Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

Разработала Стрижакова Н.А. воспитатель МБДОУ №20 г. Армавир.

Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным об­разом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой ро­ли - роли ученика. Какие задачи в этом плане стоят перед педагогами дошкольных учреждении? Их много. Одна из них - преемственность в воспитании и обучении детей ДОУ и началь­ных классах школы.

0 недостатках традиционной  системы образования

Новое понимание преемственности до­школьного и начального школьного обра­зования отражено в федеральных и муници­пальных документах и информационных письмах. Особый интерес для систем вузовского и дополнительного профессионального образования представляет анализ традиционной системы образования с учетом позиций, требующих первоочередного реше­ния. Имеется в виду выделение новых ли­ний в образовательной работе начальной школы, обеспечивающих углубление содержательной преемственности на этапе дошкольного и начального образования; определение возможных путей реализации преемственности в условиях об­щения содержания, форм и мето­дов образования.

Рассматривая современное состо­яние проблемы преемственности, отметим недостатки традиционной сис­темы образования. Речь идет об ори­ентации педагогов на формально-вербальные и информационно-рецеп­турные способы обучения, на прин­ципы послушания, подражания и по­вторения, на односторонность воз­действий педагога, порождающих «эмоциональную глухоту» у ребенка. Речь идет также о недооценке, а по­рой игнорировании поло-ролевой дифференциации детей, механическом переносе в детский сад школьных форм и методов обучения, предмет­ной системы преподавания, а также о тактике дублирования в начальной школе того, что уже получил ребенок в детском саду.

Эти подходы вытесняют из дет­ского сада игру, а в начальной шко­ле затрудняют развитие у детей ос­нов теоретического мышления.

Преемственность - принцип, изна­чально положенный в основу системы непрерывного образования. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Общие формы преемственности для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы - это развитие любо­знательности как ос­новы познавательной активности будущего школьника; способ­ность к творчеству и самостоятельность; творческое вообра­жение как направле­ние интеллектуально­го развития ребенка; коммуникативность, умение общаться с взрослыми и сверст­никами.

Стратегию и такти­ку взаимодействия образовательных учреждений на ступени до­школьного и начального образования опре­деляют категории «развитие» и «воспита­ние». «Развитие» в дошкольном и младшем школьном периоде рассматривается как из­менение системы взаимодействия «ребе­нок-взрослый», как смена типов детской де­ятельности. Именно возраст смены типа дея­тельности ребенка и есть возраст готовности его к школе, точка индивидуального педаго­гического проектирования.

Данные основания позволяют выделить критерии готовности ребенка к школе: это морфофизиологическая зрелость, развитие психических процессов, в особенности вооб­ражения как интег­ральной психологиче­ской характеристики, определенный уровень развития эмоцио­нально-волевой сфе­ры и социальной зре­лости. Все критерии одинаково значимы в процессе адаптации ребенка к начальной школе. Но особое вни­мание педагог должен уделять исследованию показателей, характе­ризующих здоровье ребенка. Ведь у значи­тельной части детей оно ухудшается уже в конце первого года обу­чения в школе. Не менее важная проблема - обеспечение единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования.

Развитие ребенка должно носить целост­ный характер. Поэтому свое влияние педаго­ги, как и другие специалисты, должны напра­вить не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую и поведенческую сферу детей. Педагогу важно научиться изучать (исследовать) динамику становления личности ребенка. Кроме этого, ему необхо­димо непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство. Причем внимание на­уки и методических служб следует ориентировать не только на общую методическую подготовку, но и на становление методичес­кой культуры педагогов, развитие их исследо­вательских умений и навыков. 

0
РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РА...
Проект "Волшебный квиллинг" для детей с нарушениям...
 

Комментарии

Комментариев ещё нет.
Гость
28.02.2020

В блогах

ПРОГРАММА НА ЛЕТО "Цветы - подарок природы"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39»   ПРОГРАММА НА ЛЕТО "Цветы - подарок природы" "Знакомство детей дошкольного возраста с полевыми цветами (травами)...

Лепка в средней группе "Зонтики" Котовой Т.В.

Лепка " Зонтики"  (лепка из пластилина с использованием дополнительного материала) Цель: создание цветной фигуры с применением дополнительных предметов (пластиковой трубочки) «зонта» в...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «В гостях у осени»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация». Образовательные задачи: Закрепить у детей полученные знания об осени; Закрепить представления о сезонных изменениях в природе; Обобщить...

Новое на сайте

Электронное портфолио воспитателя

Электронное портфолио воспитателя

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: «Экскурсия в зоопарк»

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот…

Сценарий развлечения к 23 февраля для детей средней группы «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» Описание работы: сценарий данного спортивного развлечения «Наши деды и отцы - вот какие молодцы!» предназначен для музыкальных руководителей, инструкторов...

Чтение художественной литературы. Мастер-класс для младших воспитателей

Чтение художественной литературы Мастер-класс для младших воспитателей Уважаемые младшие воспитатели! Когда изменилось название вашей профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность. Быть вместе с детьми, их занимать, воспитывать, развивать –...

Добавить запись в блог
Загрузить материал на сайт
Добавить запись в блог