Сайт для воспитателей детских садов


Консультация для воспитателей в образовательной области ,,Речевое развитие"

Тема: ,,Роль детской литературы в развитии выразительности и образности детской речи"
1. Круг детского чтения. Принципы его формирования.
Каждое новое время, каждое поколение нуждается в собственном круге чтения, отражающем читательские потребности, идеалы и идеи. Читатель в ребенке вырастет тогда, когда литература, книга соответствует его мировоззрению ,его запросам, его душевным побуждениям, когда в книге находится ответ на вопрос ,еще зреющий в сознании, когда
Обложка или переплет
Как маленькая дверца
Приоткрывающая вход
И доступ в область сердца
(Е. Долматовский)
Круг детского чтения-это круг тех произведений, который читают(слушают чтение) и воспринимают дети. Эти произведения как специально писались для них, так и перешли от взрослых; были приняты и поняты детьми. Особенно быстро меняется круг чтения дошкольников. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения.И то, что звучало для малыша второго года жизни и принималось им, пятилетнему будет неинтересно или будет переосмыслено им.
Исследователи круга детского чтения определили принципы его формирования:
1. Психологические принципы - это учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного дошкольника. Восприятие художественного произведения- это процесс состоящий из двух этапов: постижение читателем смысла текста и воздействие самого текста на читающего.
Дошкольник глубже воспринимает когда в произведении есть какое либо событие. Живее , эмоциональнее воспринимаются стихи, труднее - проза. Восприятию ребенка свойственна наивность, внеконтекстное восприятие искусства. В своих представлениях о происходящем в произведении он выходит далеко за пределы самого текста: одушевляет неодушевленное, не соотносит описываемые события с реальным временем и местом,изменяет произведение по- своему, делая его героями самого себя, своих друзей и знакомых, персонажей ранее прочитанных книг.
Восприятие -процесс, тесно связанный с возрастом ребенка, особенностями его мышления. Дошкольник с его наглядно-действенным (один-три года) и наглядно -образным ( четыре-пять лет) мышлением лучше воспринимает текст с опорой на иллюстрации, когда слова и образ дополняют друг друга в сознании малыша. Отсюда вытекает потребность ребенка в яркой иллюстрированной книге.
2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.
3. Литературоведческие - наличие в круге детского чтения всех видов литературы: проза, поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие жанров, как фольклорных так и литературных ( сказки, стихотворения , рассказы, повести, и др.)

4. Историко-литературные - непременное наличие произведений русской литературы и литературы народов мира.
Важным критерием является идейно-художественный .В круг детского чтения должны входить произведения, проникнутые гуманистическими идеями, несущие вечные ценности добра, справедливости, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого. Задачи литературы-научить ребенка думать над происходящим вокруг, анализировать и делать выводы.
2.Заучивание стихотворений наизусть.
Для заучивания необходимо выбрать такой текст, для которого характерны отчетливость и ясность смысла каждого слова. Содержание стихотворения должно быть интересно малышу по тематике, по мироощущению.
Корней Чуковский давно заметил, что лучше всего дети чувствуют стихи с парной , т.е близко стоящей ,рифмой. Запомнив рифму ,они легко восстанавливают всю стихотворную строчу. Значит при подборе стихотворений для заучивания необходимо подбирать те, где есть рифмовка. По наблюдениям того же К. Чуковского , либимым стихотворным размером ребенка является хорей(двусложный стихотворный размер, в котором безударный слог чередуется с ударным.)
В темной детской спал Сережа,
На своей кроватке лежа,
А игрушки в беспорядке
Спали около кроватки... - парная рифмовка
Близким к хорею , т.е таким же двусложным размером , является ямб (ударными являются четные слоги, ударный- первый слог.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Привлекает детей и смена чередования ритмов, как это делал сам К. Чуковский, в стихотворениях которого наряду с рифмованными строчками существует одна нерифмующаяся ,что придает стихотворению особый ритм, особое очарование.
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат-
Будет , будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха -Цокотуха
Именинница!
Лучшему запоминанию стихотворений способствует и знакомство с биографией поэта, творческой историей создания стихотворения. Все это настраивает детей на лирический лад, возбуждает интерес к самому тексту.
Прежде,чем учить стихотворение вместе с детьми, воспитатель должен его выразительно прочитать ,дать детям почувствовать его красоту, точность рифмы, напевность и лиричность мелодии ,игру звуков.
С детьми хорошо учить стихи-диалоги, обращая внимание на интонацию.
В последние десятилетия отдельными авторами предлагалось методика работы по обучению детей рассказыванию стихов руками .Ее приветствовали и писатель ,и психологи ,и логопеды, считая , что движения помогают быстрее , легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать ,так как в работу включаются не только слуховой , но и зрительный, и двигательный анализаторы. Но надо помнить и о том, что в школе таким способом непользуются, и детям, привыкшим учить стихи с помощью жестов и смены интонации, трудно будет привыкнуть к школьной, новой для них, методике.
3. Анализ художественного текста.
Анализ теста учит вдумываться , вглядываться в текст, не только читать , но и вчитываться ,видеть глубину содержания, следовать за мыслью автора и постигать ее.
Чему можно научить дошкольника ,анализируя текст?
При работе с детьми такого возраста используется только один вид анализа-,,вслед за автором”, т.е тот вид , где соблюдается логика развития действия. Значит ,детей можно научить следовать логике писателя, чувствовать и понимать ее.
Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов .Ребенок должен привыкнуть к тому, что нужно выслушать вопрос, понять его суть и ответить в соответствии со значением вопроса, не уходя от него,не расширяя ми не сужая его смысл.Отвечая на вопрос, ребенок вдумывается в текст, запоминает его содержание, использует язык писателя в речевой практике.
Малышам от 1 года до 3-х преимущественно задаются репродуктивные вопросы,помогающие воспроизвести текст и следовать его логике: Кто? Что ? Как?
На четвертом году жизни ребенка и далее в его речь естественным образом входят вопросы почему? И зачем? Пришла пора вопросов аналитического характера, побуждающих размышлять над прочитанным, сопостовлять, сравнивать. Доступность вопроса предполагает ясность смысла, конкретность ответа .Чем грамотнее задан вопрос,тем точнее будет ответ.
Ребенку нельзя задавать так называемые двойные вопросы: где и почему ?кто и где? Чтобы не рассеивать внимание малыша, а нацеливать на один ,но верный и глубокий ответ.
Поскольку литература-это один из видов художестенного творчества, то в поцессе анализа детям следует показать ,как <<сделано>> произведение, то есть дать им представление о тех художественных приемах и средствах, которыми пользуется автор и которые доступны детям(рифма , сравнение и.т.д)
Для анализа текст должен быть динамичным, события. Поступки ,характеры героев в них-яркими,неординарными. Надо подбирать текст, в котором есть материал для серьезного разговора с детьми для обсуждения чего-либо. Не следует брать текст,перегруженный деталями, незначащими фактами. Хорошо,если книга иллюстрирована.
Проводя анализ произведения ,взрослый должен научиться превращать его в серьезный, интересный и полезный для детей разговор о литературе .Разговор ,с помощью которого решаются жизненно важные для ребенка вопросы.
Ни в коем Случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания,а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка или группы детей.
В структуре занятий по литературным произведениям можно условно выделить три части:
1.Познакомить с произведением, обеспечивая полноценное первоначальное восприятие текста.
Перед чтением воспитатель может объяснить смысл сложных для понимая дошкольников слов и выражений. Беседу целесообразно проводить с показом иллюстраций.В качестве дополнения к вводному разговору с детьми можно ввести рассказ о творчестве писателя ,об истории создания обсуждаемого произведения.
2.Беседа о прочитанном.
Категории вопросов:
-вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение детей к явлению, событиям,героям.(Что больше всего понравилось в произведение? Кто
Больше всех понравился? Нравится или не нравится тот или иной герой?)Эти вопросы задают в начале беседы, они оживляют общие впечатления.
-вопросы, направленные на то ,чтобы выявить основной замысел произведений, его пролему .Постановка таких вопросов поможет воспитателю увидеть, насколько правильно понятно детьми содержание произведения.
Во время беседы полезно зачитывать отдельные фрагменты.
-вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
-вопросы, обращающие внимание на языковые средства выразительности.
-вопросы, направленные на воспроизведение содержания.
-вопросы, побуждающие к элементарным обобщениям ,выводам.
Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов – вызвать у ребёнка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом ,выделить наиболее существенно, главное.
Важно, что в памяти детей осталось само произведение,а не беседа.

Оцените эту запись блога:
0

Комментарии

  • Никаких комментариев, к этой записи пока не оставлено. Оставьте свой комментарий.

Оставить комментарий

Гость
Гость 30 Апрель 2017

Вход на сайт


Комментарии в блогах

Почему же сразу "кто то у кого то стырил"!?Может материал взят за основу а данные все каждый свои вв...
Татьяна
Здравствуйте,ваша информация мне очень полезна для работы. Можете подсказать в каком нормативном док...
Татьяна
не знаю кто у кого этот отчет "стырил", но вот на сайте МААМ, точно такой же под другим именем http...
Наталья
Материал хороший, правильно структурирован. Желательно добавить мнения ученых о развитии самостоятел...
Виктор
Светлана Викторовна, вы дали очень интересный отчет о проделанной работе в 2105-2016 учебном году. Я...
Олейникова Ольга Ивановна