Сайт для воспитателей детских садов


Познавательно - исследовательский проект в старшей группе "Растения, которые нас лечат"

Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.

Проблема. Беседа с детьми на тему растений помогла определить проблему, а именно - дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в  целебных растениях. Поэтому и был разработан экологический проект «Лекарственные растения»

Сроки проведения: разработка и реализация проекта проходила в летний период  2016 года в течении двух  месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель проекта сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи:

 1. Для воспитанников:

1. Уточнить и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования.

2. Познакомить с разнообразием целебных растений, их значимостью для всего живого на планете.

3. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.

4. Развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение сравнивать и анализировать.

5. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. 6.Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

7.  Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также бережное отношение к природе.

2. Для родителей (законных представителей)

1. Привлекать родителей к участию в образовательной деятельности, создании совместного образовательного проекта.

2. Повышать родительскую компетенцию в вопросах экологического воспитания.

3. Для педагога:

1. Разработать систему мероприятий, направленных на развитие экологических знаний старших дошкольников.

2. Создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

Содержание проекта (краткое описание основных этапов проекта).

В летний период времени 2016 года на уровне ДОУ я внедряла проектную деятельность познавательного цикла под названием: "Растения, которые нас лечат". На начальном этапе внедрения проекта  провела  диагностическую беседу с детьми и анкетирование с  родителями.  План реализации проекта  представлен в виде таблицы- матрицы. ( план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий).

Осуществляя прогулку с детьми по экологической тропе, я задала детям вопрос: "Что вы видите под своими ногами, когда идете?" Дети стали называть: траву, камешки, цветы. Катя назвала одуванчики. «Вот – лопух», сказала Аня.   «А я вижу  подорожник, он лечит», - сказал Саша. А какие еще растения, которые нас лечат, вы знаете? Ответов много не последовало,  и эта проблема  послужила толчком к созданию проекта.

Ввести детей в проблему проекта помог просмотр  мультфильма «Сказки про лекарственные растения». Сюжет  мультфильма раскрыл перед детьми разнообразие мира растений, которые лечат людей, животных.   После просмотра дети  поняли, что в природе нас окружают растения,  которые не только  радуют  своей красотой,  но и  помогают нам дышать. И также существуют лекарственные растения, которые   в  опасных для здоровья ситуациях  приходят  на помощь человеку, животным.

Затем для расширения знаний у детей о лечебных растениях использовала беседы с использованием ИКТ: "Как разнообразен растительный мир", "Почва и ее свойства", "Царство лекарственных растений", "Что лечат лекарственные растения". После этого дети стали искать в ближайшем окружении лекарственные травы. Исследовав территорию детского сада, выявили с детьми наличие хорошо знакомых детям видов лекарственных растений - одуванчик, подорожник, лопух; и незнакомых - тысячелистник, цикорий. На месте их произрастания мы поместили таблички - указатели с картинкой.  Позже Галя предложила придумать карту и занести на нее все растения- целители, которые растут на территории детского сада. Итак, дети выявили, что нужно на карту занести  следующие растения: цикорий, тысячелистник, ромашку лекарственную, пастушья сумка, одуванчик, лопух, подорожник, крапиву.  Совместно с детьми изготовили карту- схему.

В период ознакомления с новым видом лекарственных растений мы читали такие литературные произведения как: рассказ "Огород на опушке" А. Стрижева, А. Онегова "Тропинка полевая",  Н. Павловой "Загадки цветов",  А. Плешакова "Зеленые страницы",  Э. Шима «Сказки, найденные в траве», С. Козлова «Волшебная травка зверобой»,  К. Паустовский «Заботливый цветок».

 Разучивали стихи, отгадывали загадки про лекарственные растения: подорожник, ромашку лекарственную, крапиву, одуванчик.

  Чтобы сформировать представления о лекарственных растениях у детей проводила дидактические игры под названием: "Где что растет?", "Угадай, где я была?"(определение места произрастания), "Найди, о чем расскажу", "Что лечит это растение". "Какому растению принадлежит это?". Для создания игры "Угадай по запаху" приняли  участие и дети и родители. Каждый  ребенок выбрал понравившиеся растение, дома вместе с родителями собрали, высушили и принесли в сухом виде в  мешочке из ткани.

Экскурсии по экологической тропе помогли детям в экспериментальной деятельности. Дети узнали строение растений, условия, необходимые для их жизни, размножение, рост, развитие растений. На  прогулочном участке создали уголок "Зеленые помощники", где дети самостоятельно рассматривали картинки с лекарственными растениями и иллюстрации из книг.

Узнав о большой пользе всех лекарственных трав, дети  предложили придумать  плакат «Берегите лекарственные растения- это наши зеленые друзья» и разместили его в уголке на участке. А еще пригласили  гостей- друзей  из другой группы и рассказали им о пользе лекарственных растений.

Позже ребята спросили: "А где могут расти еще лекарственные растения?" И тогда мы осуществили выход  в парковую зону с целью выявления места произрастания лекарственных растений за территорией детского сада. Сделали вывод, что эти растения растут повсюду, всегда рядом с нами.   Затем посетили аптеку, где работает бабушка Вероники. Она рассказала детям, что можно травы сушить самостоятельно дома, а можно купить готовую траву в аптеке и лечиться.

 С использованием изобразительных средств дети рисовали понравившиеся растения. Детские работы собрали в папку "Целебные травы".

Завершая  работу  с детьми по проекту, мы собрали гербарий лекарственных растений. В игровой деятельности дети  использовали лечение разными отварами, легко узнавали  и называли лекарственные растения на территории детского сада, по дороге домой.  Пополнилась развивающая среда новыми дидактическими играми,  появилась картотека лекарственных растений нашей местности,

В проектной деятельности принимали участие  и родители. Совместно с детьми родители в домашних условиях изготовили схемы  приготовления отваров, настоек для  оздоровления организма и различных заболеваний. Поделились опытом на итоговом мероприятии. Вместе оформили копилку "Бабушкиных рецептов" (обмен рецептов).

 Интересными по содержанию получились сочинения сказок родителей и детей про лекарственные растения и их лечебные свойства.

Творчески подошли родители к изготовлению книжек- малышек "Мое любимое лекарственное растение"

Ожидаемые и полученные результаты.

В ходе работы над проектом  мы  достигли следующих результатов: обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. Мы собрали бесценный материал о целебных растениях нашей местности, которые растут и на территории детского сада. В период работы над проектом дети пополнили словарный запас.  Экспериментальная   деятельность, в которой участвовали   дети была  направлена на развитие  воображения, мышления.  В ходе всего проекта дети проявляли  любознательность, были  наблюдательны.

В результате работы по проекту дети узнали больше названий целебных растений, узнали об их  значимости для всего живого на планете. Если в начале работы дети знали только 2-3 растения, то к завершению их знания пополнились до 8-10. Легко узнавали  их по внешнему виду, и также  Путем исследования дети  познакомились  со свойствами лекарственных растений и их лечебными  качествами.

У детей  сформировалось  бережное отношение к природе.

 Ребята хорошо запомнили, что растения, которые нас лечат надо охранять и беречь.

  Из наблюдений за играми детей , можно сказать, что у детей появились новые сюжеты игр: "Фитобар", "Зеленая аптека".

Оцените эту запись блога:
0
Демченко Ольга Александровна пока еще не указала никакой информации
Новые сообщения автора

Комментарии

  • Никаких комментариев, к этой записи пока не оставлено. Оставьте свой комментарий.

Оставить комментарий

Гость
Гость 23 Август 2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

доброго времени суток! как можно с вами связаться? по поводу тестирования

нина
16.08.2017 in Педагогика
Татьяна, с удовольствием ознакомилась с тем, как у вас в детском саду построена работа по изучению П...
Я в своем детском саду ответственная за работу кабинета по изучению ПДД, поэтому постоянно просматри...
Очень интересный сценарий! Столько веселья, смеха! Использование русского фольклора - это замечатель...