Сайт для воспитателей детских садов


Проект «Праздник ПАСХИ - светлый праздник»

Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный 18.04.2016 - 22.04.2016.

Участники: дети старшей общеразвивающей группы, воспитатели.

Образовательные области интегрированные: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Социализация»

Актуальность: Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым. Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах. Мы решили познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: “Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Цели проекта: приобщения, расширение знаний дошкольников о традиции празднования православных праздников на примере праздника Пасха.

Задачи: познакомить детей с традициями празднования Пасхи; развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща, поиск информации, прививать интерес к православной культуре; показать возможность творческой деятельности на практике; воспитывать интерес к народному искусству.

Обеспечение: иллюстрированный материал, пособия, атрибуты; литературный материал, народный фольклор (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т. п.)

Предполагаемый результат: пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины; любви к родному краю; формирование чувств национального достоинства, расширение кругозора детей; знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Продукт проектной деятельности: выставки рисунков, поделок, работ по аппликации.

Презентация проекта: оформление выставки.

Основные этапы реализации проекта:

Подготовительный: обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта; подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта; подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности; составление плана работы.

Основной: беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник»; Образовательная деятельность (ознакомление с окружающим миром) «Пасхальные радости»; Образовательная деятельность (художественное творчество) «Яичко к празднику».

Совместная деятельность детей и воспитателя.

1. Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи)

2. Игры-забавы «Найди яйцо», «Катание яиц», "Шапка", "Поиск яиц с завязанными глазами".

3. Познавательное развитие. Беседа о Великом празднике Пасха.

О том, чем и как украшали пасхальные яйца на Руси  (писанка, крашенка, малеванка).

4. Сказка "Пасхальное яйцо"

5. Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

6. Эксперименты с куриным яйцом.

7. Аппликация. «Поздравительная пасхальная открытка»

8. Коллективная работа «Корзина с пасхальными яйцами»

9. Составление рассказов «Как мы дома готовимся праздновать Пасху»

10. Раскрашивание «Пасхальное яйцо»  , рисовании гуашью.

11. Консультация «Пасхальные традиции и их значение для семьи»

12. Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как рассказать ребенку о ПАСХЕ"

Самостоятельная деятельность детей

1. Рассматривание иллюстраций о ПАСХЕ.

2. Самостоятельная изобразительная деятельность (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд) .

Заключительный этап:

1. Оформление выставки «Пасхальные творения»

2. Проведение итогов проектной деятельности (печать опыта работы).

 

Беседа «Праздник ПАСХИ - светлый праздник».

Цель: Познакомить детей с православным праздником «Светлое воскресение» с его историей, развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

• воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

• активизировать и расширять словарный запас детей,

• предложить детям выполнить аппликацию пасхального яйца.

Актуальность этого конспекта в том, что впечатления детства глубоки неизгладимы в памяти. Народная культура является действенным средством познавательного нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к человеческим нравственным ценностям.

Словарная работа: святая пасха, пост «христосоваться» обряд, крашенки, писанки.

Демонстрационный материал: иллюстрации пасхальных атрибутов, фонограмма колокольного перезвона, музыка, писанные яйца.

Ход занятия

Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос-воскрес» (Дети старшей группы)

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Вот просыпается земля

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос Воскрес, Христос Воскрес!

Воспитатель. Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. Ликует природа, все вокруг расцветает и цветет.

В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течении всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме- мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а так же хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходится обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, «даже ворона своих воронят в луже моет», в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы «весь год чистыми были».

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках – хороших и плохих, о своих делах – добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Музыкальные слайды «Христос  Воскрес» (песня)

В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят «Христос  воскрес! »- «Воистину воскрес! » Это называется «христосоваться». Все накрывают праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца.

Воспитатель. - Ребята, а вы знаете почему красят яйца?

- это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

Слайды о традициях в пасхальную неделю

-Давайте с вами поиграем в игру «Катание яиц с горки».

-Как мы уже говорили ранее, орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным изображающим мир животных и птиц.

Подобные яйца в древности называли – Крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили оберегом в течении всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - Писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - Малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

Раскрашенные яйца, по древним поверьям, пасхальные яйца оберегают от зла, а потому так подарить их друзьям, родным или близким как символ любви и жизни.

Вот я вам предлагаю выполнить аппликацию «Корзина с пасхальными яйцами» и украсить ею наш пасхальный уголок, и пусть эта аппликация будет нашим  оберегом.

f5f6

sf7

Сказка "Пасхальное яйцо"

Это АВТОРСКАЯ сказка от Евгении и Настеньки

Жили-были дед и баба. Жили они очень одиноко и бедно. Детей у них не было.
А из живности была у них одна курица. Только цыплят дед с бабой не разу не видели, а курица как снесет яичко, оно пропадает. И вот наступило время Светлой Христовой Пасхи! А дед загоревал. Курица наша ни как нам яиц не дает.
Дед:
Хорошо у нас, хозяйка,
Только как не поворчать –
Ни куличика, ни пасхи…
Как же праздник нам встречать?
Баба:
Праздник мы встречаем в храме,
А не дома за столом.
Нас с тобой Бог не оставит,
Не грусти, старик, о том.

А дед не успокоился, решил за курицей понаблюдать.
Увидел, что курица снесла яйцо, и оно куда-то покатилось..
Быстро-быстро катилось яйцо, дед за ним не поспевал и совсем отстал..
Яйцо оказалось не простое!, кричит ему «- Не грусти старик!!!, я яичко не простое, а пасхальное! Богу молись, и все наладится!»

Покатилось яичко по лесам по долам и поет песенку (любуясь красотой природы, цветами, небом, деревьями):
Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки кто воды налил?
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Знаете дети?
Ну конечно, это Бог.
Бога видеть невозможно.
Лишь дела увидеть можно,
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
Вот за что и почему благодарны мы Ему.
Чтоб Его не огорчать,
Душу надо освящать,
Зла не делать никому
И послушным быть Ему.

Катилось, катилось яйцо, а на встречу
Белочка: 
- Ты куда яичко торопишься?

Яйцо:
Я иду за добрым делом! хочешь со мной?
Белочка:
Поедем, а я еще и гостинцы возьму….
Я – Белочка - умелочка.
Мой небогат подарочек,
но бедность – не порок.

Изюма да орехов несу я кузовок.

Пошли они вдвоем.

А на встречу им кошка:
-Мяу-мяу вы куда, погулять, что ль с вами?
Белка и яичко:
- Не гуляем мы сестра, и не прохлаждаемся..
А спешим в пасху туда, где сильно в нас нуждаются!
Кошка:
- Мяу, пасха?!, Мур-мур, мяу..
У меня есть творог, молоко, и еще сметанка,..
возьмите меня с собой, может я вам пригожусь!
И своими запасами поделюсь,мяу..

И пошли они втроем.

Идут они идут, через реку, по полям, по лесам и по долам.
Смотрят путники, теремок стоит посреди леса.(3 тропинки ведут)
Постучались…
-Чей домик-теремок, кто в домике живет?

Мышка-норушка к ним вышла. (Кошка на мышку набросилась)
Мышка:
- Ой, спасите, кошка, кошка! (прячется за домик)

- а здесь живет девочка Настенька.
Очень хорошая девочка, добрая, но живет она одна!
Кошка:

Не пугайся, меня, крошка!
Не обидит тебя кошка.
В гости к Насте я пришла
И сметанки принесла.
Пропусти меня скорей
К милой Настеньке моей!

А яичко говорит:
-В святую ночь нельзя вам враждовать!!!
Кошка:
-Да, конечно, будем мы друзьями.

Мышка: 
- конечно, будем друзьями! (выходит из-за угла дома)
А я – Мышка-Норушка.
Я для милой Настеньки принесла муки,
Будут у нее теперь блины и пирожки.
В зимушку голодную она меня спасла –
Крошек хлебных, семечек для Мышки припасла.

Зашли гости в домик – теремок.
И Настеньке рассказали про старика и старуху.
И что грустно им живется, сиротливо.
Настенька:
- С удовольствием схожу я к ним в гости и поздравлю с праздником праздников, с торжеством из торжеств - ПАСХОЙ ХРИСТОВОЙ!!!

Взяла Настенька яичек в подарок деду и бабе.(помочь)
Мышка собрала мешочек с мукой.

Кошка котомку с творогом, молоком и сметаной.
Белочка свои припасы: орешки, изюм.
А яичко показывало им дорогу..

И пошли они со всеми дарами к деду и бабе.
Куличи да пасхи печь,
и яички красить.
Пасху красную встречать
В храме Бога прославлять!

Поют все вместе:
-Отчего так засияло нынче солнышко с небес?
Пасха светлая настала, Мы поем: Христос воскрес!
В храме праздничные лица, И звонят колокола.
Станем радостью делиться — Пасха светлая пришла!!!

Стали вместе поживать, добра наживать, и друг - другу помогать!!!
Поют все вместе:
Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял как свеча.
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича.
и Настенька:
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес.
И меня целует, мама
Говорит: «Христос Воскрес! Воистину Воскрес!!!

Чтение библейской легенды «Почему красят яйца на Пасху? »

Раскрашивание «Пасхальное яйцо»  (рисовании гуашью).

Цель: развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником.

Задачи:

• воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа, к народному творчеству

• активизировать и расширять словарный запас детей,

• предложить детям расписать деревянные макеты пасхальных яиц.

Демонстрационный материал: иллюстрации пасхальных атрибутов, образцы писанных яиц.

Рассказывает воспитатель с актуализацией знаний детей.

Легенда

На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами «Христос воскрес! », и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в Воскресшего Господа мы и красим яйца.

Яйца всегда расписывали женщины. Занимаясь росписью яиц, они связывали с этим свои надежды и пожелания, которые вплетались в наносимый узор. Так из поколения в поколение складывались и передавались орнаменты и рисунки.

Для того,  чтобы покрасить пасхальные яйца, наши предки использовали растительные красители которые изготавливали заранее из дубовой и яблоневой коры, ольховых шишек, луковой шелухи свекольного отвара, крапивы и т д.)

У каждого цвета было свое значение:

Красный цвет - знак счастья;  желтый - знак солнца, зеленый цвет - знак жизни, голубой цвет - знак неба, синий - цвет ночи и таинства ; коричневый цвет - цвет земли.

Выполнение  практической работы детьми.

А мы вам предлагаем сегодня использовать для росписи наших макетов пасхальных яиц – краски гуашь.

Подведение итогов.

Дополнение выставки выполненными работами.

 

сад 032

sf1sf2

Игры-забавы  в пасхальные дни.

Пасха - красивый праздник, но, к сожалению, большинство современных семей ограничиваются только крашением яиц. А ведь столько интересных игр и забав было на Руси. Давайте вспоминать.

Самые распространенные в Пасхальную неделю были игры с яйцами. Их били, катали по земле, прятали и искали, на них гадали, а в азартных играх их ставили на кон. В некоторых регионах, пасхальные игры с яйцами были чисто женским развлечением, в других же регионах - яйца катали только настоящие мужчины, но в большинстве деревень с яйцами играли всей деревней.

«Катание яиц».

Любимой пасхальной игрой на Руси было катание яиц (”Каточки”).
Яйца скатывают по деревянному лоточку на ровную поверхность, где до начала игры игроки раскладывают свои яйца в произвольном или заданном порядке. Цель игры - попасть в яйца соперников. Если игрок задевает своим яйцом чужое, он имеет право его забрать и продолжить игру дальше, пока не промахнется. Если же игрок промахивается, его яйцо остается на кону, а ход переходит следующему игроку.
Секреты игры. Успех в игре определяется умением правильно рассчитать траекторию движения яйца. Опытные игроки имели для выкатывания по 3-4 разных яйца: круглое, вытянутое или с острым концом. Круглое яйцо катилось прямо, с острым концом заворачивало в сторону острого конца и т. д.
В домашних условиях такую горку можно сделать из куска шифера или картона, можете попробовать из картонных рулончиков туалетной бумаги.

“Найди яйцо”.

Один из игроков, пока другие отвернулись, прячет яйца в заранее подготовленные кучки песка или соломы или опилок. Иногда используются шапки. Игроки по очереди (очередь определяет жребий) пытаются отгадать и отрыть яйца из кучек или достать из под шапок, причем в одной кучке может быть сразу несколько яиц, а в другой одно или вообще ничего. У кого оказывалось после игры больше яиц - тот и выиграл. Очень часто в эту игру играли битыми яйцами, то есть уже отыгравшими в других играх яйцами.
                                                              “Угадывание яиц”.

Один игрок прячет в руках за спиной свое яйцо и яйцо соперника. Соперник должен отгадать в какой руке находится его яйцо. Если же отгадает - забирает два яйца (свое и чужое), если нет - отдает свое.
                                               “Поиск яиц с завязанными глазами”.

Один игрок на расстоянии 10-20 шагов кладет яйцо на поле. Другой, предварительно определив расстояние и количество шагов до яйца, с завязанными глазами должен до него дойти. Когда нужное расстояние пройдено, повязка или шапка с глаз снимается, и игрок должен дотянуться до яйца (ложиться на землю запрещается). Если игрок дотягивается, яйцо - его, если нет - игрок отдает свое.

Битьё пасхальными яйцами «Яйца бить».

Играть можно как парами, так и целыми группами. Обычно бились обоими концами яйца. Есть несколько хитростей в этой простой игре, а именно как выбрать такое яйцо, которое бы выигрывало, то есть сразу не разбивалось. Можно постучать им  по зубам: если звук глухой и скорлупа мягкая, то яйцо считалось удачно выбранным для игры. Если же оно при ударе «звучит», то это значит, что скорлупа окостенела и яйцо при ударе лопнет. Старались также найти яйцо, у которого на остром конце образовался своеобразный наплыв, утолщавший скорлупу. Некоторые игроки яйца варили в крепком соляном растворе, чтобы усилить прочность.
Правила игры: Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики, игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (С носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон)  отдается на съедение победителю.

Эксперименты с куриным яйцом.

«Яйцо в бутылке»

Это многим хорошо известный, классический опыт, которому уже более ста лет. Тем не менее, мы приводим его здесь, т.к. он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях.
Вам потребуются:
- сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы куриное яйцо среднего размера
- стеклянная бутылка из-под сока с достаточно широким горлышком
- полоска бумаги
- спички или зажигалка
- растительное масло
Обращаем ваше внимание на то, что для успешного проведения эксперимента необходимо, чтобы яйцо было ненамного больше горлышка бутылки.
План работы:
1. Смажьте горлышко бутылки растительным маслом.
2. Подожгите бумагу и быстро опустите ее в бутылку. Будьте осторожны при этом, чтобы не обжечь пальцы!
3. После этого сразу же положите яйцо на горлышко бутылки.
4. Через секунду горящая бумага потухнет, а яйцо невероятным образом окажется в бутылке.

Объяснение опыта:
 Горящая бумага нагревает молекулы воздуха в бутылке, от чего они приходят в движение, начинают отталкиваться друг от друга. Часть воздуха выходит наружу через щели между яйцом и горлышком бутылки. Когда пламя гаснет, молекулы воздуха охлаждаются и начинают притягиваться друг к другу. Это явление в науке носит название парциальный вакуум. Воздух снаружи бутылки устремляется внутрь нее, однако путь ему преграждает яйцо. Давление молекул воздуха снаружи бутылки настолько велико, что они буквально вталкивают яйцо внутрь сосуда.

sf3

Тонет или нет?

Материалы и оборудование:

  • Литровая банка
  • Сырое куриное яйцо
  • Поваренная соль

Теория:

Все, наверное, знают, что в соленой воде плавать легче, чем в пресной.  Это происходит потому, что плотность соленой воды выше.  Это прекрасно видно на примере яйца. Сырое куриное яйцо тяжелее обычной пресной воды. Оно в ней будет тонуть.

Но когда мы в раствор добавим соль, вода станет тяжелее, и яйцо станет легче жидкости, находящейся в банке - оно всплывет. Когда же мы добавим в банку еще пресной воды, то раствор станет не таким концентрированным, его плотность уменьшится, и яйцо снова утонет. 


Ход эксперимента:

Налейте в банку до половины обычной воды из водопроводного крана. Опустите в нее яйцо. Что с ним случилось? Правильно, оно утонуло.

Достаньте яйцо и добавьте в банку 4-5 чайных ложек соли. Размешайте соль, чтобы она полностью растворилась, и снова опустите в банку яйцо. Оно теперь не тонет, а плавает!

А теперь налейте в стакан пресной воды и потихоньку добавляйте в банку с яйцом. Вы увидите, как оно сначала начнет погружаться в воду, а потом и совсем утонет.

sf4

Оцените эту запись блога:
0

Комментарии

  • Никаких комментариев, к этой записи пока не оставлено. Оставьте свой комментарий.

Оставить комментарий

Гость
Гость 25 Ноябрь 2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Очень понравилось качество исполнения таблиц. Наглядно и точно.

Очень полезный материал, доступно написано, детям, глядя на эти картинки, намного легче запоминаются...
Ирина Заграничная

Здравствуйте! Можно получить ответы на этот тест.Заранее благодарна.

Елена

супер!!!!!возьму себе некоторые моменты!!!

Галина

Пожалуйста можно ответы на все вопросы данного теста

Елизавета