Сайт для воспитателей детских садов


Дополнительная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Грамотейка» для детей 5-7 лет.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка»  г. Моршанск

 

Рассмотрена на педагогическом

совете №___от «____»________2014 г.

УТВЕРЖДЕНА

заведующий МБДОУ №3 «Дюймовочка»

Короткова М.А.

«____»_________2014г.

Дополнительная  общеразвивающая  программа

социально- педагогической  направленности

«Грамотейка»

для детей 5-7 лет.

 

 

Срок реализации программы  2 года.

Составители воспитатели

МБДОУ детский сад  № 3

«Дюймовочка»

Решетникова Татьяна Павловна

Моршанск 2014 г.

 

Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка»

I. Пояснительная записка…………………………………………..………  2-7 стр.

1.1.Актуальность  и педагогическая целесообразность, особенность программы, возрастные особенности детей.

1.2. Цели и задачи  программы .

1.3. Поэтапное содержание программы по обучению чтению  

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы

1.5. Возраст детей участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогического процесса.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников.

1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1.8. Средства, необходимые для реализации программы.

 

II. Учебно-тематический план………………………………………………… 8-12 стр.

 

III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы……… 12-13 стр.

3.1. Содержание программы – 1ый год обучения…………………………..13-17 стр.

3.2. Содержание программы 2ой год обучения……………………………..17- 24 стр.

 

IV. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

……………………………………………………………………………………25 стр.

 

V. Список используемой литературы……………………………………… 25 стр.

 

VI. Список литературы для детей и родителей………………………     26-27 стр.

 

I. Пояснительная записка.

  1. 1.1.         Актуальность.

 Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного и дошкольного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к  личности в целом,  так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования богатых возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, мыслить логически.

По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «...дети пя­тилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамо­те», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Главное место в обучении детей старшего дошкольного возраста отведено работе со звуком, буквой, словом, предложением. При реализации содержания программы учтена  словарная работа, поскольку на начальных ступенях обучений чтению процесс понимания отстает от восприятия слова, это  упраж­нения, формирующие способность быстро схватывать смысл чи­таемого, запоминать содержание, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника.

За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение,  по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

 В Программе используется следующие подходы к развитию детей:

  • системный подход рассматривает пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
  • комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
  • теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
  • личностный подход рассматривает процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.

Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.

 

2.2. Цель программы: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания интеллектуально развитого и эмоционального читателя.

Задачи:

 

Обучающие:

Учить чтению поэтапно.

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.

Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).

 

Развивающие:

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

 

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

Воспитывать культуру речи.

  

1.3. Содержание программы делится на 2 этапа обучения:

1год-развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

2год-развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению

Кроме того, на каждом этапе решается задача подготовки руки ребёнка к письму на уровне возрастных особенностей и включает в себя:

  • развитие мелкой моторики (упражнения для пальцев ии кистей рук);
  • формирование графических навыков

Изучение материала проходит блоками:  

I. Добуквенный, звуковой период обучения.

 Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.

II. Звуковой анализ слов.

Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).

III.  Буквенный период обучения.

Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.

IV. Слоговой период обучения.

На первых порах обучения ребенка слог является основной единицей чтения.  Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.

V. Слияние слогов в слова

В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т.к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.

  

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы:

 - наглядные - рассматривание картин, наблюдение, демонстрация видеофильмов, показ образца задания…

- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;

- словесные – рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение худ. литературы.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, в последовательности от простого к сложному (концентрически).

Особенности метода

-Осознанное овладение детьми системой звуков (фонем) рус­ского языка

-Анализ и синтез в процессе обучения взаимосвязаны.

- Обучение по слоговому принципу.

- нетрадиционные приемы работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В – волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О – напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.  

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5–7 лет (1 год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–7 лет).

Дополнительной образовательной программы “Грамотейка” реализуется в течение двух лет.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей: 
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут (1 академический час);
– 2-й год обучения – 1 раза в неделю по 30 минут (1 академический час).

Количество занятий в год 36 часов ( два года -72 часа)

    В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Формы организации педагогического процесса:

- Специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

- работа в прописях и тетрадях;

- работа с книгой;

- использование новых технологий (здоровьесберегающие, компьютерные).

 - одной из форм обучения является экскурсия. Экскурсия в библиотеку проводится с целью приобщения детей к книге, развития интереса к книге и чтению разнообразных по содержанию книг.

За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

В конце каждого  года  обучения планируется провести открытое занятие для родителей. Итоговые занятия проводятся  не только с присутствием, но и с участием родителей.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу первого года обучения дети должны

уметь:

– делить слова на слоги;

 – уметь составлять предложения из двух-четырех слов;

 – членить простые предложения на слова;

 – определять место звука в слове;

 – давать характеристику звуку;

 – самостоятельно составлять предложение;

 – составлять рассказ с заданным количеством предложений;

 – свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;

 – давать характеристику звуку;

 – уметь работать с кассой букв;

 – точно отвечать на поставленные вопросы педагога.

Письмо (печатание):

– овладевают позой пишущего человека;

 – ориентироваться на листе;

 – рисовать разнообразные линии;      

 – делить линию пополам;

 – рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);

 – дорисовывать начатые фигуры;

 – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;

 – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие);

К концу второго года обучения дети должны

уметь:

– строить сложные предложения разных видов;

 – составлять рассказы по серии картин;

 – находить слова с определенным звуком;

 – составлять сказки, пользуясь моделями букв;

 – знать пословицы, поговорки, скороговорки;

 – уметь разгадывать ребусы, кроссворды;

 – членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;

 – составлять слова из слогов;

 – делать звуко-буквенный анализ слов;

 – знать и называть все буквы алфавита;

 – уметь составлять схемы слов, предложений;

 – устанавливать порядок звуков в слове;

 – уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывают местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;

 – овладевают сознательным, плавным чтением.

Письмо (печатание):

– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;

 – составлять схемы слов;

 – выполнять письменные задания у доски;

 – списывать с настенной доски слова, предложения;

 – осваивать общий темп записи;

 – умеют писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);

 – соблюдают пробел между словами;

 –уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.

1.7. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в каждой возрастной группе.

Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:

 – Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способ чтения”),

 – Тест “Школьной зрелости (авторы А.Керн, И. Йирасик),

 – Методика “Графический диктант” (автор Д.Б.Эльконин),

1.8. Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно-методическая литература

Наборы дидактических игр

Компьютер, проектор

Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»

Рабочие тетради дошкольника

Магнитная азбука;

Карточки для индивидуального чтения;

Фланелеграф;

Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

 

Учебный план

 

Продолжительность

Периодичность

в неделю

Кол-во часов

в неделю

Кол-во часов в год

25 мин-

1ый год обучения

1 раз

1

академический час

36 часов

30 мин.

2ой год обучения

1 раз

1

академический час

36 часов

 

II. Учебно-тематический план

1-ый год обучения

 

п/п

Название раздела, темы Количество часов
всего теорет. практ.
1.

Мы расскажем сказку

Слова и предложения.

1 0,25 0,75
2.

По щучьему велению…

Предложения длинные и короткие

1 0,25 0,75
3.

Слушаю - послушаю

Слово – звук.

1 0,25 0,75
4

Звуки разные нужны, звуки всякие важны.

Артикуляционные и акустические признаки звуков

1 0,25 0,75
5

Мы гостей к себе позвали.

Звуки и буквы А и О

1 0,25 0,75
6

Где же вы, АУ!

Звук и буква У.

1 0,25 0,75
7

Вдоль по улице идем…

Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ.

1 0,25 0,75
8

Дружба начинается с улыбки..

Звук и буква И

1 0,25 0,75
9

Таинственный голос.

Звук и буква Ы.Новенькие.

Согласные звуки. Твердые и мягкие.

1 0,25 0,75
10

Молоток стучит: «Тук-тук»

Буква Т, звуки Т и Ть.

1 0,25 0,75
11 Прятки Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой. 1 0,25 0,75
12

Куда села галочка?

Звуки К и Кь, буква К

1 0,25 0,75
13

Программа телепередачь

Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1 0,25 0,75
14 Помогаем хомячку.Звуки Х и Хь, Буква Учить детей находить звуки 1 0,25 0,75
15

Зимушка – зима, что ты нам принесла…

Вопросительное предложение.

1 0,25 0,75
16 Новогодние хлопоты Вопросительное предложение, согласные звуки. 1 0,25 0,75
17 Ура, у нас каникулы.!!!Повторение понятий звук, буква, слово. 1 0,25 0,75
18 Приготовили насосы Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса. 1 0,25 0,75
19

Гуси - лебеди

Повторение ранее изученных букв.

1 0,25 0,75
20

Друзья Говорунчика

Звуки П и Пь, буква П

1 0,25 0,75
21

Как змея шипит язык

Звук Ш, буква Ш

1 0,25 0,75
22

Поспешишь – людей насмешишь.

Дифференциация С и Ш.

1 0,25 0,75
23 Мы впервые в Звукобуквии. Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие. 1 0,25 0,75
24

Сказка про невидимку

Ударение.

1 0,25 0,75
25

Еще одна встреча с невидимкой.

Повторение «Ударный слог»

1 0,25 0,75
26

К нам пришла лиса.

Звуки Л и Ль, буква Л.

1 0,25 0,75
27

Путешествие на самолете

Повторение буквы Л.

1 0,25 0,75
28 Сказка за сказкой Повторение тем «предложение», «заглавная буква» 1 0,25 0,75
29

Ру-ру-ру- начинаем мы игру…

Звук Р.

1 0,25 0,75
30

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Звук Рь, Р. Буква Р.

1 0,25 0,75
31

Ура, ура! Я в цирк иду!

Дифференциация Р и Л.

1 0,25 0,75
32

Лети, лети, лепесток…

Дифференциация Р и Л.

1 0,25 0,75
33

Как хорошо уметь читать!

ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

1 0,25 0,75
34 У Слона на дне рождения. Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО. 1 0,25 0,75
35 Полет в космос(проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)Звуки Н, Нь, буква Н    1 0,25 0,75
36 Дополнительное занятие с учетом особенностей группы детей К нам пришел Летовичек (Июль Июлевич Август)( Или игра в школу) 1 0,25 0,75
  Всего                  36 9 27

 

 

Учебно-тематический план

2-ой год обучения

 

п/п

Название раздела, темы Количество часов
всего теорет. практ.
1. «Слово» 1 0,25 0,75
2. «Предложение» 1 0,25 0,75
3 «Слог – ударные слоги» 1 0,25 0,75
4 «Звук - буква» 1 0,25 0,75
5 Звук и буква «А». Печатание буквы. 1 0,25 0,75
6 Звук и буква «О» Печатание буквы. 1 0,25 0,75
7 Звук и буква «И» Печатание буквы. 1 0,25 0,75
8 Звук и буква «Ы» Печатание буквы. 1 0,25 0,75
9 Звук и буква «У» Печатание буквы. 1 0,25 0,75
10 Звук [Н], [НЬ]  и буква «Н» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
11 Звук [С], [СЬ]  и буква «С» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
12 Звук [К], [КЬ]  и буква «К» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
13 Звук [Т], [ТЬ]  и буква «Т» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
14 Звук [Л], [ЛЬ]  и буква «Л» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
15 Звук [Р], [РЬ]  и буква «Р» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
16 Звук [В], [ВЬ]  и буква «В» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
17 Буква «Е» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
18 Звук [П], [ПЬ]  и буква «П» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
19 Звук [М], [МЬ]  и буква «М» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
20 Звук [З], [ЗЬ]  и буква «З» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
21 Звук [Б], [БЬ]  и буква «Б» Печатание буквы. Чтение слогов. 1 0,25 0,75
22 Звук [Д], [ДЬ]  и буква «Д» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 1 0,25 0,75
23 Буква «Я» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75
24 Звук [Г], [ГЬ]  и буква «Г» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 1 0,25 0,75
25 Звук [Ч], [ЧЬ]  и буква «Ч» Печатание буквы. Чтение слогов,слов. 1 0,25 0,75
26 Звук [Ш], [ШЬ]  и буква «Ш» Печатание буквы. 1 0,25 0,75
 

Звук [Ж],  

 буква «Ж» Печатание буквы. Чтение слогов,слов.

1 0,25 0,75
27 Звук  [Ё]  ибуква «Ё» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75
28 Звук [Й],буква «Й» Печатание буквы. Чтение слов. 1 0,25 0,75
29 Звук [Х], [ХЬ]  и буква «Х» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений 1 0,25 0,75
30 Звук  [Ю]  и буква «Ю» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
31 Звук [Ц],  буква «Ц» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
32 Звук [Э],   буква «Э» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
33 Звук [Щ], буква «Щ» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
34 Звук [Ф], [ФЬ]  и буква «Ф» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
35 Звук [Ф], [ФЬ]  и буква «Ф» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
36 Буква «Ь и Ъ» Печатание буквы. Чтение слогов,слов, предложений. 1 0,25 0,75
  Всего 36 9 27

 

III. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные,  согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Автором курса придуман образ Говорунчика, который часто разговаривает с ребятами, дает им задания. Говорунчика можно только слышать, но нельзя увидеть. Для этого используется аудиозаписчь. Говорунчик появляется сам не на каждом занятии, но могут придти его друзья , он может прислать письмо или подарок. Часто вносятся на занятие «живые» Волк, Лиса, Кошка – куклы из кукольного театра. Дети запоминают понятие ударение, прослушав сказку о Невидимке.

Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям,  и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Ход занятий описан достаточно подробно, указывается дидактический материал для каждого занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога.

Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.

Все конспекты – не догма. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных  А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются  - красными  квадратами.  Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными:М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м,  м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.

А  дети второго года обучения, аовторяют знания о гласных и знакомятся с  согласными ( Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения.  На занятиях часто используются  «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко»,  «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.

В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.

Все занятия проводятся в доступной игровой форме.

Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.

Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.

Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:

Звуки окружающего мира;

Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);

Гласны звуки;

Согласные звуки (без классификации);

Согласны твердые и мягкие;

Согласные звонкие и глухи.

  Параллельно даются понятия:

Слово;

Слог;

Предложение;

Заглавная буква;

Вопросительное предложение;

Ударение.

3.1. Содержание программы первого года обучения

старшая группа

 

Тема. Теория. Практика.

1. Мы расскажем сказку.

Слова и предложения.

Объяснение понятий : СЛОВО и ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Сл.и. «Закончи предложение»

Составление предложений. Итог.

2. По щучьему велению…

(Предложения длинные и короткие)

Объяснение составления из слов длинных и коротких предложений.

Составление длинных и коротких  предложений. Итог.

3. Слушаю - послушаю

Слово – звук.

Объяснение   понятия «звук» (речевой). Загадывание загадок о звуках. Произнесение звуков (речевых). Итог.

4. Звуки разные нужны, звуки всякие важны.

Артикуляционные и акустические признаки звуков

Объяснение –как различить звуки по месту образования  (чем произносим?) Объяснение понятие СЛОГ –  это часть слова.   Чтение произведения по слогам. Итог.

5. Мы гостей к себе позвали.

Звуки и буквы А и О

Объяснение-как отличить звук и букву, объяснения понятия гласный звук,

соотношение его с буквой.

Произношение гласных звуков. Итог.

6. Где же вы, АУ!

Звук и буква У.

Объяснения произношения гласных звуков. Соотношения их с буквой. Чтение  гласных УА, АУ. Итог.

7. Вдоль по улице идем…

Объяснения произношения гласных звуков,  понятия слог – часть слова

Чтение слогов. Итог.

8. Дружба начинается с улыбки..

Объяснение понятия Звук и буква И,

деления слов на слоги.

Произношение звука И, соотношение его с буквой. Итог.
   

9. Таинственный голос.

Звук и буква Ы.

Обяснение местонахождения звука Ы в слове. Произношение звука Ы, соотношение его с буквой. Итог.

10. Новенькие.

Согласные звуки. Твердые и мягкие.

Объясненить, как различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове.

Произношение твердых и мягких согласных звуков.

Итог.

11.Молоток стучит: «Тук-тук»

Буква Т, звуки Т и Ть.

Объяснение понятий СОГЛАСНЫЙ, ТВЕРДЫЙ , МЯГКИЙ звук, соотношение их с буквой.

Произношение твердых и мягких согласных звуков.

Итог.

12. Прятки

Повторение буквы Т. Знакомство с заглавной буквой.

Объяснение чтения прямых и обратных слогов с буквой Т, деления слова на слоги. Чтение прямых и обратных слогов с буквой Т. Итог.
   

13. Куда села галочка?

Звуки К и Кь, буква К

Объяснение сравнения звуков К и Кь,  слов КИТ и КОТ. Чтение слогов КИТ, КОТ. Итог.

14. Программа телепередачь

Повторение буквы К, понятий СЛОГ-СЛОВО-_ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Объяснение чтения слов из знакомых букв. Чтение слов. Итог.

15. Помогаем хомячку.

Звуки Х и Хь, Буква Х

Объяснение нахождения звуковХ и Хь в словах, определение место звука в слове (начало, середина, конец слова) Произношение звуков в словах. Итог.

16.Зимушка – зима, что ты нам принесла…

Вопросительное предложение

Объяснение понятия «вопросительное предложение», «знак вопроса». Повторение понятия «заглавная буква».

Составление  и произношение вопросительного предложения. Итог.

17.Новогодние хлопоты

Вопросительное предложение, согласные звуки.

Повторение составления вопросительных предложений. Объяснение выделения первого согласного звука в слове. Составление  и произношение вопросительного предложения, называния первого звука в слове. Итог.

18.Ура, у нас каникулы.!!!

Повторение понятий звук, буква, слово.

 Объяснение  произношения отдельного   звука в слове.   Произношение отдельных звуков в слове. Итог.

19.Приготовили насосы

Звуки С и Сь , буква С. Повторение понятия знак вопроса.

Объяснение произношение звуков в слове, соотношение звука и буквы  , деление слова на слоги, образовывание новые слова с одним и тем же слогом.   Чтение слогов со звуком С и Сь. Итог.

 20.Гуси - лебеди

Повторение ранее изученных букв.

Объяснение  чтения слогов, коротких слов.  Закрепление деления слов  на слоги.     Чтение слогов, коротких слов.

21. Друзья Говорунчика

Звуки П и Пь, буква П

 

Объяснение правила добавления звука к слову.   Повторение понятия «заглавная буква».   Применение правил добавления звука к слову. Итог.

 22.Как змея шипит язык

Звук Ш, буква Ш

Объяснение  произношения звука Ш,   деление слова на слоги.

Произношение звука Ш в словах. Чтение слогов.

Итог.

 23.Поспешишь – людей насмешишь.

Дифференциация С и Ш.

Объяснение произношения звуков  и чтение С и Ш в словах и фразах.

Объяснение понятия «родственных слов».

Произношение звуков в словах. Итог.

 24.Мы впервые в Звукобуквии.

Звуки М и МЬ, Буква М, звуки звонкие и глухие.

Объяснеение произношения и различия звуков  по звонкости, чтение слогов и слов  с буквой М.   Чтение слогов и слов  с буквой М.  Итог.

25.Сказка про невидимку

Ударение.

 

Объяснения правил деления слов на слоги, дать понятие «ударный слог»,   находить его в словах. Применения правил деления слов на слоги. Итог.

 26.Еще одна встреча с невидимкой.

Повторение «Ударный слог»

Закрепление понятия ударный слог в словах, совершенствовать навык чтения слов по слогам.   Чтение слов по слогам, называния ударного слога. Итог.

 27.К нам пришла лиса.

Звуки Л и Ль, буква Л.

Объяснение различия звуков Л и Ль, чтение слов  и слогов с новой буквой.   Чтение слов по слогов, с буквами Ли Ль. Итог.

28. Путешествие на самолете

Повторение буквы Л.

 Повторение понятия «ударный слог», ранне изученных букв. Чтение по слогам. Итог.

29.Сказка за сказкой

Повторение тем «предложение», «заглавная буква»

 

Объяснение правил составления сложных предложений с заданным словом. Совершенствовать навыки чтения слов из знакомых букв. Составления сложных предложений с заданным словом. Итог.

30. Ру-ру-ру- начинаем мы игру…

Звук Р.

Объяснение произношения звука Р в словах и фразах.   Нахождение звука Р в словах и фразах. Итог.

31.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Звук Рь, Р. Буква Р.

Закрепление произношения звуков Р и Рь в словах и фразах. Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.    Произношение и чтение звуко Р и Рь в словах и фразах.Называть мягкий и твердый звук. Итог.

 32.Ура, ура! Я в цирк иду!

Дифференциация Р и Л.

Объяснение преобразовывания слова путем замены букв.   Преобразовывания слова путем замены букв. Итог.

33.Лети, лети, лепесто.

Дифференциация Р и Л.

 

Объяснения различия   звуков Р и Л, произношения слова сложного слогового состава с этими звуками. Чтение слогов и слов  из знакомых букв. Итог.

 34.Как хорошо уметь читать!

ЗВУК –СЛОГ – СЛОВО.

Повторение понятия звук, слог, слово.   Чтение слов по слогам. Итог.

 35.У Слона на дне рождения..

Закрепление понятий ЗВУК – СЛОГ – СЛОВО.

Объяснение правил составления слов из готовых слогов   Отгадывание простых ребусов.   Составление слов из готовых слогов. Итог.

 36.Полет в космос(проводится в конце апреля- в начале мая в зависимости от количества занятий в полугодии)

Звуки Н, Нь, буква Н

Объяснение различия звуков Н и Нь,   Повторить понятия слово – предложение.   Чтение слов  с новой буквой. Итог.

 

3.2. Содержание программы второго года обучения

подготовительная группа

 

№ п.п. Тема занятия теория практика
 
1.

«Слово»

Знакомство детей с понятиям: СЛОВО,   составление предложения с заданным словом. Выполнение заданий из        тетради. Составление предложений. Итог.
2. «Предложение» Знакомство детей с понятием: предложение;составление предложения с заданным словом. Составление длинных и коротких  предложений. Итог.
3. «Слог – ударные слоги»

Объяснение понятия: СЛОГ –  это часть слова.

Обучение детей звуковому анализу.

Знакомство с ударением (слоги бывают ударные)

Выполнение заданий из        тетради.

Составление длинных и коротких  предложений. Итог.

4. «Звук - буква»

Знакомство с понятием «звук» - «буква», чем они отличаются.

Объяснение понятий «гласный звук», «согласный звук», «твердый, мягкий согласный звук», «звонкий – глухой». 

.

Выполнение заданий из        тетради.

Выделение гласных  из ряда звуков.

Составление длинных и коротких  предложений. Итог.

   
5. Звук и буква «А»

 Знакомство с буквой «А», учить находить данную букву среди других.

Развсоотносить звук и букву, помочь усвоить понятие гласныйзвук,  сопоставлять букву и её графический образ.

Обозначение гласного звука (красный квадрат).

 Выполнение заданий из        тетради.

Чтение произведения по слогам. Итог.

6. Звук и буква «О»

Знакомство с буквой «О», учить находить данную букву среди других.

Обозначение гласного звука (красный квадрат).

Сопоставление буквы и её графического образа.

Выкладывание буквы нитками на бархатной бумаге. 

Печатание буквы в тетради.

Упражнение в чтении буквенных сочетаний: ОА, АО.

Итог.

7. Звук и буква «И»

 Познакомить с буквой «И», дать характеристику звуку ( выделять звук из ряда гласных звуков,  выделять начальный ударный гласный).

Выполнение заданий из        тетради.

Итог.

8. Звук и буква «Ы»

Познакомить с буквой «ы», дать характеристику звуку

выделение звука «Ы» в словах,

Обозначение гласного звука (красный квадрат).

Чтение буквенных сочетаний: АЫ, ОЫ, ЫО, ЫА, АОЫ, ИАЫ, АОЫ, ЫАО.

Выполнение заданий из        тетради.

Итог.

   
 9 Звук и буква «У»

 Знакомство с буквой «У», дать характеристику звуку -определять место данного звука в словах (начало, середина, конец слова).

Выполнение заданий из        тетради. Читать ряд гласных УА, АУ, УО, ИО, ЫО, ОА, ОУ, ОИ, ОЫ.

Итог.

 10 Звук [Н], [НЬ]  и буква «Н»

Знакомство с буквой «Н»,  находить данную букву среди других, дать характеристику звуку

Выполнение заданий из        тетради. Делить слова на слоги.

Чтение слогов: НА, НО, НЫ, НУ, НИ и обратно.

Итог.

 11 Звук [С], [СЬ]  и буква «С»

Помочь запомнить новую букву «С», находить в словах слог с заданным звуком и его условным обозначением - синий  квадрат.

Составление предложений.

Объяснить, что звуки [С], [СЬ] на письме обозначаются одной буквой.

Выполнение заданий из        тетради. Развивать навык чтение слогов: СА, СО, СЫ, СУ, СИ,  и обратно. - Звуко – слоговой анализ слов: ОСА, ЛОСИ, СОСНА.

Итог.

 12 Звук [К], [КЬ]  и буква «К»

Знакомство с буквой «К»  учить находить данную букву среди других.

 Характеристика звука.

Знакомство с заглавной буквой.

Выполнение заданий из        тетради. Чтение прямых и обратных слогов – КА,  КУ, КИ, КЫ.

 Закрепить навыки произношения и различения этих звуков в слогах, словах.

Итог.

   
13. Звук [Т], [ТЬ]  и буква «Т»

Знакомство с буквой «Т»

Характеристика звука.

 Закрепить навыки четкого произношения звуков [Т], [ТЬ] в слогах, словах, фразах.

Закрепить умение давать характеристику звуку.

Выполнение заданий из        тетради.  Анализ и синтез слогов типа: АТ, ИТ, УТ,ЭТ, ОТ, ТУ, ТО, ТИ, ТА.

Печатание буквы в тетради. Чтение слогов. Составление схем слов.

Итог.

14. Звук [Л], [ЛЬ]  и буква «Л»

Знакомство с новой буквой «Л», читать слова и слоги с новой буквой.

Повторять понятие «ударный слог».

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Выполнение заданий из        тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЛАК, ЛУК, ЛУНА.

определение позиции звука в словах.

Итог.

15. Звук [Р], [РЬ]  и буква «Р»

Знакомство со звуком Р

Закрепить умение давать характеристику звуку.

Закреплять произношение звуков [Р], [РЬ]   в словах и фразах.

Дифференцировать звуки по твердости – мягкости.

Выполнение заданий из        тетради. Составление схем слов. Чтение слогов, слов, коротких предложений.

Итог.

16. Звук [В], [ВЬ]  и буква «В»

Знакомство с буквой «В», учить находить данную букву среди других.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [В], [ВЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение выделять звуки в слове.

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий из        тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ВАЗА, СЛАВА, ВОРОНА.

Итог.

 
17. Буква «Е»

Знакомство с буквой  «Е», учить находить данную букву среди других.

Закрепить деление слов на слоги.

 Правило написания заглавных букв в именах нарицательных.

Обозначение гласного звука (красный квадрат).

Выполнение заданий из        тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради.

 Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЕЛЬ, ЛЕТО, ЛЕНА.

Итог.

18. Звук [П], [ПЬ]  и буква «П»

Знакомство с буквой П, дать характеристику согласному звуку.

 Объяснить, что звуки [П], [ПЬ]  на письме обозначаются одной буквой П Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [П], [ПЬ].

Выполнение заданий из        тетради. Выкладывание буквы из палочек.

 Печатание буквы.

Итог.

19. Звук [М], [МЬ]  и буква «М»

Закрепить навыки произношения и различения  звуков [М] - [МЬ]  в слогах, словах, фразах;

Знакомство с буквой «М».

 Характеристика звука.

Знакомство с понятием «звонкий» звук.

Выполнение заданий из        тетради. Печатание буквы, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: МАМА, МАК, ТОК, КОТ.

Итог.

20. Звук [З], [ЗЬ]  и буква «З»

Знакомство с буквой «З».

Закрепить навыки четкого и правильного произношения звуков [З], [ЗЬ], в слогах, в словах, упражнять в дифференциации данных звуков.

Развивать умеие выделять звук [З] в начале, середине и в конце слова.

Выполнение заданий из        тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: КОЗА, ЗИМА, ВАЗА, ЗИНА.

Итог.

   
21. Звук [Б], [БЬ]  и буква «Б»

 Знакомство с буквой «Б».

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Б], [БЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий из        тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: БАК,  БОК, БЫК.  Деление слов на слоги. Составление схем предложений.

Итог.

22. Звук [Д], [ДЬ]  и буква «Д»

Знакомство с буквой «Д» и её обозначением.

Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.

Продолжать составлять схемы предложений и отдельных слов.

Выполнение заданий из        тетради. Печатание букв, слогов и слов в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ДОМ, ДЫМ, ДАМ, САД.

Итог.

23. Буква «Я»

Знакомство с буквой «Я»,  находить данную букву среди других.

Делить слова на слоги.

Давать слого-звуковую характеристику.

Повторить понятие «ударный слог».

Выполнение заданий из        тетради. Писать печатную букву Я. Чтение парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ… Составление схем к словам где присутствует данный звук.

Итог.

24. Звук [Г], [ГЬ]  и буква «Г»

Знакомство с буквой Г, находить данную букву среди других.

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Г], [ГЬ] в слогах, в словах.

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий из        тетради. Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ГОД, ГНОМ, ГУБЫ.

Итог.

   
25. Звук [Ч], [ЧЬ]  и буква «Ч»

Знакомство с буквой Ч, находить данную букву среди других.

Составление сложных предложения с заданным словом.

Выполнение заданий из        тетради.

Чтения слов из знакомых букв, продолжать учить детей делить слова на слоги Итог.

26. Звук [Ш], [ШЬ]  и буква «Ш»

Закрепить произношение звука Ш, развивать умение делить слова на слоги;

Помочь детям запомнить новую букву.

 Обратить внимание на то, что звук [Ш] всегда твердый.

Выполнение заданий из        тетради.

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Печатание букв, слогов и слов  в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: УШИ, МЫШИ, ШИНА, МАШИНА.

Итог.

27.

Звук [Ж],  

 буква «Ж»

Закрепить навыки различения и правильного произношения звука [Ж] в слогах, в словах.

Обратить внимание на то, что звук [Ж] – всегда твердый.

Знакомство с буквой «Ж», находить данную букву среди других.  Правило правописания ЖИ.

Выполнение заданий из        тетради. Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради.

Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЖУК, ЖАБА, ЖАЛО, УЖИ, НОЖИ.

Деление слов на слоги. Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Итог.

28.

Звук  [Ё]  и

 буква «Ё»

Знакомство с буквой «Ё», находить данную букву среди других.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Закреплять ударный слог.

Выполнение заданий из        тетради.

Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЁЖ, ЁЛКА.

Чтение отдельных слов и коротких предложений.

Составление предложений со славами в которых имеются знакомые звуки. Итог.

   
29.

Звук [Й],

 буква «Й»

Знакомство со звуками [Й], как со звонким и мягким согласным.

Знакомство с буквой «Й».

Закрепить навыки  правильного произношения звуков [Й]  в слогах, в словах; развивать фонематический слух; определять позицию звука в словах. 

Выполнение заданий из        тетради.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов.

Итог.

30. Звук [Х], [ХЬ]  и буква «Х»

Знакомство с буквой Х, находить букву в ряде других букв.

Закрепить умение давать характеристику согласному звуку.

Называть слова с знакомой буквой.

Выполнение заданий из        тетради.

Выкладывание буквы из палочек.

 Печатание буквы, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: УХА, МУХА, МОХ

Итог.

31.

Звук  [Ю]  и

буква «Ю»

Знакомство с буквой «Ю», находить данную букву среди других.

Повторить понятие «заглавная буква».

Выполнение заданий из        тетради.

Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….

Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЮЛА, ЮБКА.

Итог.

32.

Звук [Ц],  

 буква «Ц»

Знакомство с буквой «Ц», находить данную букву среди других.

Обратить внимание на то, что звук «Ц» – всегда твердый.

 Повторить понятие «ударный слог».

 Работа со схемой предложения.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Выполнение заданий из        тетради.

Печатание букв, слогов, слов и предложений в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЦАПЛЯ, ЦВЕТЫ, ОВЦА .

Деление слов на слоги.

Итог.

   
 33

Звук [Э],   

 буква «Э»

Закрепление умения  выделять звук из ряда гласных звуков,  выделять начальный ударный гласный, закрепить навыки четкого произношения звука [Э],  определять место данного звука в словах.

Знакомство с гласным и его обозначением.

Выполнение заданий из        тетради.

Работа со схемой предложения.

Чтение слогов, слов и предложений.

Итог.

 34

Звук [Щ],

 буква «Щ»

Закрепление навыков различения и правильного произношения звуков [Щ] в слогах, в словах.

Знакомство с буквой Щ, находить данную букву среди других. Обратить внимание на то, что звук Щ - всегда мягкий.

-

Выполнение заданий из        тетради. Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слогов и слов.

Работа со схемой предложения. Чтение прямых, обратных слогов, слов: ЩУКА, ЧАЩА, ЩИТ, РОЩА .

 Итог.

 35 Звук [Ф], [ФЬ]  и буква «Ф»

Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков [Ф], [ФЬ] в слогах, в словах, фразах;

Знакомство с буквой «Ф».

Закреплять умение  дифференцировать мягкие и твердые согласные.

Выполнение заданий из        тетради.

Печатание букв, слогов и слов в тетради.

Чтение прямых, обратных слогов, слов: ФАТА, ФАРА, ФЕН

Итог.

 36 Буква «Ь и Ъ»

Знакомство с буквами.

Выполнение заданий из        тетради. Совершенствование навыка чтения. 

Итог.

           

 

IV. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

  1. 3-я часть программы Е.В. Колесниковой - «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 6 лет». Сценарии учебно-игровых занятий  к рабочей тетради «От А до Я».
  2. «От А до Я»- рабочая тетрадь для выполнения заданий ребёнком.
  3. «От звука к букве» - демонстрационный материал.
  4. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.
  5. Учебно-методическая литература
  6. Наборы дидактических игр
  7. Компьютер, проектор
  8. Демонстрационный материал «Слова, звуки, слоги»
  9. Рабочие тетради дошкольника
  10. Магнитная азбука;
  11. Карточки для индивидуального чтения;
  12. Фланелеграф;
  13. Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.

V. Список использованной литературы

  • Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  • Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  • Е.В.Колесникова. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Рекомендовано учебно-методической лабораторией педагогики начального образования Московского института открытого образования. Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г
  • Е.В.Колесникова. Развитие фонематического слуха у детей 5 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку». Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.  Издательство ЮВЕНТА , Москва 2007г
  • Е.В.Колесникова. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей у детей 6 лет»
  • У.М.Сидорова. Задания  по развитию речи детей старшей группы ДОУ. Творческий центр. Москва 2010г
  •  Т.Е. Ковригина, Р.Е. Шеремет «Занимательное обучение чтению», Издательство «Учитель» 2008 год.
  •  Д.Г. Шумаева – Обучение дошкольников чтению. Программа – конспект  «Как хорошо уметь читать!..», Санкт-Петербург. Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997 год.
  • Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада». Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж 2007 год.

 

VI. Литература для детей и родителей

для детей

  • Балинш Агнеш. Гном Гномыч и Изюминка.
  • Барто Агния. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие.
  • Блайтон Хэйден Энид. Знаменитый утёнок Тим.
  • Виталий Бианки. Первая охота. Как муравьишка домой спешил. Чей нос лучше. Лесные домишки. Сова. Кто чем поёт? И другие рассказы.
  • Дональд Биссет. Всё кувырком (рассказы).
  • Заходер Борис. Хрюк на ёлке. О чём индюк думал.
  • Кротов Виктор. Как Игнатий играл в прятки. Как червячок Игнатий чуть не стал драконом.
  • Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  • Маршак Самуил. Усатый - полосатый. Где обедал, воробей? Багаж. Вот такой рассеянный. Урок вежливости. И другие.
  • Миллер Зденек. Крот и волшебный цветок.
  • Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
  • Михалков Сергей . Басни: Кто кого? Услужливый заяц. Друзья в походе. Стихи: А что у вас? Песенка друзей. Фома. Рисунок. Мой щенок. И др. стихи.
  • Мошковская Эмма. Зоопарк. И другие стихи.
  • Народные сказки о животных. Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Мужик и медведь. И другие.
  • Носов Николай. Живая шляпа.
  • Осеева Валентина. Волшебное слово.
  • Пляцковский Михаил Солнышко на память (рассказы).
  • Сладков Николай. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И др. рассказы.
  • Сутеев В.. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок. Разные колёса. Капризная кошка. Палочка-выручалочка.
  • Хармс Даниил. Иван Иваныч Самовар. Игра. Весёлые чижи. Врун. И др.
  • Хитрук Фёдор.  Топтыжка.
  • Чуковский Корней. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-цокотуха. Айболит. Путаница.
  • Юдин Георгий. Букварёнок. Усатый сюрприз (стихи и рассказы).

 

для родителей

  • Е.В. Колесникова. « Ну-ка, буква, отзовись!» Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. Рекомендовано лабораторией дошкольного образования и лабораторией дефектологии Московского института открытого образования.  Издательство ЮВЕНТА Москва 2010г
  • Коррекционно-развивающее обучение. Е.В.Колесникова «Слушай, смотри, делай!» Рабочая тетрадь для детей 5-7лет.

 

Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения чтению невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников. 

Овладение навыками чтения особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях. Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыками аналитико – синтетического слияния звуко – буквенных сочетаний.

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий  (см. указанные источники) и постоянного закрепления и упрочения материала изученного с педагогом.

Основные правила для родителей по организации домашних занятий с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.Играйте! Игра - естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия.

3. Важна не длительность занятий, а их частота.

4. Будьте последовательными в обучении чтению.

5. Ваши указания и инструкции должны быть короткими, но емкими - ребенок дошкольного возраста не способен воспринимать длинные инструкции.

6. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если речь ребенка изобилует ошибками в согласовании слов, в слоговой структуре слов или дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь обратиться к логопеду.

7. Овладение чтением требует от ребенка большого умственного и физического напряжения. Поэтому на каждом занятии обязательно сочетайте учебные упражнения с разминками (физминутка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра).

8. Ребенок - это не уменьшенная копия взрослого. Ребенок имеет право не знать и не уметь! Будьте терпеливы!

9. Не сравнивайте успехи вашего ребенка с успехами других детей. Темп освоения навыка чтения индивидуален для каждого ребенка.

10. Для каждого ребенка существует свой оптимальный способ обучения чтению. Постарайтесь найти именно те приемы и методы работы, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

11. Никогда не начинайте занятия, если у вас или вашего ребенка плохое настроение: такие занятия не принесут успеха!

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

ринесут успеха!

Оцените эту запись блога:
6

Комментарии

  • Гость
    татьна 20 Декабрь 2016

    программа очень интересная.... Но можно добавить блок математики и творчества. такая программа в дополнительном образовании пошла бы на ура....

  • Гость
    Елена 20 Декабрь 2016

    Программа очень понравилась.

  • Марина
    Марина 28 Август 2016

    замечательно! мне понравилось.

  • Гость
    Татьяна 04 Август 2016

    Программа очень понравилась. Хотелось бы по ней попробовать работать...

Оставить комментарий

Гость
Гость 30 Апрель 2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Почему же сразу "кто то у кого то стырил"!?Может материал взят за основу а данные все каждый свои вв...
Татьяна
Здравствуйте,ваша информация мне очень полезна для работы. Можете подсказать в каком нормативном док...
Татьяна
не знаю кто у кого этот отчет "стырил", но вот на сайте МААМ, точно такой же под другим именем http...
Наталья
Материал хороший, правильно структурирован. Желательно добавить мнения ученых о развитии самостоятел...
Виктор
Светлана Викторовна, вы дали очень интересный отчет о проделанной работе в 2105-2016 учебном году. Я...
Олейникова Ольга Ивановна