительно рассказывать наизусть стихотворение. 2. Пополнять словарный запас глаголами (шуршат...

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников

Использование дидактических и сюжетно-ролевых игр в экологическом воспитании дошкольников Современная культура, объединяющая человечество, основана на общих ценностях, одной из которых является экологическое отношение к жизни и окружающей среде. Экологическое образование дошкольников по ФГОС – это непрерывный...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог