воспитатель КУ "Специализированный Дом ребенка "Малютка" Минздрава Чувашии ...

Эмоциональное развитие детей раннего возраста с ОВЗ средствами устного народного творчества

Особое место в системе общественного воспитания занимает Дом ребенка. В них воспитываются и обучаются дети в возрасте от 1 месяца до 4 лет. Это воспитательно-оздоровительное, реабилитационное учреждение призвано заменить семью детям, оставшимся без попечения родителей, создавать условия, в которых ребенок, лишенной материнской ласки и внимания, развивался своевременно и всесторонне.

Основной контингент детей Дома ребенка – это дети с органическими поражениями ЦНС с нарушением психики, у которых большинство показателей личностного развития имеют осложненный характер становления той или иной функции. Все дети испытывают дефицит эмоционального общения. В условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз. Дети не могут приобрести в данных ограниченных условиях опыт социального общения, у них не сформирована система эмоционального реагирования, крайне ограничен диапазон эмоций[5].

Нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов, дефектологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова, Л. С. Выготский, Р. Е. Левина и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности. Запаздывание в формировании эмоций приводит к отставанию в общем развитии, искаженному развитию чувств[4].

Одним из эффективных средств формирования эмоций, по мнению Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.К. Ушинского, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой является устное народное творчество. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в совместной деятельности[2].

Устное народное творчество является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать события. Произведения малого жанра фольклора это первое что слышит и воспроизводит ребенок в жизни – колыбельные, потешки, пестушки, прибаутки[3].

Диагностика нервно-психического развития показала, что у детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР) низкий уровень развития эмоциональной сферы, недостаточная эмоциональная приспособленность к тем или иным социальным ситуациям, повышенное беспокойство, эмоциональная неустойчивость.

Анализ ситуации выявил проблему: найти на практике эффективные пути формирования эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития эмоциональной сферы средствами устного народного творчества детей раннего возраста с ЗПР в условиях Дома ребенка.

С этой целью был разработан педагогический проект «Ладушки, ладушки…» для детей раннего возраста с ЗПР по формированию эмоциональной сферы средствами устного народного творчества.

В течение четырех месяцев дети проходили коррекционно-развивающие занятия по разработанному проекту, включающие: чтение русских народных сказок, стихотворений, потешек, прибауток, пестушек, загадок о героях сказок; прослушивание звукозаписей детских сказок; игры-забавы с использованием фольклора; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам; комплекс музыкальной гимнастики; психогимнастика; пальчиковая гимнастика.

Особенностью данного проекта является комплексный характер коррекционно-развивающей работы, занятия были построены таким образом, что происходила стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а подобранные игры и упражнения влияют одновременно на несколько анализаторов.

В результате проведенных коррекционных мероприятий с использованием средств устного народного творчества у детей раннего возраста с ЗПР произошли изменения: повысились показатели положительного эмоционального состояния; повысился уровень возможности адекватного определения заданной эмоции, опознания эмоционального состояния.

Используемая система коррекции оказала положительное влияние на эмоциональное состояние детей раннего возраста с ЗПР, ребята стали эмоционально отзывчивые, сопереживают героям сказок; адекватно реагируют на эмоции других людей и открыто проявляют свои эмоции (если человек расстроен – жалеют его, радуется – радуются с ним); видна положительная динамика познавательного, эмоционального и речевого развития.

Процесс развития эмоциональной сферы средствами устного народного творчества детей раннего возраста с ЗПР длительный. И чем раньше он начнется, тем лучше. Крупицы знаний, эмоций, чувств, представлений сформированные в Доме ребенка, послужат основой для развития личности ребенка в дальнейшем. Эта идея заложена в основу проекта «Ладушки, ладушки…» для детей раннего возраста с ЗПР в условиях Дома ребенка. Разработанный проект формирования эмоциональной сферы средствами устного народного творчества позволил значительно расширить знания детей с ЗПР о своих эмоциях, чувствах, эмоциях взрослых и сверстников, повысить потребность к активному участию в играх.

0
Сценарий весеннего праздника в старшей группе «Р...
Хорошо учить, успешно воспитывать: в Москве откр...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
18.02.2020

В блогах

Конспект занятия по развитию речи "Осенние цветы" в средней группе.

Конспект занятия по развитию речи "Осенние цветы" в средней группе. Программные задачи:                                                                                              -Знакомить детей с растениями цветника, учить рассматривать их, выделяя части...

Кoнспект oткрытoгo занятия пo ФЭМП в средней группе «Путешествие в страну цифр»

Задачи: Учебные: учить детей считать в пределах трёх и правильнo найти местo числа в пoрядке вoзрастания. повтoрять стихи прo цифры в пределах трёх. учить...

Новое на сайте

Использование народного фольклора в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР

Использование народного фольклора в коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Произведения народного творчества следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи, т.е...

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Модный приговор»

Познавательно-творческий проект в подготовительной группе «Модный приговор» Тип проекта – познавательно-творческий. Вид проекта – краткосрочный (три недели). Срок реализации проекта – 13. 01. 2020 г. - 31. 01. 2020 г. Участники проекта – дети,воспитатели, родители. Возраст детей – 6-7 лет, подготовительная...

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Белоснежка и семь гномов»

Конспект занятия по ФЭМП для старшей группы «Белоснежка и семь гномов» Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений закрепление полученных знаний на занятиях. Задачи: Закрепить навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения...

Квест для детей подготовительной к школе группы «Профессии нашего детского сада»

Квест для детей подготовительной к школе группы «Профессии нашего детского сада» Цель: Формирование у детей дошкольного возраста позитивных установок и уважительного отношения к профессиям дошкольного образовательного учреждения.Задачи:- Расширять представления детей о профессиях ДОУ.- Формировать у детей представления о социальной...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог