Сайт для воспитателей детских садов


Информационно-исследовательский проект « Метеоплощадка в детском саду « В гостях у пчелки Аси»

Тип проекта :информационно-исследовательский.

По характеру содержания: включает ребенка и природу.

По характеру контактов: осуществляется внутри ДОУ в контакте с  семьей.

По продолжительности:  долгосрочный.

Проблема:

           Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений.

 Как сохранить и изучить экологическую систему сельской местности?

 Пространство детского сада представляет собой отдельную экосистему сельской местности, которая в свою очередь, состоит из отдельных эко пространств. Одним из этих пространств является метеоплощадка - пространство к пониманию изменений в природе.

Цель:

Организация интерактивного пространства детского сада. Формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека. совершенствование у дошкольников экологической культуры, повышение

экологически правильного грамотного поведения в природе.

 

Задачи:

  • Создать метеорологическую площадку на территории детского сада.
  • Организовать работу на метеоплощадке для систематических наблюдений за погодой;
  • Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от  Солнца;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Формировать представления о четырех частях света;
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: компасом, термометром,  барометром, дождемером, снегомером, солнечными часами, флюгером.
  • Познакомить с профессией метеоролога.
  • Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
  • Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, со-страдание, внимательность;
  • Прививать трудовые природоведческие навыки;

Гипотеза:

Предположим, что создание метеоплощадки обогатит пространство детского сада, что  знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать значительно более интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения элементарную метеорологическую площадку; что занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; что у детей в ходе реализации проекта будут развиваться исследовательские умения (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить элементарные эксперименты, анализировать, обобщать); что практические задания на метеоплощадке будут способствовать развитию эмоциональной сферы детей и их коммуникативных навыков.

Новизна проекта:   создание метеостанции  на территории

учреждения с составляющими ее выносными и стационарными приборами (флюгер, солнечные и песочные часы, календарь погоды, дождемер, термометр, анемометр) для

дальнейшего систематического наблюдения педагогов с детьми и последующей фиксацией результатов наблюдений в журналах регистрации.

Предполагаемый результат:

Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога:

  • приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
  • иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
  •  знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;
  • определить новую проблему: «Какая погода ожидает нас в будущем?
  •  какие факторы влияют на изменения погоды в сельской местности?
  • Вовлечение родителей воспитанников в работу метеостанции.

 

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста  (возраст 5-7 лет)

  • педагоги;
  • родители  воспитанников.
  • сотрудники детского сада

Работа над проектом строилась на следующих принципах:

  • принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;
  • принцип проблемности – активизация  мыслительных  функций, стимулирование работы  познавательных  процессов,  развитие  творческих способностей;
  • принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня  их подготовленности и развития;
  • принцип сотрудничества – ориентация  на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.
  •   принцип регионального компонента (изучение явлений природы ст.Медведовской);
  •   принцип научности и доступности понятий:

 

Содержание проекта

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания.

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги нашего учреждения стараются найти новые средства экологического воспитания, которые  помогли бы в обучении  детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стало создание экологического пространства детского сада и проектная  деятельность, которая сделала более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.

Ребенок старшего дошкольного  возраста знает о смене времен года, но не всегда способен  эту смену самостоятельно  заметить. Педагогам необходимо обратить его внимание на закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость состояния живых организмов от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Большие возможности для этого дает недельная методика ознакомления дошкольников с сезонами. Основу методики составляют ежемесячно повторяющиеся  в течение недели циклы наблюдений. Одну неделю каждого месяца во всех группах детского сада планируется:

  • вести ежедневные наблюдения за погодой;
  • изучать растительность (деревья, кустарники) и покров земли ;
  • наблюдать за животными на участках и  на территории  детского сада;
  • ежедневно работать с календарем погоды.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором.

Периодичность, регулярная повторяемость недельной методики  ознакомления дошкольников с погодой и сезонными явлениями природы развивает интерес к наблюдениям, создает у детей яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо, разнообразно,   чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.

 

Работа над проектом велась по следующим этапам:

  1. Вводный (организационный) этап:
  • создание метеостанции и оформление на территории детского сада соответствующей зоны;
  • создание условий для работы детей по изучению погоды.
  • составление перспективного плана работы по данной проблеме
  1. Практический
  2. Аналитический

 

1.Вводный (организационный) этап

     На этом этапе был собран методический, научно-популярный материал по изучаемой   теме. 

     Педагоги выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.

           Был составлен перспективный план работы над проектом.

           К оборудованию метеоплощадки были привлечены воспитатели, родители и сотрудники детского сада.

Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ «метеоплощадка».

Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории ДОУ площадке что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов природы, в зависимости от времени года.

Основные  требования к организации метеоплощадки

Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать  метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ,  организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м².  желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев.  Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.

Для метеоплощадки делают небольшую ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно. На метеоплощадке наблюдают за температурой воздуха. Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера. Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег, град, ветер, метель, иней, роса, радуга.

                

Перспективный план работы над проектом

Название мероприятия

Задачи  мероприятия Форма  проведения

Что такое метеоплощадка?

Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием.

Презентация.

Что такое  погода? Знакомить с погодными явлениями Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы Знакомить с приметами,  которые могут предсказать погоду

Беседа с использованием «Календаря природы», «Православного календаря»,

«Лунного календаря»

Загадки планеты Земля Формировать представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца Беседа-путешествие в «Планетарной комнате»
Что такое компас? Формировать представление  о частях света, познакомить с компасом Экскурсия в парк
Откуда дует ветер? Обучать детей работе с компасом Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада

Измерение осадков.

Познакомить  со способами измерения осадков.

Занятие на

метеоплощадке

Какие бывают термометры? Уточнить представления о термометре, познакомить с водным и почвенным термометром Занятие в экологической лаборатории
Чем измерить скорость ветра? Познакомить  со способами определения скорости ветра

Занятие на

метеоплощадке

Для чего нужен барометр? Познакомить с прибором барометром, учить работе с ним

Занятие на метеоплощадке

 Какая бывает почва.

Познакомить с проницаемостью разных видов почвы.

Занятие на метеоплощадке

Мы – юные метеорологи

Предложить детям организовать систематические наблюдения на метеоплощадке.

Наблюдения на метеоплощадке, фиксирование результатов наблюдений

Работа на метеоплощадке Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать  навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений

 

           Реализация проекта

Ежедневно дети старшего дошкольного возраста  проводят наблюдения за    погодой в определенной последовательности:

  • Определяют температуру воздуха;
  • Измеряют уровень (высоту) воды в искусственном мини-водоеме;
  • Измеряют количество осадков с помощью дождемера;
  • Снимают  показания барометра;
  • С помощью флюгера  и вертушек для измерения силы ветра  дают относительную оценку скорости ветра (выше или ниже, чем вчера), записывают показания в журнал;
  • Выставляют показания на стенде-календаре;
  • Делают прогноз погоды на текущий день;
  • Сообщают этот прогноз погоды педагогам и детям других групп.
  • Аналитический этап проекта.

       Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеоплощадке.

 

Результаты проекта.

Диагностические исследования показали, что за время реализации проекта  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

Дети узнали   какие бывают метеоприборы, научились ими пользоваться. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические  работы.

Значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений. Результаты стали заноситься в журнал и календарь с большим интересом, чем до проекта.

Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки,  играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами

Кроме этого, у  детей во время реализации мероприятий проекта повысился уровень самооценки, они стали более бережно относится к природе.

Во время  экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.

Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются  интересным делом.

Вывод:

Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась.

Действительно, мероприятия  проекта смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, предусмотренные комплексной программой «» и программой экологического образования «Мы».

Значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать.

В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий  дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей- жителей станицы Медведовской.

Все это свидетельствует о том, что проект  интересен детям и полезен для развития  их интеллектуальной, нравственной  и эмоциональной  сферы. Во время реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста возникло много вопросов касающихся экологии нашего Тимашевского района и Краснодарского края в целом , в том числе загрязнения  воды в реках: Кирпили и Кочеты. Это тема нашего будущего проекта.

 

 

Оцените эту запись блога:
0

Комментарии

  • Никаких комментариев, к этой записи пока не оставлено. Оставьте свой комментарий.

Оставить комментарий

Гость
Гость 24 Июнь 2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Спасибо всем. Приятно, что вам нравится. Всегда рада помочь. Яркость и красочность - это всего лишь ...
огромное спасибо всем. Но я хочу попросить опыта у педагогов с большим стажем и знанием Дошкольной п...

Это очень ярко и интересно. Я буду учиться у Вас оформлению! Спасибо!

первый раз на вашем сайте. Спасибо. Хочется поработать, поделиться, узнать как другие работают. Авто...

Спасибо большое. у меня так красиво не получается

Ирина М.