Блог учитель- логопед ДОУ Юнг Ирины Николаевны
В соответствии с возрастом ребенка логопед оценивает правильность произнесения звуков, количество слов в словаре ребёнка, правильность построения фраз, коммуникативные умения.
Бионергопластика как средство развития речи.
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка.
Работа по использованию биоэнергопластики включает 4 этапа.
На первом (ознакомительном) этапе проводятся мероприятия, на которых ребёнка знакомят с артикуляционным аппаратом, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе.
На втором – эмоциональном этапе – создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки, например, осьминог, лягушка, бегемотик.
На третьем (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается ведущая рука ребёнка с перчаткой. Учитель-логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки. К артикуляционным упражнениям подключаются обе руки в перчатках. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно
5
движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата.
На заключительном этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а дети самостоятельно выполняют артикуляционные упражнения с движениями рук.
Правила биоэнергопластики:
1. Лучше выполнять упражнения 3 - 4 раза в день по 3 - 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 - 3 упражнений за один раз. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность - от простых упражнений к сложным.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-¬7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-¬15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.
7. Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.
6
Систематическая работа с применением биоэнергопластики способствует:
- Привлечению интереса детей к логопедическим занятиям.
- Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики.
- Облегчает постановку, введение звуков в речь.
- Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.
Применения инновационной методики «Биоэнергопластики» совместно с родителями.
Итак, биоэнергопластика – это театр пальчика и языка. И я предлагаю вам в него поиграть. Уважаемые родители, я вас приглашаю, давайте присядем за столы, разместитесь по обе стороны от меня, представьте, что мы дети и начинаем под моим руководством выполнять упражнения.
Выполняются 4 упражнения по бионергопластики:
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
7
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(Сомкнутые губы вытянуть вперёд «хоботком» и удерживать в таком положении под счёт до 5-10. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.)
Упражнение «Блинчики»
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
(На улыбке, рот открыт; положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт от 5-10 .Ладони с сомкнутыми пальцами
соединяем дуг с другом)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
( Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки» )
Учитель- логопед: А вы любите путешествовать? Вот сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Выберите, пожалуйста, игрушку - перчатку.
Сказка «Путешествие в зоопарк».
Жил весёлый человечек – Фантик. Однажды он решили пойти в зоопарк и
8
посмотреть на животных. По пути ему встретилась маленькая зеленая лягушка. Она очень любила улыбаться, давайте и мы с вами улыбнёмся, повторяйте за мной, (упр. «лягушка»).
Тянем губки прямо к ушкам,
Как весёлая лягушка!
Пришел он в зоопарк и увидел, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. «Да это же бегемот!» (упр. «бегемотик»).
Широко открыли ротик –
Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот –
Отдыхает «бегемот».
Тут он услышал громкий звук. Заинтересовался Фантик, и захотел узнать, кто так громко трубит, и пошёл дальше. Смотрит, а клетке стоит большой слон с длинным хоботом (упр. «хоботок»).
Подражаю я слону,
Губки хоботом тяну:«У-у-у!»
Полюбовался слоном Фантик и пошёл дальше. Смотрит маленькая лошадка-пони, катает детей. Решил наш друг тоже прокатиться. Сел он на лошадку и очень быстро поскакал по дорожке (упр. «лошадка»).
К нам лошадка прискакала,
Стук копыт мы услыхали,
Вверх поднимем язычок
И поскачем на лужок.
Покатался Фантик, поблагодарил лошадку и пошёл дальше.
Долго путешествовал Фантик по зоопарку, а потом посмотрел на часы и понял, что ему пора домой (упр. «часики»).
Словно стрелочки часов,
Двигаем мы язычком.
Наши частики спешат,
9
Язычку помочь хотят.
Пришёл Фантик домой, поужинал и лег спать.
Вот такая весёлая сказка у нас получилась, спасибо всем за оказанную помощь.
Комментарии